Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Украшение стола и сервировка






Столы на современных деловых приемах принято накрывать скатертью. Скатерть предпочтительно выбирать белую, но она может быть также любых светлых оттенков (для торжественного обеда, т.е. сугубо вечернего приема - только белая скатерть). Рисунок на скатерти и салфетках - одинаковый, купонного характера Некоторые фирмы заказывают специальное столовое белье с логотипом (логотип - словесная форма эмблемы или торговогознака фирмы) или плоскостным символическим обозначением товарного знака фирмы. Заметим, что заказное столовое белье говорит о том, что протокольная группа (отдел) организация высоко ценит свою работу, придает большое значение деловому этикету, соблюдение норм которого отражается положительно на имидже фирмы.

Скатерть должна быть ниже края стола на 20-30 см. накрытые столы выглядят изысканно, если посуда по цвету, рисунку гармонирует со скатертью и салфетками. Существует множество способов сворачивания салфеток, помещаемых на тарелки (отсылаем читателя к специальным справочным изданиям).

В последние два-три десятилетия вместо скатерти иногда используют специальные салфетки, подкладываемые под каждый прибор, чтобы оставить видимой красивую полированную по­верхность стола.

Принято украшать стол цветами, свечами, причем хорошо, если вазы для цветов и подсвечники составляют часть сервиза или гармонируют с ним. Сервиз, как и скатерти, можно сделать на заказ, по желанию формируя состав сервиза (скажем, заказать вазы различной конфигурации, дополнительное количество пепельниц и т.п.), и, самое главное, поместить на всех предметах сервиза эм­блему или логотип фирмы.

Свечи по цвету должны соответствовать рисунку сервиза.

Цветы размещают на столе таким образом, чтобы они не ме­шали общению: высокие вазы с цветами лучше поставить не на столе, а вдоль стен, разместив их на специальных подставках; можно, если помещение позволяет, использовать напольные вазы, которые будут служить уже не украшением стола, а украшением зала, в котором проходит прием. Помещение можно также укра­сить живыми (или искусственными) гирляндами и даже связками или цепями из воздушных шаров - в зависимости от характера приема, должностного ранга и возраста приглашенных и объекта празднования. Иногда на поверхности стола раскладывают жи­вые цветы и(или) ставят фарфоровые фигурки в качестве украше­ния. Повторяем, выбор стиля и вида украшения стола зависит от многих факторов, некоторые из них названы выше.

Расстановка приборов на, столе производится с учетом требо­ваний симметрии. От края стола следует отступить на 2-3 см.

Первое, что ставится на стол при его сервировке, - подтарельник, он играет роль подставки, помогает защитить скатерть и со­хранить пищу, поданную в горячем виде.

Подтарельник - самая большая плоская тарелка в сервизе. Однако в качестве подтарельника может быть подан металличес­кий поднос (например, жостовский поднос с авторской росписью), подставка также может быть деревянной, имеющей круглую фор­му, т.е. все зависит от средств фирмы-хозяйки и характера дело­вого приема.

Подтарельник (подставка) присутствует на столе на протяже­нии всего пребывания гостей за столом, а тарелки -закусочные, для горячего блюда, десертные и пр. - сменяются.

Слева от основной тарелки ставится маленькая плоская тарелочка для хлеба, справа (симметрично) - такая же для отходов, если предполагается подавать виноград или другие фрукты с кос­точками. Иногда предполагается хлебную тарелку использовать и для отходов, чтобы не загромождать стол большим количеством посуды, однако это неэстетично.

Вилки всегда кладутся у приборов зубцами вверх, слева, ножи - острой частью к тарелке, справа.

Обычно возле тарелки кладутся три пары приборов: вилка и нож обычных размеров -для мясных горячих блюд, вилки чуть меньшего размера и нож чуть меньше и шире - для рыбных блюд, маленькие вилки и нож - для закусок. Близость или удаленность от тарелки диктуется порядком подачи блюд: если закуски пода­ются первыми (что естественно), значит, закусочные вилка и нож кладутся снаружи, дальше от тарелки, чем другие приборы. Пос­ле того как с закусками покончено, закусочную тарелку и прибо­ры убирают, и самыми удобными для использования должны ока­заться рыбные нож и вилки (или две вилка). Их тоже убирают после того, как рыбное блюдо съедено. Последними остаются нож и вилка обычного размера - для мясного блюда.

Количество приборов, придуманных человечеством для удоб­ства питания, постоянно растет. Однако больше трех пар прибо­ров, как уже указывалось, класть не принято, так как это может быть истолковано как претенциозность, которая сама по себе яв­ляется дурным тоном.

Если какие-либо из блюд требуют специальных приборов (на­пример, устрицы), их следует подавать с указанными блюдами.

За большой тарелкой-подставкой сверху кладутся приборы для десерта: ложка - ручкой вправо, нож - ручкой вправо, вилка -ручкой влево.

Кушанья, предлагаемые к угощению, могут уже стоять на сто­ле, например мясо - на большом блюде, закрытом специальной крышкой, чтобы предохранить от остывания. Однако блюда мо­гут и разноситься персоналом, обслуживающим прием. В этом; случае кушанья подаются гостю слева, тогда как жидкости - чай, вино, кофе-справа.

Не следует помогать официанту собирать грязную посуду и подавать ему свою использованную тарелку.

Следует иметь в виду, что на деловых приемах одно из правил светского этикета - обслужить сначала женщину, а потом мужчину - не действует. Как уже говорилось ранее, главное - это долж­ностной статус, поэтому начинают обслуживание с почетных гос­тей, а далее обслуживают всех по очереди.

 

ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ

Поведение человека за столом - цела* наука. И, поскольку приемы - неотъемлемая часть деловой жизни, современные шко­лы бизнеса, колледжи и Другие учебные заведения обучают буду­щих бизнесменов правильно вести себя за столом, проявлять веж-ливость и предупредительность по отношению к соседям, есть не только красиво, но и " безбйайсно" для окружающих, т.е. без риска опрокинуть рюмку или уронить вилку на одежду рядом сидящего человека.

Главная и самая общая рекомендация, которую можно дать относительно поведении и манер во время присутствия на дело­вом приеме: постарайтесь сделать свое общество приятным для окружающих.

За столом совершенно недопустима неумеренная жестикуля­ция. Это может привести к тому, что вино прольется на чью-либо одежду, упадет и разобьется тарелка и т.п.

Все нормы и правила поведения за столом выработаны мно­гими поколениями и в своей основе имеют, прежде всего, здра­вый смысл, а также правила гигиены, гуманное отношение к лю­дям и т.п.

Постараемся рассмотреть основные правила поведения за сто­лом с учетом того, что деловой этикет имеет некоторые отличия от этикета светского.

Так, например, имеет смысл придерживаться того темпа еды, который установился в целом за столом. Если кто-либо будет есть слишком быстро или слишком медленно, это обратит на него вни­мание Окружающих и отвлечет их от главной цели делового при­ема, а главной целью, как уже говорилось, является установление и развитие деловых связей и партнерства. Манеры каждого уча­стника приема должны быть таковы, чтобы присутствующие мог­ли сосредоточить свое внимание именно на деловой стороне.

Элементарные правила поведения за столом - стараться есть и пить тихо, в идеальном случае - беззвучно; не должно быть слыш­но стука ножей или вилок. Следует отрезать кусочки того, что лежит на тарелке (мясо, бутерброд с рыбой и т.д.), по потребнос­ти, а не нарезать сразу. Если трудно дотянуться до какого-либо предмета на столе, надо попросить его передать, а не вставать с места и, нависая над столом, с риском окунуть рукава пиджака в чужие тарелки, доставать с трудом до желанной салатницы.

Не следует класть локти на стол (можно задеть соседа или его столовый прибор). На столе находятся только кисти рук, а локти, по возможности, прижаты к телу. За столом следует сидеть пря­мо, не наклоняясь над тарелкой.

Вилку и нож следует держать пальцами, а не ладонью.

Справочники по этикету рекомендуют не доедать с тарелки все до последней крошки. Однако этот совет нельзя принимать как догму. В Германии, например, сочтут, что блюдо гостю не понравилось, если он оставит часть его на тарелке.

Современные нормы этикета предлагают положить салфетку на колени', чтобы избежать порчи одежды из-за возможного по­падания на нее пищи. Но практика показывает, что о салфетке забывают, и она оказывается под ногами сидящих или под сто­лом. Поэтому можно, развернув салфетку, положить ее в произ­вольном виде справа от прибора, конечно, если позволяет место.

Некоторые (немногочисленные, заметим) авторы утверждают, что есть два способа использовать нож и вилку: американский и европейский. Первый характерен тем, что, держа нож в правой руке, а вилку в левой, отрезают кусочек от целого, лежащего на тарелке; после этого нож оставляют на тарелке, вилку переклады­вают в правую руку и съедают с ее помощью то, что отрезано. Затем операция повторяется. Второй способ - европейский - ре­комендует действовать, постоянно держа нож в правой руке, а вилку - в левой, Хотя авторы подобных рекомендаций утвержда­ют, что оба способа имеют равное право на существование, возьмем на себя смелость утверждать, что европейские традиции этикета в отличие от американских имеют более древнюю исто­рию. И еще один скромный довод в пользу европейской нормы: попробуйте перекладывать постоянно вилку в правую руку на протяжении всего пребывания за столом - и ваши соседи сначала молча н незаметно удивятся, а потом с уверенностью (но также молча) сочтут, что вы несколько задержались в развитии своих манер и воспитания на уровне пятилетнего возраста.

Еще несколько советов: на деловых приемах чокаться не при­нято. Уж если это делать, то только по отношению к ближайшим соседям по столу, остальных можно поприветствовать, слегка приподняв бокал, легким наклоном головы.

Представители принимающей гостей организации, т.е. хозя­ин (или хозяева, например члены Совета директоров), садятся пер­выми, чтобы создать непринужденную атмосферу, в которой при­глашенным проще тоже сесть за стол.

Начинает есть первым тоже хозяин, чтобы подать пример. Но он не должен первым вставать из-за стола: это разрешается сде­лать только после того, как из-за стола встал последний гость. Не следует бояться того, что в этом случае хозяину придется на­ходиться за столом бесконечно, как уже упоминалось ранее, - на­чало приема и его продолжительность обозначены в приглаше­нии; кроме того, можно надеяться, что нормы этикета каждый присутствующий знает отлично и не заставит первых лиц фирмы-хозяйки слишком уж долго томиться за столом в ожидании того, когда насытится последний гость.

Мужчина сопровождает женщину к столу, усаживает ее спра­ва от себя, после чего может сесть сам. Право на внимание и по­мощь мужчины принадлежит женщине, сидящей справа от него, но. женщина, сидящая слева, также не должна оставаться вне его поля зрения. Мужчина за столом должен оказывать одинаковые знаки внимания и знакомым женщинам, и женщинам, которым он не представлен.

За столом принято вести беседу. Если число участников при­ема Небольшое, беседа бывает общей. Если число гостей более 30-40 человек, беседуют рядом сидящие. При этом не принято пере­говариваться через головы соседей: если очень нужно что-либо сказать соседу, сидящему через одного человека, надо это сделать, отклонившись назад, т.е. за спиной непосредственного соседа, а не перед его лицом.

При разговоре с одним соседом нельзя поворачиваться спи­ной к другому соседу.

Если вилка, нож или ложка упали на пол, следует попросить официанта принести другой прибор. Но хорошо обученный пер­сонал, обслуживающий деловой прием, обычно сделает это сам, не дожидаясь просьбы.

Очень существенное напоминание: недопустимо вслух делать замечания о недостаточно хороших манерах кого-либо.

Нельзя также дуть на какое-либо слишком горячее блюдо с целью остудить его.

Следует подождать, пока предложат добавку, а не протяги­вать тарелку с просьбой об этом.

Нельзя пользоваться обратной стороной вилки или ножа.

По окончании обеда салфетку, не складывая ее, кладут на стол слева или справа от прибора.

Можно порекомендовать каждому из приглашенных не быть тем, кто встает из-за стола последним.

Нельзя промокать кусочком хлеба остатки соуса!

Если нет желания есть какое-либо блюдо, надо просто сказать: " Благодарю, не надо", а не пускаться в длительные объяснения относительно больной печени или слабого желудка, осведомля­ясь одновременно о их состоянии у соседей.

Нельзя давать никаких отрицательных характеристик пода­ваемым блюдам, но и излишнего восхищения демонстрировать не стоит; можно высказать похвалу, но умеренно.

Курить за столом можно, если на столах примерно на рассто­янии 1-1, 2 метра друг от друга расставлены пепельницы. Если пепельниц нет, не стоит спрашивать разрешения закурить у сосе­дей. Дело в том, что протокольная группа фирмы-хозяйки проду­мывает этот вопрос и принимает решение о возможности курить за столом в зависимости от общего числа приглашенных, харак­тера приема, числа курящих гостей. Если курить в зале не разре­шается, то поблизости должно быть оборудовано курительное помещение - чистое, комфортабельное, периодически проветриваемое. Указатели, информирующие о курительной комнате, развешиваются в нескольких местах.

МЕНЮ И ОЧЕРЕДНОСТЬ ПОДАЧИ БЛЮД

Составляя меню (или знакомясь с тем, что предлагает персо­нал, который будет обслуживать прием), следует придерживаться общепринятой очередности подачи блюд:

1. Закуска

2. Суп

3. Рыбное блюдо

4. Мясное блюдо

5. Сыр

6. Десерт

7. Кофе

Эту схему можно варьировать, например:

• Суп

• Мясное блюдо

• Десерт

• Кофе Или:

• Мясное блюдо

• Десерт

• Кофе

Или:

• Суп

• Рыбное блюдо

•Десерт

• Кофе Или:

• Холодная закуска

• Горячая закуска

• Мясное блюдо

• Десерт

• Кофе

Принципы составления меню:

1. Следует учитывать калорийность подаваемых блюд, чере­дуя более и менее калорийные.

2. Меню должно состоять из разнородных блюд: например, если одно да блюд вареное, другое должно быть жареным; если грибы - гарнир к мясу, то не следует подавать грибной суп, и т. д.

3. Цветовая гамма подаваемых блюд должна быть не однооб­разной, а пестрой.

4. Следует учитывать национальные особенности, а также ре­лигиозные традиции гостей и не включать в меню блюда, нанося­щие ущерб национальным или религиозным чувствам.

5. Не подаются блюда на субпродуктов (печень, мозги и др.)

6. К кофе в конце обеда не подают торты, пирожные и другие

виды выпечки.

7. Чем больше число блюд, тем меньше порция по объему.

8. Средний вес предложенных к угощению блюд должен быть равен примерно 1 кг на одну персону.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал