Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пушкин в раннем детстве






Иконография Пушкина открывается его портретом в раннем детстве. Исполнен он на небольшой металлической пластине масляными красками в самом начале прошлого сто­летия в Москве, где жила семья поэта. Неизвестно точно имя создателя. Предполагается, что автором миниатюры с портретом Пушкина-ребенка является Ксавье де Местр, ныне почти забытый, но очень интересный и оригинальный художник-любитель, писатель и ученый, частый гость семьи Пушкиных.

В книге Новикова " Пушкин в изгнании" приведена семейная легенда Пушкиных.

В доме родителей будущего поэта встречали сразу и Новый год, и новый XIX век. В самую торжественную минуту, разбуженный праздничным шумом и весельем, на пороге показался малыш чуть более полутора лет, и его мать, Надежда Осиповна; предложила гостям полюбоваться на человека, только что перешагнувшего порог девятнадцатого сто­летия.

Может быть, миниатюра как-то связана с этим преданием. Не в память ли об этом событии мать заказала портрет рыжеватого малыша с блестящими голубыми глазами в ночной рубашке с кружевным воротом, сползшим на левое плечо?

Больше всего привлекает в портрете серьезное выражение лица и умный взгляд боль­ших глаз.

Фон справа - темно-голубой, слева - голубой и розовый. Не заря ли это? Наверное, и художник, и заказчица думали о заре нового века.

Однако, кто бы ни был автор этого детского портрета Пушкина, он оказался прозор­лив, так любовно и внимательно изображая свою модель.

История портрета-миниатюры

О существовании портрета Пушкина ребёнком долгое время ничего не было из­вестно широкой общественности. Миниатюра с изображением маленького Пушки­на была подарена матерью поэта дочери выдающегося русского терапевта Матвея Яковлевича Мудрова, у которого лечились члены семьи Пушкиных.

На обложке отдельного издания первой главы " Евгений Онегин" дочь врача зас­видетельствовала: " Эту книжку вместе с портретом своего сына Александра пода­рила мне пациентка моего покойного батюшки Надежда Осиповна Пушкина".

Потомки М.Я. Мудрова 127 лет бережно хранили эту реликвию, и уже в наше время портрет был преподнесён артисту Всеволоду Семеновичу Якуту, исполнив­шему на сцене роль Пушкина, а тот, в свою очередь, передал его музею А.С. Пушки­на в Москве.

Не вызывает сомнений, что с миниатюры неизвестного художника на нас смот­рит будущий поэт, хотя у ребёнка мягкий, женственный овал лица, пухлые щёчки и гладкие, расчёсанные на пробор волосы.

Теперь каждый школьник представляет, каким был великий Пушкин в раннем детстве.

 

 

Вторым по времени создания портретом Пушкина является акварель, испол­ненная, по всей вероятности, лицейским преподавателем рисования С.Г. Чириковым. Можно предположить, что это было вскоре после общественного признания Пушкина-лицеиста поэтом на публичном экзамене в Лицее 8 января 1815 года.

Нежные пастельные тона. Задумчивая поза и выражение лица юноши. Весь его облик проникнут каким-то особым благородством, чистотой и ясностью помыслов.

Художник выразил чувство благоговейного уважения к поэтическому дару юно­ши.

14 сентября того же года Жуковский писал Вяземскому: " Милое, живое творение! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей сло­весности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему таланту, который всех нас перерастет".

Сам же пятнадцатилетний " гигант" в стихотворении " Мой портрет", написанном на французском языке, дал себе такую характеристику:

Мой рост с ростом самых долговязых

Не может равняться,

У меня свежий цвет лица,

русые волосы

И кудрявая голова.

***

Сущий бес в проказах,

Сущая обезьяна лицом,

Много, слишком много ветрености –

Да, таков Пушкин.

Но мемуаристы отмечают, что некрасивое само по себе лицо поэта преобража­лось, становилось прекрасным, одухотворенное мыслью и сильным чувством.

 

 

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

 

 

 

С.Г.ЧИРИКОВ(?) Пушкин в юности. Около 1815 года. Б., акварель, пастель.

 

 

 

 

Итак, два первые портрета Пушкина – ребёнком и юношей – были исполнены в традиции своих жанров и преследовали в свою очередь мемориальную цель. Все же последующие изображения Пушкина в большей или в меньшей степени проециро­вались на творческий характер личности поэта.

Так, именно желание представить читателю нового поэта было причиной появления в 1822 году первого гравирован­ного портрета Пушкина работы Е.И.Гейтмана при издании поэмы " Кавказский плен­ник". Так как автор находился в это время в ссылке в Кишинёве и не мог позировать художнику, то оригиналом для гравюры Гейтмана послужила, по-видимому, извес­тная акварель 1815 года.

Двадцатитрёхлетний поэт, имя которого уже тогда было окружено ореолом славы, предстал перед читателями в фантастическом виде юно­ши с чертами арапчонка и байроновской позе. Это изображение совершенно не со­ответствовало ни действительной внешности Пушкина того времени, ни его идеалу личности романтического поэта.

Пушкин, получив экземпляр поэмы, нашёл, что не похож, и просит решительно не печатать портрета в новых изданиях.

Но этот портрет вошёл в историю и остался в памяти многих поколений.

До сих пор обложку избранных произведений Пушкина для детей украшает гра­вюра Гейтмана.

Е.И.ГЕЙТМАН (1798-1862) А.С.Пушкин. 1822 г. Гравюра резцом и пунктиром на меди. 31х22, 5 Всесоюзный музей А.С.Пушкина.

 

НАРОДНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

 

 

8 сентября 1826 года поэт Пушкин и посланный за ним по высочайшему повеле­нию в Михайловское фельдъегерь Вальщ прибыли в Москву.

Пушкин не был в Москве 15 лет, один месяц и три недели с тех пор, как дядя Василий Львович увёз его в Лицей, Его появление на людях после шестилетнего зато­чения становится событием не менее важным, а для некоторых современников и более значительным, чем царская коронация, К этому времени имя Пушкина, по словам его друга, поэта Вяземского, " сделалось народною собственностью".

" Завидую Москве. Она короновала императора, теперь коронует поэта", – писал литератор Измайлов, в прошлом издатель журнала " Вестник Европы", где появи­лось первое напечатанное стихотворение Пушкина " К другу стихотворцу".

Никогда не знал Пушкин такой славы, как в эти дни и недели московской осени 1826 года. Его ставят в один ряд с величайшими поэтами человечества: Петраркой и Тассо, Шекспиром и Байроном.

Для современников он – автор вольнолюбивых стихов, воспламенявших сердца, певец " Кавказского пленника", " Бахчисарайского фонтана", " Цыган" – в этих по­эмах целое поколение обнаружило свои черты, настроения, чувства. Выходит в свет II глава " Евгения Онегина", В домах московских знакомых Пушкин читает ещё не напечатанную трагедию " Борис Годунов".

Имя Пушкина повторяется повсюду, всё внимание, все взоры обращены к нему, каждый жаждет познакомиться с поэтом, оказаться рядом с ним, хоть мель­ком на него взглянуть.

– Укажите, укажите нам его!

Лицо поэта большинству его страстных читателей, даже из числа самых образо­ванных, незнакомо: фотография не изобретена, за шесть лет ссылки ни в Кишинёве, ни в Одессе, ни тем более в деревне, Михайловском, никто из художников Пушкина не рисовал.

 

 

 

И.Е.ДЕ ВИВЬЕН А.С.Пушкин. 1826г. Миниатюра на кости.

 

 

Портреты писателей – это изображения самых дорогих наших собеседников, по­могающих нам познавать самих себя, законы и тайны человеческого общения, друж­бы, любви, указывающих высокие идеалы, открывающих глубокий смысл таких слов, как свобода, справедливость, Отечество, мир.

Все известные нам натурные портреты А.С.Пушкина были исполнены за после­дние 10 лет его жизни - с 1826 по 1837 год.

" Нового" Пушкина первым запечатлел обрусевший иностранец – рисовальщик польского происхождения Иосиф Вивьен, долгие годы работавший в Москве, где именовался на русский лад Иваном Осиповичем. Им создано две работы: миниатю­ра гуашью по пластине слоновой кости и два рисунка итальянским карандашом по бумаге.

В его изображении Пушкин ещё очень молодой, открыто и доброжелательно смот­рящий прямо на зрителя. Вивьен сумел передать интимные черты характера Пуш­кина-человека: душевную мягкость, сердечность, простодушие, детскую незащи­щенность натуры.

Один из двух портретов Пушкин оставил у себя, другой аккуратно вклеил в рам­ку и подарил поэту Евгению Абрамовичу Баратынскому.

Люди, близко знавшие поэта, отмечали, что даже лучшие изображения не в силах передать всё обаяние его личности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал