Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Братья по традициям
Конституционные метаморфозы. Какие на самом деле интересы у Порошенко? 15 апреля 2015 | 14: 15 23969 просмотров Размер текста: · A · A · A Печать
Выглядит так, что «транзитные ломки» нашего 23-летнего государства еще очень далеки от благостного финала. Ведь, в который уже раз, наши властные верхи вдруг решили, что Основной закон державы безнадежно устарел (благо – лишь в части положений), и что его в авральном порядке нужно менять. Более того, в начале апреля состоялось первое заседание сформированной президентом Украины Конституционной комиссии. Тогда Петр Порошенко «анонсировал» три блока, по которым и будут нарабатываться пресловутые изменения: права и свободы граждан; децентрализация и административно-территориальная реформа; реформа правосудия. И здесь у общества не могут не возникнуть вопросы и сомнения. И главный из них: не заложен ли тут какой-либо тайный сценарий, «подвох» со стороны власть предержащих – в контексте попадания в то малопривлекательное место, куда очень часто приводят иные «благие намерения»? ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: · У Порошенко исключили отставку Яценюка и досрочные выборы · Порошенко и Яценюк могут сменить пять министров · Порошенко в апреле может назначить членов Высшего совета юстиции · Путин пытается убедить мир, что Порошенко предложил ему забрать Донбасс Братья по традициям Похоже, что нынешняя верховная власть (в лице президента Украины Петра Порошенко) продолжает четко следовать постсоветским традициям своих «папередников». Вспомним хотя бы историю принятия предыдущих конституционных «релизов». Год 1996 год: под страхом роспуска Верховной Рады президентом Леонидом Кучмой, парламент принимает первую Конституцию Украины за одну ночь. 2004 год: страна переходит к парламентско-президентской модели правления, причем соответствующие изменения в Конституцию были предметом пакетного торга между «старой» и «новой» политическими элитами. Вследствие чего, после первого года правления президента Виктора Ющенко, его властные полномочия были существенно урезаны. И, наконец, год 2010, когда новоизбранный президент Янукович вернул себе экстра-компетенции, задействовав для этой цели фактически «ручной» состав Конституционного суда, который и «воскресил» к жизни первичный «формат» Основного закона от 1996 г. Но два года спустя, в 2012 г. Янукович создает так называемую Конституционную ассамблею, призванную, по мнению многих экспертов, разработать такой вариант Конституции, который бы позволил ему удержаться во власти и в 2015 (да хоть в кресле премьер-министра). И вот, в конце июня 2014-го, еще толком не успев втянуться во все свои президентские полномочия, уже и господин Порошенко подает в парламент личный законопроект касательно конституционных изменений. Дальнейшая его судьба казалась неутешительной. Документ был «потоплен» в результате жесткой критики со стороны немалой части депутатов и «прогрессивной» гражданско-экспертной общественности, а также местами неутешительных выводов Венецианской комиссии. Основными пунктами «обвинений» были следующие: риск политической коррупции в парламенте (вследствие изменения принципа формирования правящей коалиции – не из фракций, а из отдельных депутатов; помнится, именно с этого начал узурпацию своей власти экс-президент Виктор Янукович в марте 2010 г.); отсутствие гарантий независимости генерального прокурора – вопреки рекомендациям Венецианской комиссии от 17.10. 2006); подмена эффективной децентрализации власти – усилением влияния президента на органы местного самоуправления (например, возобновление еще «кучмовского» института представителей Президента в регионах и районах, Киеве и Севастополе – с полномочиями «общего надзора», народным языком – «смотрящих», особенно, в контексте приостановки действия решений местных советов до «вердикта» суда; а также возможность облегченного варианта роспуска местного совета президентом – из-за сравнительно небольшого нарушения закона). В то же время, самой опасной правовой «ловушкой» упомянутого законопроекта, по мнению народного депутата Украины 6 и 7 созывов Александра Дония, является «персональное желание президента Порошенко усилить личную власть, особенно в том, что касается экономической сферы». «Под видом децентрализации он на самом деле подал предложения, которые устанавливали бы контроль над правительством во многих важнейших секторах экономики, – конкретизирует в комментарии FaceNews экс-нардеп. – Например, над Фондом госимущества, рынком ценных бумаг. Плюс президент заинтересован отобрать у правительства и парламента прерогативу в назначении главы Антимонопольного комитета. То есть, фактически отстранить Кабмин и ВР от процессов демонополизации, установив при этом прочные (и порочные) связи с монополиями и олигархами. Такая же схема президентского назначения распространяется на глав и членов национальных комиссий, которые осуществляют государственное регулирование. Не говоря уже о том, что предлагается лишить парламент права увольнять глав Нацбанка, СБУ и Генпрокуратуры. То есть, речь идет об усилении авторитаризма – под «соусом» внесения изменений в Конституцию». И хотя 27 октября прошлого года вышеупомянутый проект был отозван из парламента, президент Порошенко, судя по всему, так и не отказался от намерения его протолкнуть – уже через созданную им структуру. «Проект проанализировала и сделала соответствующие выводы Венецианская комиссия. Буду рад, если эти наработки пригодятся Конституционной комиссии» – сказал президент на ее первом заседании 6 апреля с.г. Президентский орган как «(не-) ручной инструмент» Безусловно, вряд ли стоит сейчас давать ту или иную оценку назначенному президентом «консультативно-совещательному» органу. Логично будет оценивать результаты «по делам его», то есть, когда они появятся хотя бы в общих начертаниях. И, возможно, рано еще проводить стойкую аналогию между Конституционной комиссией и упомянутой выше Конституционной ассамблеей имени Януковича. Хотя, чего греха таить: принципы формирования этих структур вполне схожи. В случае же с первой, не лишним будет вспомнить: в Коалиционном соглашении записано обязательство создать Временную специальную комиссию Верховной Рады Украины – для подготовки согласованных изменений в Конституцию. «Президент Порошенко один в один повторил «финт» Януковича, – заявляет Александр Доний. – Сейчас в парламенте не создано никакой Конституционной комиссии, вместо этого под видом консультативно-совещательного органа создана структура, которая якобы должна реформировать Конституцию (добавлю – по лекалам президента). Плюс эту комиссию возглавил председатель Верховной Рады Владимир Гройсман, которого четко идентифицируют, как «человека Порошенко». В то же время, некоторые члены новоиспеченной комиссии не разделяют негативных прогнозов в отношении того, что, якобы эта структура будет проталкивать в свой финальный документ ключевые положения президентского законопроекта. Так, президент ВОО «Институт избирательного права» Юрий Ключковский, комментируя FaceNews особенности работы комиссии, акцентировал: «Президент сказал, что у него есть свой проект изменений в Конституцию, но что он должен лечь в основу работы комиссии, никто не говорил». На вопрос о том, не начнется ли работа органа практически «с ноля», Ключковский ответил: «Не знаю, с «ноля» ли. Ведь президентом уже заданы три основные направления изменений. Взять ту же децентрализацию… Насколько мне известно, есть определенные выводы Венецианской комиссии, многих других структур. То есть – это не полный «ноль». Почти схожего мнения придерживается и первый президент Украины, член Конституционной комиссии Леонид Кравчук: «Он (президент Петр Порошенко. – Авт.) сказал, что есть поданный президентский вариант изменений, и он был бы доволен, если бы Конституционная комиссия использовала его в своей работе. Но брать за основу он не предлагал… Нельзя говорить, что что-то нужно брать за основу – еще и основы-то нет» (газета «Сегодня», 9.04.2015). Как видим, даже во вполне однозначной и безобидно-рекомендательной фразе президента при желании можно уловить тайный зловещий смысл. И это вполне объяснимо: ведь кривая доверия общества к властным институтам опять стремительно падает вниз. Что уж тут говорить о такой сложнейшей правовой материи как текст Конституции Украины. В котором чуть ли не каждое слово и даже запятая могут благословить страну не только на демократию, но и на авторитаризм.
|