Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Царь Эдип». «Антиго­на». «Электра».






Срединное место в великой триаде трагиков занимает Со­фокл, младший современник Эсхила. Он продолжил его дело и дал греческой трагедии совершенное художественное воплоще­ние. Он запечатлел расцвет афинской демократии. Его творчест­во, исполненное гармонии и величия, явилось одним из ярчай­ших художественных феноменов, выразивших «век Перикла».

«Любимец богов»

Софокла называли «любимцем богов» — так щедра оказалась к нему природа, наделив его талантами, долголетием и здоровьем. Немного сыщется в истории литературы художников слова, проживших столь плодотворную, пре­красную жизнь. Жизнь драматурга овеяна легендами. Греки определяли свой нравственный идеал человека словом «калокагатия». Оно происходит от двух слов: «прекрасный» («калос») и «хороший» («агатос»): человек красив сочетанием в себе внеш­ней привлекательности, гармонией тела, физической силой и нравственным благородством, духовным богатством. Достигает­ся это как физическими упражнениями, занятиями спортом, так и целеустремленным воспитанием и образованием. Достойный гражданин обязан и отстаивать, если потребуется, родной полис с оружием в руках, и прославлять его добрыми делами в самых разных областях. Привлекательность внешнего облика впечатля­ет, лишь, будучи соединена с красотой, скрытой духовной.

 

 

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТРАГЕДИИ. Сюжет «Царя Эди­па», подобно многим другим трагедиям, — это обработка мифа. Он относится к особому циклу мифов, Фиванскому. Это сказа­ния, связанные с городом Фивы, с судьбой его героев. Грече­ский писатель Аполлодор так излагает запечатленные в мифе со­бытия, лежащие в основе софокловской трагедии.

Лай воцарился в городе Фивы и женился на Иокасте. Одна­ко дельфийский оракул предрек ему, что он не должен иметь детей, ибо его ребенок станет отцеубийцей. Когда ребенок поя­вился на свет, Лай отдал его пастуху и повелел отнести на гору Киферон, предварительно проколов ему пряжкой голени. От­сюда имя ребенка — Эдип, что означает: с проколотыми ногами. Но пастух из города Коринфа нашел ребенка и передал его без­детному царю Полибу, который его усыновил. Ребенок рос си­льным и смелым. Долгое время он ничего не знал о своем про­исхождении. Однажды его назвали подкидышем. Тогда Эдип обратился за разъяснением к дельфийскому оракулу, прося от­крыть ему тайну его происхождения. Оракул ответил уклончи­во. Он лишь сказал, чтобы гот не возвращался на родину, по­скольку ему суждено убить своего отца и жениться на своей матери. Услышав это и полагая, что он — сын Полиба, Эдип, надеясь уйти от судьбы, оставляет Коринф. Однажды, проезжая по узкой горной дороге, он повстречал ехавшего на колеснице царя Лая, который потребовал, чтобы Эдип уступил ему дорогу. Когда Эдип проявил медлительность, Лай ударил одного из коней Эдипа. Вспылив, Эдип убил Лая и его слугу, не зная, кто на самом деле был перед ним. После этого он прибыл в Фивы.

В это время город постигла беда. Боги наслали на него чудо­вище — Сфинкса, имевшего лицо женщины, грудь, лапы и хвост льва, а крылья птицы. Сфинкс уселся на горе и стал одо­левать фиванцев загадкой: кто, имея один и тот же голос, утром является четвероногим, днем — двуногим, а вечером трехногим су­ществом. Бессильных разгадать загадку Сфинкс пожирал. Нахо­дившийся в Фивах Креонт, брат овдовевшей Иокасты, жены погибшего Лая, объявил, что тот, кто разгадает загадку Сфинк­са, займет освободившийся престол в этом городе и получит в жены Иокасту. Услышав загадку Сфинкса, Эдип ответил ему, что речь идет о человеке: в младенчестве он ползает на руках и ногах, повзрослев, ходит на двух ногах, а в старости пользуется еще и палкой. После этого Сфинкс бросился в пропасть и раз­бился насмерть. Счастливые фиванцы избрали Эдипа царем, который женился на Иокасте, и она родила от него двух сыно­вей, Полиника и Этеокла, и двух дочерей, Антигону и Исмену. Таковы события, которые непосредственно не показываются, но о которых будет упоминаться по ходу действия.

ЭДИП В ПОИСКАХ ИСТИНЫ. Однако было бы не вполне справедливо истолковывать софокловский шедевр лишь как трагедию рока, демонстрирующую неотвратимое всесилие судь­бы и бессилие человека. Пафос «Царя Эдипа» — в страстном поиске истины, в том «трагическом анализе», если употребить выражение Шиллера, который осуществляет главный герой.

При этом Софокл вносит некоторые коррективы в миф: непосредственное действие трагедии происходит примерно че­рез двадцать лет после гибели Лая и освобождения Фив от Сфинкса.

РАЗВИТИЕ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ. Исходная си­туация такова. Эдип, уже немолодой человек, по праву назван­ный «славным», «спасителем», принимает делегацию горожан, умоляющих царя избавить город от поразившей его страшной болезни, чумы. Подобные эпидемии, как известно, считались карой богов, выражавших так свое недовольство. Эдип испол­нен сочувствия к своим согражданам:

...Ни один из вас

Всё ж не страдает так, как я страдаю:

У нас печаль лишь о самих себе,

Не более — а я душой болею

За город мой, за вас и за себя.

Он отправляет своего зятя, Креонта, к оракулу Аполлона выяснить, «какой мольбой и службой град спасти». Вернувший­сь, Креонт сообщает мнение Аполлона, выраженное следующим образом:

Ту скверну, что в земле взросла фиванской,


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал