![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бухгалтерского делаСтр 1 из 18Следующая ⇒
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К АУДИТОРНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО» ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА 1.1 Сущность понятия «бухгалтерское дело». Бухгалтерское дело – это профессиональная деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях: ведение учета, составление отчетности, формирование учетной политики организации, контроль, анализ отчетных данных, участие в профессиональных организациях. Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. При организации бухгалтерского дела необходимо учитывать развитие хозяйственных связей между белорусскими и зарубежными предприятиями, возможность привлечения средств зарубежных инвесторов. Это вызывает необходимость организации бухгалтерского дела в соответствии с принципами, максимально приближенными к международным стандартам бухгалтерской отчетности. В настоящее время повышаются требования к оперативности и качеству принимаемых управленческих решений. Основой для их выработки являются данные о финансовом состоянии организации, которые формируются, обобщаются и группируются в процессе осуществления бухгалтерского дела. Бухгалтерская информация широко используется при проведении экономического и финансового анализа, планирования деятельности организации, прогнозировании ее развития, контроля за количественными и качественными показателями деятельности организации. Таким образом, бухгалтерия становится одним из важнейших подразделений, определяющим стратегию предприятия и влияющим на развитие его хозяйственной деятельности. Учетная политика любого предприятия независимо от форм собственности, грамотный анализ финансово-хозяйственной деятельности, взаимодействие с налоговыми службами – это принципиальные, ключевые моменты в работе любой организации, обладающей полной самостоятельностью. Эффективность функционирования предприятия требует постоянного совершенствования организации и деятельности бухгалтерии, улучшения ее кадрового состава, внедрения прогрессивных информационных технологий обработки экономической информации. Бухгалтерское дело – это система отражения различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни. Ведение бухгалтерского дела означает, что каждый факт хозяйственной деятельности должен быть зафиксирован в письменной форме. Отсутствие документа означает, что экономическое событие не имело места. Основные задачи организации бухгалтерского учета: - формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности; - обеспечение информацией для контроля за соблюдением законодательства РБ при осуществлении хозяйственных операций; - предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости. При этом в сферу бухгалтерского дела включаются: - прием, регистрация находящей и исходящей корреспонденции, и ее отправка по назначению; - прием документов на рассмотрение и подписание администрацией; - распределение рассмотренных администрацией документов между структурными подразделениями и сотрудниками для исполнения и ознакомления; - учет стадий прохождения исполнения документов с обеспечением их сохранности; - сдача дел в архив и обеспечение их хранения. Часть бухгалтерского дела, непосредственно связанная с созданием документов, называется документированием. Другой существенной стороной организации ведения бухгалтерского дела является систематизация и хранение всех образующихся в бухгалтерии документов, необходимых впоследствии не только для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и для предъявления этих документов при аудиторской или налоговой проверке. Руководители предприятий несут персональную ответственность за документальный фонд предприятия. Помочь бухгалтеру избежать негативных моментов при общении с любыми контролирующими органами (налоговая инспекция, архивная служба, аудит) и призвано правильное ведение бухгалтерского дела. Современный этап развития бухучета в Беларуси характеризуется динамичным развитием. И выражается это не только в количестве вышедших в свет нормативных документов, но и в качественно новых подходах к построению всей системы национального бухгалтерского учета. Реформирование бухгалтерского учета и отчетности в Беларуси началось в рамках реализации Государственной программы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь от 04.05.1998 г. № 694. Программой было предусмотрено: - создание нормативной правовой базы разработки национальных стандартов; - обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в РБ с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; - формирование системы стандартов учета и отчетности, необходимых для внешних пользователей; - подготовка специалистов, которые могут использовать эту нормативную правовую базу в работе, разработка общеобразовательной программы подготовки и переподготовки бухгалтеров и экономистов, способных работать в новых условиях развития экономики РБ; - координация действий с международными организациями в области реформирования экономики Беларуси с целью привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику. В 2003 г. Государственная программа была дополнена постановлением Совмина от 9.07.2003 г. № 922 по направлениям совершенствования бухгалтерского учета и отчетности, определения сроков внедрения МСФО в Республике Беларусь до конца 2008 г. Первым шагом на пути реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности в Беларуси стала новая редакция Закона РБ " О бухгалтерском учете и отчетности", который в настоящее время позволяет: - в существенной степени уменьшить несопоставимость национальных стандартов с международной системой бухгалтерского учета; - повысить полезность национальной отчетности для инвесторов (как белорусских, так и иностранных); - органично сочетать принципы организации бухгалтерского учета и формирования показателей бухгалтерской отчетности, выбираемые самостоятельно каждой организацией согласно принятой и утвержденной учетной политике в рамках соблюдения регламентированных на уровне государственного регулирования отдельных методологических вопросов бухгалтерского учета. В настоящее время действует Закон Республики Беларусь " О бухгалтерском учете и отчетности" от 12.07.2013 № 57-З. Его принятие позволило: - дополнить терминологию в соответствии с принципами формирования учетной и отчетной информации, применяемыми в МСФО, исходя из которых экономическое наполнение каждой хозяйственной операции будет оцениваться в соответствии с правилами мировой практики учета; - исходить из общих требований по составлению консолидированной бухгалтерской отчетности, содержание которой позволит оценивать данные бухгалтерского учета с точки зрения каждого конкретного пользователя исходя из тех требований, которые он (пользователь) предъявляет к этой отчетности. С 21 февраля 2014 г. вступил в силу Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденный постановлением Минфина РБ от 10. 12. 2013 № 80 (далее – Национальный стандарт № 80). Новый Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержден постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 (в ред. постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2012 № 77). Произведено " осовременивание" нормативных правовых актов по составу форм бухгалтерской отчетности предприятий и порядку их составления и представления. Так, инструкция «Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности» от 31 октября 2011 г. № 111 соответствует IAS 1 «Представление финансовой отчетности». Постановлением Минфина от 30.06.2014 г. № 46 утвержден Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности " Консолидированная бухгалтерская отчетность", соответствующий IAS 34, имеющим такое же название. Постановлением Минфина от 29.10.2014 г. № 69 утвержден Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют». С целью рационального использования финансовых ресурсов и возможности формирования экономически обоснованных источников воспроизводства основных средств и нематериальных активов (объектов капитальных вложений) внедрены: инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов и по бухгалтерскому учету основных средств, соответствующие IAS 16 " Основные средства", а также инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, основанные на IAS 38 " Нематериальные активы". Для выбора рациональной системы организации бухгалтерского учета, применения оптимальных способов и методов оценки имущества и обязательств при проведении хозяйственных операций используется Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учётная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» принятый постановлением Министерства финансов РБ от 10.12.2013 г. № 80. Принципы признания доходов и расходов определяются в Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов от 30.09.2011 № 102. Бухгалтерский учет лизинговых операций, регламентированный постановлением Минфина от 2004-07-23 г. № 114 в редакции от 02.07.2010 г. № 84, соответствует IAS 17 " Аренда". Для определения порядка отражения в бухгалтерском учете отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств в коммерческих и некоммерческих организациях утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств от 31.10.2011 № 113. Посредством таких стандартов должно осуществляться правовое регулирование и общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в нашей стране, а также выполнение международных обязательств (договоров) в сфере бухучета, участником которых является Республика Беларусь (Устав Союза Беларуси и России, Договор о едином экономическом пространстве и другие).
|