Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 48. Реакция ребенка
[279] На раздражение. - Детей призывают повиноваться своим родителям в Господе, но и родителям также дано наставление: " Не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали" 1. Часто мы больше раздражаем, чем убеждаем. Я видела, как мать выхватила из рук ребенка игрушку, доставлявшую ему особое удовольствие. Ребенок не понял - почему, и, естественно, почувствовал себя обиженным. Затем последовала ссора между матерью и ребенком, закончившаяся сильной поркой. Наказание глубоко запечатлелось в обостренном сознании ребенка. В данном случае мать поступила неразумно. Она не думала о причине и следствии. Ее грубые неразумные действия возбудили в душе малыша худшие страсти, и в каждом подобном случае эти страсти будут пробуждаться и укрепляться2. На придирчивость. - Вы не имеете права без повода придираться к детям и сурово осуждать за мелкие проступки, приводя их таким образом в уныние и лишая счастья. Действительное зло предстает таковым во всей своей греховности, и от родителей требуется твердое, решительное усилие, чтобы помешать его повторению. Но, несмотря на это, детям надо давать возможность исправиться. Их нужно ободрить, сказать им, что они могут стать лучше, приобрести уверенность и надежду. Дети в сердце своем могут стремиться к послушанию, но им нужна помощь и ободрение3. На слишком жесткую дисциплину. - Бог бесславится в семье, в которой нет верного представления [280] о том, какой должна быть дисциплина, и дети не понимают, что такое порядок и крепкое родительское руководство. Да, слишком суровая дисциплина, неуемная критика, надуманные законы и правила приводят к тому, что возникает неуважение к авторитету и пренебрежение теми правилами, исполнение которых Христос желает видеть4. Когда родители проявляют грубый, суровый, деспотический дух, в детях возникает дух сопротивления и упрямства. Такие родители не оказывают на своих детей мягкого влияния. Родители, замечаете ли вы, что грубые слова провоцируют сопротивление? Что сделали бы вы, если бы с вами поступали так же необдуманно, как вы поступаете со своими детьми? Вы обязаны вникнуть в закон причинно-следственных связей. Когда вы бранили своих детей, когда гневные удары сыпались на тех, кто был слишком мал, чтобы защитить себя, спрашивали ли вы себя, какими последствиями обернется для вас такое обращение? Думали вы о том, что сами чувствительны к словам осуждения и порицания, что вы также чувствуете себя ущемленным, если кто-либо, по вашему мнению, не оценил ваших способностей? Ведь вы лишь взрослые дети. Тогда подумайте, каково бывает вашим детям, когда вы говорите им грубые, резкие слова, сурово наказываете их за проступки, которые менее тяжки в Божьих очах по сравнению с вашим обращением с детьми5. Многие родители, называющие себя христианами, не обращены. Христос не пребывает в их сердцах верою! Их грубость, неблагоразумие и несдержанный нрав внушают отвращение детям и делают их невосприимчивыми ко всякому религиозному наставлению6. На постоянное осуждение. - Пытаясь исправить зло, мы должны остерегаться склонности выискивать ошибки у ближних или осуждать их. Постоянное [281] осуждение отталкивает, но не исправляет. Для многих людей, особенно впечатлительных, атмосфера безжалостной критики пагубна. Цветы не раскрывают бутонов под дуновением губительного ветра. Ребенок, которого постоянно ругают за одну и ту же ошибку, приходит к выводу, что в самой ошибке кроется что-то такое, против чего бесполезно бороться. Так возникает чувство безнадежности, часто скрывающееся под видом безразличия и самодовольства7. На приказы и ругань. - Некоторые родители поднимают в доме целую бурю, теряя самообладание. Вместо того чтобы с любовью попросить детей выполнить то или иное поручение, они грубо приказывают им, ворчат на них и часто незаслуженно упрекают их в том, в чем дети не виноваты. Родители, подобным отношением к детям вы лишаете их жизнерадостности и честолюбия. Они выполняют ваши поручения не из любви, а потому, что не осмеливаются ослушаться вас. Их сердце не принадлежит вам. Для них всякое дело становится изнурительным трудом, не приносящим никакой радости. При этом они часто забывают следовать вашим указаниям, что еще больше злит вас и, соответственно, наносит еще больший ущерб детским душам. Повторяются придирки, плохое поведение детей выставляется перед ними в ярких красках; в результате детей охватывает уныние и им уже неважно, угодят они взрослым или нет. Детей поражает дух безразличия, они начинают искать удовольствия и развлечения вдали от дома, потому что в семье не находят их. Они связываются с плохой компанией и вскоре становятся такими же испорченными, как худшие из детей мирских родителей8. На деспотический образ действий. - Воля родителей должна находиться под руководством [282] Христа. Управляемые и формируемые Святым Божьим Духом, они могут укреплять безусловную власть над детьми. Но если родители суровы и же-стки в наведении дисциплины, они добиваются таких последствий, которых им никогда не изменить. Своим деспотизмом они возбуждают чувство несправедливости9. На несправедливость. - Дети чутко реагируют на малейшую несправедливость, и в результате некоторые из них начинают унывать, перестают обращать внимание на громкий, сердитый и повелительный голос, их уже не пугает угроза наказания. Слишком часто дети становятся строптивыми и непослушными из-за того, что родители неправильно их воспитывают. А ведь если бы они правильно обращались со своими детьми, у них развивался бы добрый и уравновешенный характер! Мать, которая не в состоянии полностью владеть собой, неспособна управлять своими детьми10. На рывок или удар. - Когда мать толкает ребенка или бьет его, как, по-вашему, видит ли он в этих поступках красоту христианского характера? Конечно нет. В его сердце возникают только злые чувства, вряд ли способные помочь ребенку исправиться в будущем11. На грубые бесчувственные слова. - Христос готов сделать отца и мать подлинными воспитателями. Учащиеся в Его школе никогда не будут говорить с ребенком грубо и неприветливо, поскольку слова, сказанные резким тоном, режут уши, действуют на нервы, вызывают психические страдания и творят такое состояние души, которое никогда не поможет обуздать нрав ребенка. Вот почему дети зачастую неуважительно разговаривают с родителями12. На насмешки и колкости. - Родители не имеют права на раздражение, ругань и насмешки. Они никогда не должны обидными словами [283] упрекать детей за испорченные черты характера, которые они сами детям передали. Подобное воспитание никогда не исцелит зла. Родители, используйте принципы наставления Слова Божьего для увещевания и порицания своих своенравных детей. Покажите им, что ваши требования согласуются с принципом: " Так говорит Господь". Обличение из Слова Божьего гораздо эффективнее, чем порицание, высказанное родителями в грубом, сердитом тоне13. На раздражительность. - Раздражительность родителей и в детях вызывает такое же чувство. Гнев, проявляемый родителями, порождает гнев в детях, давая пищу их природным порокам... Всякий раз, когда родители теряют контроль над собой, говорят и действуют раздраженно, они грешат против Бога14. На чередующиеся брань и уговаривание. - Я часто видела, как дети, которым в чем-то было отказано, разозлившись, бросались на пол, сучили ногами и кричали, а неразумная мать то бранила, то уговаривала ребенка в надежде привести его в чувство. Такое обращение только провоцирует у ребенка вспышки гнева. В следующий раз он повторит свои фокусы, только с большим упрямством, в уверенности, что, как и раньше, он одержит победу. В результате розга цела, а ребенок испорчен. Мать никогда не должна позволять ребенку одерживать над собою верх. Чтобы поддерживать свой авторитет, нет необходимости прибегать к суровым мерам. Твердой, спокойной рукой и добротой, убеждающей ребенка в вашей любви, можно добиться цели15. На отсутствие твердости и решительности. - Недостаток твердости и решительности причиняет огромный вред. Я знаю родителей, которые [284] отказывали в чем-то ребенку, а затем, смилостивившись и решив, что они поступили слишком строго, давали ребенку именно ту вещь, в которой ему только что было отказано. Таким образом наносился непоправимый вред процессу формирования характера ребенка. Существует очень важный закон, который нельзя упускать из виду: если человеку твердо отказывают в желаемом и при этом не остается даже намека на альтернативное решение, желание вскоре ослабевает и мысли переключаются на другое. Но пока есть хоть малейшая надежда получить желаемую вещь, не прекратятся старания сделать это... Если родители дают прямое повеление ребенку, то за непослушанием должно обязательно последовать наказание. И это должно быть так же непреложно, как непреложны законы природы. Дети, воспитанные по этому твердому, неукоснительному правилу, знают, что когда какая-то вещь запрещается или в ней отказывают, им не помогут никакие приставания и уловки. Они очень скоро обучаются покорности и становятся намного счастливее. Дети нерешительных и чрезмерно балующих родителей постоянно надеются, что уговаривая, плача или угрюмо замкнувшись в себе, они добьются своего, или, отважившись на непослушание, они останутся без наказания. Таким образом, они продолжают оставаться в состоянии желания, надежды и неопределенности, делающем их беспокойными, раздраженными и непокорными. Бог считает таких родителей виновными в разрушении счастья их детей. Таким дурным воспитанием объясняется нераскаянность и бездуховность тысяч юношей и девушек. Оно приводит к гибели многих людей, называющих себя христианами16. На излишние ограничения. - Когда пожилые родители растят малых детей, отцу может казаться, что дети должны пройти суровую, трудную школу, которую прошел он сам. Ему нелегко признать, что родители должны сделать жизнь своих детей приятной и счастливой. (285] Многие родители отказывают детям в малых радостях и настолько боятся поощрить в них незаконные желания, что даже не позволяют им иметь самые невинные удовольствия. Из-за страха перед дурными последствиями они отказывают им в таких простых наслаждениях, которые спасли бы их от того самого зла, которого родители так боятся. Получив несколько отказов, дети решают, что им не дождаться позволения, и не просят о нем. Они незаметно бегут к наслаждениям, которые, по их мнению, им будут запрещены. Так разрушается доверие между родителями и детьми17. На отказ в разумных привилегиях. - Если у отцов и матерей не было счастливого детства, то почему из-за этого они должны омрачать жизнь своих детей? Отец может считать, что его метод дает единственный безопасный путь, но пусть он вспомнит поговорку: сколько голов, столько и умов, и чем сильнее попытка удерживать детей, тем сильнее их желание получить запретное. Итогом подобного воспитания будет непослушание родительскому авторитету. Отец огорчится от того, что сын, по его мнению, сбился с пути, его сердце будет страдать из-за сыновнего непослушания. Но ему следовало бы поразмыслить над тем, что причина сыновнего непослушания заключается прежде всего в его собственном, отцовском нежелании разрешить сыну то, что не является грехом. Отец полагает, что если уж он отказал сыну в чем-то, это достаточная причина для послушания со стороны сына. Но родителям следует помнить, что их дети разумные существа и с ними надо поступать так, как они сами желали бы, чтобы поступали с ними18. На суровость. - Родители, проявляющие [286] деспотичный, властный дух, переданный им их собственными отцами и матерями и побуждающий их проявлять суровость при наведении дисциплины и в процессе воспитания, не смогут правильно воспитывать детей. Своей суровостью в обращении с провинившимися детьми они возбуждают худшие страсти человеческого сердца и оставляют в детях чувство, что с ними поступили неправильно и несправедливо. Они пожинают в детях именно те склонности, которыми сами наделили их. Такие родители, говоря с детьми на религиозные темы, удаляют детей от Бога, потому что допускаемое ими искажение истины делает христианскую религию непривлекательной и даже отталкивающей. Дети скажут: " Ну, если религия такова, как мои родители, я не хочу иметь с ней никакого дела". Таким образом, в сердце часто поселяется вражда против религии, и из-за деспотического навязывания авторитета дети начинают презирать закон и правление небес. Собственным неправильным руководством родители определяют вечную участь своих детей19. На спокойное, доброе отношение. - Если родители желают, чтобы их дети выросли приятными людьми, они никогда не должны говорить им бранных слов. Мать часто позволяет себе раздражаться и нервничать, иной раз она толкает или шлепает ребенка и говорит с ним грубым тоном. Спокойное доброе обращение помогает сохранить в ребенке приятный характер20. На просьбу, высказываемую с любовью. - Отец, являясь домашним священником, должен мягко и терпеливо обращаться со своими детьми. Ему следует заботиться о том, чтобы не вызывать в них агрессивного настроения. Проступок нельзя оставлять без внушения и даже наказания, однако это надо сделать, не возбуждая худшие страсти в [287] человеческом сердце. Пусть отец с любовью поговорит с детьми, сообщив им, как огорчен Спаситель их поступками. И тогда пусть они вместе преклонят колени перед престолом милости и представят грехи Христу, молясь о том, чтобы Он явил им Свое сострадание и побудил их покаяться и просить прощения. Такой подход почти всегда сокрушает самое упорное сердце. Бог рекомендует нам быть простыми с нашими детьми. Мы склонны забывать, что у детей нет нашего преимущества долгих лет обучения. Если малыши не поступают в соответствии с нашими представлениями, мы тут же решаем, что они заслуживают нагоняя. Но это не улучшит дела. Приведите их к Спасителю и все расскажите Ему, а затем верьте, что на них будет покоиться Его благословение21. 1 Рукопись 38, 1895г. 2 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 117. 3 Знамения времени, 10 апреля 1884 г. 4 Ревью энд Геральд, 13 марта 1894 г. 5 Рукопись 42, 1903 г. 6 Письмо 186, 1891 г. 7 Воспитание, с. 291. 8 Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 384, 385. 9 Рукопись?, 1899г. 10 Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 532, 533. 11 Рукопись 45, 1911 г 12 Письмо 47 а, 1902 г. 13 Принципы христианского воспитания, с. 67, 68. 14 Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 398. 15 Тихоокеанский журнал здоровья, апрель, 1890 г. 16 Знамения времени, 9 февраля 1882 г. 17 Знамения времени, 27 августа 1912 г. 18 Знамения времени, 27 августа 1912 г. 19 Ревью энд Геральд, 13 марта 1894 г. 20 Ревью энд Геральд, 17 марта 1898 г. 21 Рукопись 70, 1903г.
|