Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Имитационные игры и кейс-метод 4 страница






Учитель, видя его состояние, подошел к нему, положил руку на плечо и ласково произнес:

«Не волнуйся, все будет хорошо. Вот указка, начинай смелее! Ты же знаешь...», — Олег Иванович старался внушить подростку уверенность.

Кузин медленно направился к карте. Но вместо Восточного полушария... он оказался у Западного. В классе нарастал шум.

«Минуточку, друзья, не будем мешать человеку, — сказал учитель. — Миша сейчас сам разберется. Только, пожалуйста, спокойнее...»

Но Кузин стоял на прежнем месте. С ним явно происходило что-то неладное. Потом мальчик будет клясться и божиться, что он видел на карте не два, а одно полушарие...

Между тем Олег Иванович вел себя выдержанно. Другой бы на его месте сделал бы за время этой нелепой сцены не одно замечание, кое на кого прикрикнул бы и посадил Мишу на место. Но лицо учителя было по-прежнему спокойным, взгляд внимательным, но не строгим.

Успокоив класс жестом, он подозвал к себе Мишу и сказал:

«Такие случаи бывают, Миша. Человек хочет рассказать очень важное, он хорошо подготовлен, но ему что-то мешает, скорее всего, волнение. Такое случалось даже со знаменитыми артистами: зная наизусть роль, они, едва выйдя на сцену, почему-то ее забывали, и положение спасал только суфлер... Пойдем к карте и хорошо подумаем...»

Взяв мальчика за руку, Олег Иванович подвел его к карте полушарий и сказал:

«Ответь-ка сначала, сколько полушарий? Ты же это наверняка знаешь...»

«Два — Западное и Восточное», — ответил Кузин.

«Вот видишь, хорошо! Я не сомневался, что ты ответишь. А теперь вспомни, в каком полушарии больше частей света?»

«В Восточном полушарии», — сказал Миша.

«Правильно. Подумай теперь, где нам искать Австралию? К какому из полушарий нужно подойти?»

Как впоследствии признавался Миша, только после этих слов перед глазами у него появились два круга, раскрашенных разными цветами, выплыла зеленая Австралия, которую он безуспешно искал в Западном полушарии.

И тут Кузин заговорил, заговорил как никогда бойко и уверенно... Олег Иванович, не двигаясь с места до конца ответа, чтобы не отвлечь его и не помешать, слушал Мишу с большим вниманием. Он не скрывал своей радости за успех Миши. Когда ученик закончил свой рассказ, Олег Иванович громко сказал:

«Молодец! Вот умница! Ты же все отлично знаешь, даже больше, чем написано в учебнике. Спасибо за ответ!»

Миша, раскрасневшийся, счастливый, смущенно глядел на носки своих ботинок. На перемене он ходил по коридору настоящим героем.

Вопросы и задания:

1. Опишите состояние школьника в данной ситуации.

2. Дайте мотивированную оценку характера взаимодействия педагога со школьником.

3. Зависит ли манера поведения и стиль отношений педагога от его возраста и стажа работы? Дайте аргументированный ответ.

4. Какое влияние на учеников класса может оказать такой стиль деятельности педагога?».

Данная ситуация представляет собой модель такого поведения учителя, которое обеспечивает «сотворение» школьнику успеха, выступающего двигательной силой развития личности. Модель носит демонстративный характер и в обучении она выступает предметом поиска ответов на сформулированные вопросы и выполнения предлагаемых заданий.

Гуманитарное образование как сфера применения кейс-метода (часть 2)

Благодатным полем ситуационного обучения выступают науки об обществе: философия, социология, политология и история.

Изучение философии посредством анализа ситуаций имеет, пожалуй, самую древнюю традицию, которая слабо поддерживается в наше время. В античном мире наиболее эффективно использовали анализ ситуаций Сократ и Пифагор.

Что касается Пифагора, то он создавал целую систему препятствий при отборе своих учеников. Чаще всего новичка вводили в зал, где сидели ученики, которые всячески оскорбляли его. Если новичок вел себя достойно, не терял самообладание, то Пифагор принимал его к себе в ученики. А если не сдерживал себя, то прогонял. Но и после этого, как свидетельствует Диоген Лаэртский, жизнь принятых в учение была нелегкой: «Пять лет они проводили в молчании, пока не проходили испытания; и лишь затем они допускались в его жилище и к его лицезрению» [38, с. 335]. Создание и анализ ситуации использовались здесь в качестве средства педагогической диагностики, отбора наиболее спокойных и выдержанных абитуриентов.

Сократ же использовал ситуационный подход для овладения искусством полемики, для получения новых знаний.

Философская система Сократа, основу которой составляли проблемы этики, когда для изложения требовалось привлекать всё многообразие жизни, была очень благодатной основой для его протоситуационного обучения.

В наше время многим преподавателям философии не хватает того, что было с избытком у Сократа – личности, а также видения действительности через свою собственную философскую доктрину. Поэтому преподавание философии носит абстрактный, схоластический характер. В свое время Фрэнсис Бэкон (1561-1626) утверждал, что «знания можно передавать либо в форме утверждений, сопровождаемых доказательствами, либо в форме вопросов, за которыми следуют определения». Типичным вариантом обучения философии в современных вузах является передача знания в форме утверждений, но без доказательства, в форме вопросов, но без определений. Это приводит к исключительно малой эффективности философского образования, особенно в инженерных вузах.

Современное философское образование утратило методическую ситуационную традицию, которая была характерна для русской философской и религиозной мысли. Примеры развитого ситуативного подхода можно найти в древнерусских литературных памятниках. Например, наиболее популярным памятником афористической мысли на Руси в ХІІІ веке была «Пчела», содержащая сентенции различных античных и христианских авторов, приложимые к осмыслению различных житейских ситуаций.

Ныне потребность в ситуационном обучении философии становится все более рельефной, ибо в условиях ХХ1 века – века качественных перемен общества, становления информационной цивилизации, когда возрастает роль мировоззрения, философское знание превращается в мощный ориентир в безбрежном океане информации и многообразия жизни.

Гуманитарное образование как сфера применения кейс-метода (часть 3)

Главной проблемой преподавания социологии является абстрактность преподаваемого знания. Это ощущается в преподавании практических всех тем курса «Социология». Само обучение здесь сводится к тому, что студенты запоминают понятия, краткое содержание социологических теорий и приводят примеры. Такое знание изначально поверхностно. Оно формирует представления об обществе как о статичном и жестком образовании. Самое главное, однако, в том, что при таком обучении реальная социальная жизнь и представления, которые дают о ней, почти полностью расходятся. Обучение существенно не влияет на мировоззрение студента. Поэтому социология, как вузовская дисциплина интересна для студентов, но не нужна им. При таком преподавании судьба усвоенного знания студентом плачевна: оно должно быть быстро забыто в силу неприменимости в практической жизни.

Существенной проблемой социологического образования является низкое качество учебников и учебных пособий по социологии. Многие из них напоминают помесь научных монографий с эссе и словарями социологических терминов. Такие учебники отличаются сухостью, неэмоциональностью, - они неинтересны. Причины этого вполне понятны. Дело в том, что вузовское социологическое образование на Западе насчитывает более сотни лет, в то время как массовое преподавание социологии в большинстве стран - выходцев из СССР началось только в 90-е годы.

По мере того, как реформирование общества начинает все сильнее захватывать социальную сферу и сказываться на потребностях гражданина в социальном знании, нарастает и потребность в качественном обновлении социологического образования. По-нашему мнению, оно должно пойти по следующим направлениям:

1) Создание учебников, написанных в свете требований вузовской дидактики, их ориентации на формирования не только знаний, но и навыков оценки и анализа социальных явлений и процессов.

2) Разработка ситуационных заданий, упражнений и полноценных кейсов по основным, ключевым темам социологии.

3) Подготовка WEB-учебников по социологии, которые обеспечили бы дистанционное обучение.

4) Включение в учебный процесс обучения и участия студентов в реальных социологических исследованиях с целью выработки соответствующих умений и навыков.

5) Увеличение объемов вузовских курсов социологии, введение дополнительных социологических спецкурсов, которые обеспечивали бы социологически соответствующие специальности.

Как видим, в структуре совершенствования преподавания социологии ключевую роль играет кейс-метод. Это ощущают наиболее перспективно мыслящие преподаватели-социологи. Начинают появляться учебные пособия, построенные с использованием ситуационного анализа. Рассмотрим, например, фрагмент «Охота на рабов», заимствованный из учебного пособия А.И. Кравченко «Основы социологии»:

«ОХОТА НА РАБОВ

Рабский труд в бывшем СССР уже не сенсация. О рабстве писали газеты и даже снят фильм " Камышовый рай". Наш корреспондент побеседовал с реальным рабом...

Г. Максимову всего 40 лет, а на вид все 70. За 5 лет paбства в Чечено-Ингушетии он ссохся и сгорбился. Шея навек искривлена ошейником, на котором его держали в сарае. На руках не хватает пальцев: за каждую потерянную овцу - отрубали. Туберкулез, от которого он умирает в больнице под Санкт-Петербургом, он получил во время второго побега. А когда его поймали в первый раз, то сначала намертво отбили почки, а потом несколько недель топили в навозной яме. Его и других рабов в семье Юсупа кормили тухлой похлебкой, сваренной из внутренностей дохлых животных. Тех, кто умирал, не выдержав непосильный труд, сбрасывали в ущелье или оставляли шакалам. В них вбили: рабство пожизненно. А чтобы не сомневались — выжигали клеймо. Одному приложили к щеке раскаленную подкову, у другого клеймо выжгли на голове...

Рабство появилось в конце 50-х годов. Первыми на охоту за рабами отправились дети сосланных в Казахстан чеченов. На сибирских вокзалах обещаниями сладкой жизни они заманивали бичей в Казахстан. Бичи попадали в настоящий концлагерь в тростниковых пампасах, удаленных на тысячи километров от жилья. Они изготовляли из тростника строительные блоки. Затем появились рабы на чабанских стоянках Северного Кавказа, на хлопковых плантациях Узбекистана и Туркмении. Конец 80-х годов — рабский труд применяется на выращивании наркотиков. Сегодня использование рабского труда становится массовым. По данным красноярских социологов, ежегодно только из Восточной Сибири похищается несколько тысяч человек. Появляются новые отрасли: рабыни-проститутки, рабы-доноры для трансплантации органов. Невольничьи поселения сегодня называют семейными фермами. Постороннему вход туда заказан. А коррумпированные местные власти определяют их как возврат к исконным национальным традициям.

(Источник: Московские новости. —1991. — № 42. — С. 15.)

Вопросы к тексту:

1. Почему газетный материал назван " охотой на рабов", а, скажем, не " рабство в СССР"?

2. Где еще применялся труд рабов, которые официально не являлись рабами? Речь идет об истории СССР.

3. Сравните статус раба в античной Греции и статус холопа на Руси. В чем сходство и различие? Сравните их с современными рабами».

Эмоциональность данного текста не только помогает понять всю трагичность проблемы рабства в наше время, но и выступает чувственной основой для освоения такой сложной темы социологии, как «Социальная стратификация». Вместе с тем, следует отметить, что данное ситуационное упражнение можно было бы превратить в кейс. Для этого нужно внести проблему в текст, например, спор о том, существует ли рабство в наше время. Для целостного восприятия проблемы современного рабства необходимы дополнительные сведения относительно использования труда заключенных ГУЛАГа, а также бесправия нынешних эмигрантов россиян и украинцев в Европе. В этом случае проблема рабства обрела бы комплексность, обеспечила бы дискуссию между студентами, например, по вопросу насколько классические признаки античного раба применимы к рабству нашего времени.

Гуманитарное образование как сфера применения кейс-метода (часть 4)

Бесспорна эффективность кейса при изучении правовых дисциплин. Наиболее важными направлениями разработки кейсов могут быть такие проблемы, как:

1. Статьи законов и механизм их реализации;

2. Права человека с пути их защиты;

3. Правовые аспекты труда;

4. Социальная защита нетрудоспособных;

5. Правовые вопросы предпринимательской деятельности;

6. Судебный процесс и его составляющие;

7. Проблемы формирования правовой культуры граждан.

Например, значительно активизирует процесс обучения при изучении

вопросов семейного законодательства кейс «Не ходите, девки, замуж!», разработанный под научным руководством автора данной книги магистром государственного управления Викторией Савенко.

Этот кейс наиболее продуктивен при изучении модулей «Гуманитарная политика», «Государственная политика и управление в образовании. Молодежная политика», «Основы семейной и демографической политики». Но особенно эффективно его применение при овладении материалом по модулю «Гражданское право», где кейс позволяет усвоить наиболее сложные вопросы жилищного законодательства.

Не ходите, девки, замуж!

Кто же в юности не мечтал о том, что у него будет крепкая благополучная семья, уютное жилье, хорошая и любимая работа, прекрасные дети, и… все такое прочее. Каждый мечтал, а со временем пытался воплотить свои мечты в жизнь.

Сразу после окончания школы Валентина покинула отчий дом, что остался в городке Гайворон, и отправилась получать знания в вузе города Донецка. Там она встретила свою «половину» - Николая. Они были молоды и счастливы. Семья возникла быстро, сама собой.

Все бы хорошо, да вот не было у молодых своего жилья. Пока были только вдвоем, снимали дом, а с появлением дочери Кати пришлось возвращаться к матери Николая. В тесноте, да не в обиде! Вместе прожили два года.

И, наверное, долго пришлось бы ещё тесниться двум семьям в одной квартире, если бы не случилась авария на шахте, где работал Николай. По вине предприятия он частично утратил трудоспособность и стал инвалидом. Решением профсоюзного комитета шахты семья Николая через год после случившегося получила трехкомнатную квартиру. Почему трехкомнатную? Семья молодая, перспективная, - где счастлив один ребёнок, - там и второй может появиться.

Стали обживаться, вить своё гнёздышко. Но не все стало ладиться в семье. И раньше Николай встречался с «зеленым змием», а теперь так вообще стал ему закадычным другом. После работы успокаивал таким образом нервную систему. Правда, вместо успокоения приходило излишнее буйство, желание «почесать» кулаки… И всё пошло кувырком! Ни уговоры, ни просьбы, ни ласка, - ничего не стало помогать.

Валентина закончила вуз, нашла работу по душе. Малышка пошла в школу. А в квартире, некогда такой желанной, воцарилось «осадное» положение. Семья как единое целое перестала существовать. Сначала фактически, а потом и юридически.

Неотвратимо встал вопрос: как и где, жить уже двум отдельным семьям? Валентина пыталась подыскать варианты обмена, но Николай на них не соглашался. Почти год длилось «осадное положение».

Иногда мерцала искорка надежды, что всё в их жизни образуется, ведь Катюше так надо, чтобы рядом были и папа, и мамам. Но, как видно, разбитую чашку уже не склеишь. Николай стал все реже появляться дома. Говорят, что живёт в квартире своего брата с какой-то женщиной. А когда приходил в свою квартиру, то всегда устраивал такие выяснения отношений с Валентиной и Катей, что тошно становилось!

Ничего другого Валентина не могла предпринять, как забрать часть вещей (всё заранее оговаривали с Николаем), забрать Катю и отправиться в свой родной Гайворон к родителям. Дочь пошла в школу. Со временем друзья нашли работу для Валентины. Правда, не по специальности, но выбора не было.

После отъезда Валентины с дочерью, Николай вместе со своей сожительницей переходит жить в свою квартиру. Сожительница, её звали Алла, сразу почувствовала себя хозяйкой положения. Да, ей это уже не в первый раз. Трижды была замужем, четверо детей воспитывается в интернате. Жилищный вопрос её очень интересовал, т.к. со своим последним мужем имела неразделенную пятикомнатную квартиру. Дабы защитить свои права в отношении жилья, Валентина смогла убедить Николая изменить договор найма квартиры, в результате чего квартира из изолированной превратилась в коммунальную, где две комнаты принадлежали Валентине с дочерью и одна – Николаю.

Беспокоясь о физическом и психическом состоянии себя и дочери, Валентина решила никогда не возвращаться в эту квартиру. С помощью родителей погасила задолженность по квартирной плате и решила приватизировать свою часть жилья. С этим вопросом обратилась в отдел по приватизации при ЖЭКе. Однако неожиданно получила отрицательный ответ. Работники ЖЭКа сообщили ей, что коммунальные квартиры могут приватизироваться лишь при обоюдном согласии всех квартиросъемщиков, если у них отсутствует задолженность по квартирной плате. Дело в том, что Николай живет в квартире, не погасив задолженность по квартплате. Поэтому Валентина и её дочь не могут воспользоваться своим правом на жильё.

Что же делать? Жить в квартире в месте с Николаем и Аллой? Но это не жизнь! Продать? Но как? Менять…? Бросить всё…?».

Значительны возможности политологии для применения кейс-метода. Политическая наука относится к числу тех наук, в которых значительную роль играют ситуационные теории.

Ситуационная теория может быть эффективна при построении кейсов, анализирующих продвижение в политическую элиту, ситуации на выборах, становление партий. Они могут помочь при осмыслении биографий известных политических деятелей.

Ситуационный подход в настоящее время выступает одним из методологических принципов и методов политической науки, которая становится ближе к политической практике, поскольку оперативно реагирует на происходящие политические процессы. Такие понятия, как «политическая ситуация», «конфликтная ситуация», «экстремальная ситуация» наиболее популярны в выступления в СМИ различных политических обозревателей, которые публично анализируют политические ситуации.

Интересный материал для кейсов, конечно же, дает сама жизнь. При этом наиболее продуктивны следующие политические процессы:

1. Происходящее в поставторитарных странах формирование многопартийной системы, партийное строительство. Эти процессы отличаются политической и психологической напряженностью, конфликтностью и многовариантностью

2. Выборы президентов, депутатов парламентов, депутатов местных органов власти и мэров городов. Они показывают происходящие в обществе дифференциацию и интеграцию различных политических сил, драматизм выбора.

3. Работа законодательных, судебных и исполнительных органов власти, которая дает сотни примеров сложных юридических, правовых и судебных ситуаций, беспомощности нынешнего законодательства.

4. Функционирование и развитие местного самоуправления, которое характеризуется появлением законодательных актов местного уровня, например, уставов городов, постепенным и противоречивым нарастанием активности местных общин, конфликтами между органами местного самоуправления и органами государственной власти.

5. Конфликты в обществе и миротворческая деятельность, которые проявляются во многих сферах жизни поставторитарных стран, требуют выработки не только принципов, законодательства, но и стратегий их регулирования.

6. Кризисные процессы, преодоление которых требует овладения антикризисными технологиями, применения кейс-метода с целью своевременной диагностики кризисов.

7. Политические и избирательные технологии, которые приобретают значительное разнообразие, проявляет себя их нетворческое заимствование, несоответствующее природе избирательной ситуации.

Нарастающая динамика политической жизни дает богатый материал для кейсов. Довольно велик потенциал публицистики, СМИ, художественной литературы, научных публикаций, которые отражают многообразные аспекты политики.

Нельзя недооценивать и то обстоятельство, что ситуационный анализ в его бытовой форме в последние годы получает широкое распространение в деятельности средств массовой информации. На телеэкранах появились телепередачи, в основе которых лежат бытовые кейсы. Наиболее рельефно проявляется тенденция использования кейсов в «Большой стирке» А. Малахова, «Моей семьи» В. Комиссарова и других программах.. Ситуационные разборки в них оказывают воспитательное воздействие на телезрителей: заставляют внимательнее относиться к проблемам жизни, показывают их сложность и неоднозначность.

Таблица 1. Подготовка и обучение кейсовым методам

Фаза работы Действия преподавателя Действия студента
До занятия 1. Подбирает кейс 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов 3. Разрабатывает сценарий занятия 1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы 2. Индивидуально готовится к занятию
Во время занятия 1. Организует предварительное обсуждение кейса 2. Делит группу на подгруппы 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы 2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие 3. Принимает или участвует в принятии решений
После занятия 1. Оценивает работу студентов 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы 1. Составляет письменные отчет о занятии по данной теме

1.3. Модерация работы с кейсом
Как и при проведении других деловых игр здесь также ставится цель максимально активизировать каждого студента и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений. Поэтому группа делится на такое число подгрупп, чтобы последние состояли из 3-5 человек. чем меньше участников в подгруппе, тем следует ожидать большей вовлеченности каждого студента в работу над кейсом. Повышается персональная ответственность за результат. Состав подгруппы (команды) формируется самим студентами по их желанию. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). Роль модератора состоит в том, то на нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между участниками и за принимаемые решения. После завершения работы по теме занятий модератор делает доклад в пределах 10 минут о результатах работы своей подгруппы.
Непосредственную работу с кейсом можно организовать двумя способами:
1. Каждая подгруппа выполнят только одну тему в течение всех практических занятий.
2. Все подгруппы работают одновременно над одним и тем же разделом (темой) кейса, конкурируя между собой в поиске наиболее оптимального решения.
В первом случае учебная группа представляет собой, по существу, одну команду, разбитую на подгруппы. Необходимо, чтобы каждая подгруппа четко представляла за какие решения она отвечает перед другими подгруппами. Например, подгруппа, разрабатывающая ценовую политику предприятия, должна предоставлять информацию о ценах на продукцию (товар) подгруппе, отвечающей за сбытовую политику предприятия при расчете объемов сбыта. Происходит обмен информацией как в процессе занятий так и при обсуждении результатов.
Во втором случае требуется достаточно большой объем аудиторных практических занятий, чтобы каждая подгруппа последовательно прошла все темы учебного курса. На разработку одной темы требуется, как правило, 4 часа практических занятий. Подгруппы состязаются между собой, представляя разные команды.
При организации работы с кейсом полезно иметь общую информацию о методе модерации, получившем в последнее время широкое распространение в методиках обучения западных школ.
Как уже упоминалось, применение методов модерации имеет цель научить обучающихся работать в одной команде и быстро принимать решения в условиях ограниченной информации и недостатка времени.
Принятие решений в группе основывается на информации, имеющейся в кейсе и с использованием при этом методов исследования:
- экспертных;
- аналитических;
- экспериментальных.
Экспертные исследования основываются на знаниях, интуиции, опыте, здравом смысле участвующих в обсуждении проблемы.
Аналитические исследования представляют собой применение строгих методов, чаще всего математических формул, для анализа проблемы. Например, при прогнозировании объемов сбыта для разных значений отпускной цены можно использовать формулу расчета коэффициента эластичности, графики кривых спроса и предложения, уравнения регрессии и т.д.
Экспериментальные исследования предполагают научно поставленный эксперимент. При решении проблемы в аудитории проведение экспериментальных исследований затруднительно, однако для некоторых маркетинговых задач возможно, за неимением других источников, проведение группового самотестирования.
С учетом перечисленных методов исследований модерация предполагает организацию открытого обмена мнениями, реализацию способности каждого участника действовать как эксперта, аналитика или экспериментатора. Процесс модерации будет намного эффективнее, если модератор-руководитель обладает способностью координировать работу каждого участника.
Мероприятия по модерации осуществляются в следующей последовательности:
а) обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе;
б) выделение релевантной информации по отношению к данному вопросу, над которой работает подгруппа;
в) обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;
г) работа над проблемой (дискуссия);
д) выработка решений проблемы;
е) дискуссия для принятия окончательных решений;
ж) подготовка доклада;
з) аргументированный краткий доклад.
Технические приемы модерации
Успешная работа в группе зависит от модератора. Перед модератором стоит задача руководить работой группы (подгруппы). При этом модератор должен:
- иметь личностные характеристики лидера и организатора процесса;
- иметь достаточные знания и подготовку для роли руководителя;
- постоянно контролировать направление дискуссии, не допуская ухода в сторону;
- контролировать время, отведенное на тему;
- следить за поведением участников дискуссии, не допуская конфликтов и их пассивного поведения;
- уметь обобщить результаты и защитить точку зрения перед оппонентами.
Модератор не должен вызывать к себе чувство неприязни или раздражение со стороны других участников.
Техническая работа модератора состоит в следующем.
1. Предложение идеи:
- модератор фиксирует все идеи, высказанные в ритме мозговой атаки;
- модератор регулирует поток идей.
Не допускается критика идей. Лучше, если идеи будут выписаны на доске или листке бумаги.
2. Дискуссия по выдвинутым идеями:
- модератор фиксирует высказывания-мнения об идеях;
- модератор регулирует поток высказываний;
- модератор группирует высказывания.
Высказывания участников могут быть записаны ими на отдельных листках, лучше фломастерами и показаны для общего обозрения.
Таким образом, технические приемы модерации основываются на наглядности, доступности информации для всех и систематизации по типам ответов.
Методы анализа и принятия решений
Рекомендуется следующая последовательность работы над кейсом:
- записать цель (тему), над которой предстоит работать подгруппе;
- выписать вопросы, сформулированные в настоящем пособии для данной темы;
- по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому-либо из участников их записывать (например, модератору);
- сформулировать результирующее мнение, которое будет является решением поставленной цели.
При обучении проблемы можно использовать следующие методы группового обсуждения:
- мозговая атака;
- морфологический анализ;
- синектический анализ.
Правила мозговой атаки:
1. Любая возникшая идея, неважно насколько она осуществима, должна быть выслушана.
2. Любой может высказать одну или несколько идей одновременно, чтобы не заблокировать свою фантазию.
3. Остальные члены группы должны воздерживаться от критики в адрес выступающего с идей.
4. После того как идеи высказали все члены группы, происходит их последовательное обсуждение и выработка общего решения.
5. Несогласный с общим решением имеет право выступить с особым мнением на этапе защиты темы.
Правила морфологического анализа:
1. Рассматриваемую проблему разложить на ряд системных элементов.
2. Элементы, выделенные для анализа, распределить между участниками обсуждения.
3. Предлагаемые поэлементные решения состыковываются в единую логическую цепочку или представляются в виде матрицы решений.
4. Обсуждается в целом предлагаемое решение проблемы, а в случае необходимости выбора из альтернативы или ранжирования, используется метод парного сравнения.
5. Согласованное решение с учетом возможных корректировок представляется для обсуждения по окончании работы над темой занятий.
Правила синектического анализа:
1. Модератор подгруппы представляет проблему.
2. Проблема анализируется с использованием либо мозговой атаки, либо морфологического метода.
3. Делается попытка вспомнить и привлечь к рассмотрению данной темы известные аналоги и каким образом решались там похожие проблемы.
4. Спроцировать известные наличные решения к решению поставленной цели.
5. Окончательно сформулировать мнение подгруппы для доклада результатов по итогам работы над темой.
В процессе обсуждения проблемы модератор должен определить технику работы своей подгруппы.
Например, будет ли фиксировать идеи, мысли, соображения каждый участник или это будет записывать кто-либо один из членов подгруппы (может быть сам модератор)?
Модератор может предложить ответы (идеи) фиксировать на отдельных листках и затем их сгруппировать по степени сходности, чтобы систематизировать обсуждение и облегчить принятие решения.
Также необходимо продумать технику принятия решения, если имеется несколько вариантов. Например, методом прямого простого голосования, методом взвешенного голосования (каждому члену подгруппы присваивается вес - баллы для голосования), методом парных сравнений и т.д. В некоторых случаях модератор может взять на себя ответственность за принимаемые решения.
При работе в подгруппе (команде) каждому участнику рекомендуется придерживаться следующих правил:
- активно принимать участие в высказывании идей и обсуждении;
- терпимо относиться с мнениям других участников;
- не прерывать высказывающего, давать ему возможность полностью высказаться;
- не повторяться вслух;
- не манипулировать неточными или неверными сведениями для того, чтобы приняли Вашу точку зрения;
- помнить, что каждый участник имеет равные права;
- не навязывать своего мнения другим;
- четко формулировать свое окончательное мнение (устно или письменно).
Представление результатов работы по темам
Для представления результатов рекомендуется подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы).
Выступление модератора должно быть в пределах 10 минут, а предварительно на доске записываются основные результаты работы.
Остальные подгруппы выступают слушателями и оппонентами докладчика, а затем оценивают доклад модератора.
Обсуждение темы заканчивается подведением итогов преподавателем.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал