![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пушкин в раннем детствеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Иконография Пушкина открывается его портретом в раннем детстве. Исполнен он на небольшой металлической пластине масляными красками в самом начале прошлого столетия в Москве, где жила семья поэта. Неизвестно точно имя создателя. Предполагается, что автором миниатюры с портретом Пушкина-ребенка является Ксавье де Местр, ныне почти забытый, но очень интересный и оригинальный художник-любитель, писатель и ученый, частый гость семьи Пушкиных. В книге Новикова " Пушкин в изгнании" приведена семейная легенда Пушкиных. В доме родителей будущего поэта встречали сразу и Новый год, и новый XIX век. В самую торжественную минуту, разбуженный праздничным шумом и весельем, на пороге показался малыш чуть более полутора лет, и его мать, Надежда Осиповна; предложила гостям полюбоваться на человека, только что перешагнувшего порог девятнадцатого столетия. Может быть, миниатюра как-то связана с этим преданием. Не в память ли об этом событии мать заказала портрет рыжеватого малыша с блестящими голубыми глазами в ночной рубашке с кружевным воротом, сползшим на левое плечо? Больше всего привлекает в портрете серьезное выражение лица и умный взгляд больших глаз. Фон справа - темно-голубой, слева - голубой и розовый. Не заря ли это? Наверное, и художник, и заказчица думали о заре нового века. Однако, кто бы ни был автор этого детского портрета Пушкина, он оказался прозорлив, так любовно и внимательно изображая свою модель. История портрета-миниатюры О существовании портрета Пушкина ребёнком долгое время ничего не было известно широкой общественности. Миниатюра с изображением маленького Пушкина была подарена матерью поэта дочери выдающегося русского терапевта Матвея Яковлевича Мудрова, у которого лечились члены семьи Пушкиных. На обложке отдельного издания первой главы " Евгений Онегин" дочь врача засвидетельствовала: " Эту книжку вместе с портретом своего сына Александра подарила мне пациентка моего покойного батюшки Надежда Осиповна Пушкина". Потомки М.Я. Мудрова 127 лет бережно хранили эту реликвию, и уже в наше время портрет был преподнесён артисту Всеволоду Семеновичу Якуту, исполнившему на сцене роль Пушкина, а тот, в свою очередь, передал его музею А.С. Пушкина в Москве. Не вызывает сомнений, что с миниатюры неизвестного художника на нас смотрит будущий поэт, хотя у ребёнка мягкий, женственный овал лица, пухлые щёчки и гладкие, расчёсанные на пробор волосы. Теперь каждый школьник представляет, каким был великий Пушкин в раннем детстве.
Вторым по времени создания портретом Пушкина является акварель, исполненная, по всей вероятности, лицейским преподавателем рисования С.Г. Чириковым. Можно предположить, что это было вскоре после общественного признания Пушкина-лицеиста поэтом на публичном экзамене в Лицее 8 января 1815 года. Нежные пастельные тона. Задумчивая поза и выражение лица юноши. Весь его облик проникнут каким-то особым благородством, чистотой и ясностью помыслов. Художник выразил чувство благоговейного уважения к поэтическому дару юноши. 14 сентября того же года Жуковский писал Вяземскому: " Милое, живое творение! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему таланту, который всех нас перерастет". Сам же пятнадцатилетний " гигант" в стихотворении " Мой портрет", написанном на французском языке, дал себе такую характеристику: Мой рост с ростом самых долговязых Не может равняться, У меня свежий цвет лица, русые волосы И кудрявая голова. *** Сущий бес в проказах, Сущая обезьяна лицом, Много, слишком много ветрености – Да, таков Пушкин. Но мемуаристы отмечают, что некрасивое само по себе лицо поэта преображалось, становилось прекрасным, одухотворенное мыслью и сильным чувством.
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»
![]()
Итак, два первые портрета Пушкина – ребёнком и юношей – были исполнены в традиции своих жанров и преследовали в свою очередь мемориальную цель. Все же последующие изображения Пушкина в большей или в меньшей степени проецировались на творческий характер личности поэта. Так, именно желание представить читателю нового поэта было причиной появления в 1822 году первого гравированного портрета Пушкина работы Е.И.Гейтмана при издании поэмы " Кавказский пленник". Так как автор находился в это время в ссылке в Кишинёве и не мог позировать художнику, то оригиналом для гравюры Гейтмана послужила, по-видимому, известная акварель 1815 года. Двадцатитрёхлетний поэт, имя которого уже тогда было окружено ореолом славы, предстал перед читателями в фантастическом виде юноши с чертами арапчонка и байроновской позе. Это изображение совершенно не соответствовало ни действительной внешности Пушкина того времени, ни его идеалу личности романтического поэта. Пушкин, получив экземпляр поэмы, нашёл, что не похож, и просит решительно не печатать портрета в новых изданиях. Но этот портрет вошёл в историю и остался в памяти многих поколений.
![]()
НАРОДНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
8 сентября 1826 года поэт Пушкин и посланный за ним по высочайшему повелению в Михайловское фельдъегерь Вальщ прибыли в Москву. Пушкин не был в Москве 15 лет, один месяц и три недели с тех пор, как дядя Василий Львович увёз его в Лицей, Его появление на людях после шестилетнего заточения становится событием не менее важным, а для некоторых современников и более значительным, чем царская коронация, К этому времени имя Пушкина, по словам его друга, поэта Вяземского, " сделалось народною собственностью". " Завидую Москве. Она короновала императора, теперь коронует поэта", – писал литератор Измайлов, в прошлом издатель журнала " Вестник Европы", где появилось первое напечатанное стихотворение Пушкина " К другу стихотворцу". Никогда не знал Пушкин такой славы, как в эти дни и недели московской осени 1826 года. Его ставят в один ряд с величайшими поэтами человечества: Петраркой и Тассо, Шекспиром и Байроном. Для современников он – автор вольнолюбивых стихов, воспламенявших сердца, певец " Кавказского пленника", " Бахчисарайского фонтана", " Цыган" – в этих поэмах целое поколение обнаружило свои черты, настроения, чувства. Выходит в свет II глава " Евгения Онегина", В домах московских знакомых Пушкин читает ещё не напечатанную трагедию " Борис Годунов". Имя Пушкина повторяется повсюду, всё внимание, все взоры обращены к нему, каждый жаждет познакомиться с поэтом, оказаться рядом с ним, хоть мельком на него взглянуть. – Укажите, укажите нам его! Лицо поэта большинству его страстных читателей, даже из числа самых образованных, незнакомо: фотография не изобретена, за шесть лет ссылки ни в Кишинёве, ни в Одессе, ни тем более в деревне, Михайловском, никто из художников Пушкина не рисовал.
Портреты писателей – это изображения самых дорогих наших собеседников, помогающих нам познавать самих себя, законы и тайны человеческого общения, дружбы, любви, указывающих высокие идеалы, открывающих глубокий смысл таких слов, как свобода, справедливость, Отечество, мир. Все известные нам натурные портреты А.С.Пушкина были исполнены за последние 10 лет его жизни - с 1826 по 1837 год. " Нового" Пушкина первым запечатлел обрусевший иностранец – рисовальщик польского происхождения Иосиф Вивьен, долгие годы работавший в Москве, где именовался на русский лад Иваном Осиповичем. Им создано две работы: миниатюра гуашью по пластине слоновой кости и два рисунка итальянским карандашом по бумаге. В его изображении Пушкин ещё очень молодой, открыто и доброжелательно смотрящий прямо на зрителя. Вивьен сумел передать интимные черты характера Пушкина-человека: душевную мягкость, сердечность, простодушие, детскую незащищенность натуры. Один из двух портретов Пушкин оставил у себя, другой аккуратно вклеил в рамку и подарил поэту Евгению Абрамовичу Баратынскому. Люди, близко знавшие поэта, отмечали, что даже лучшие изображения не в силах передать всё обаяние его личности.
|