Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 1 Основы теории государства и праваСтр 1 из 55Следующая ⇒
Тема 1.1 Общие понятия о государстве и праве 1. Определение государства и его признаки. Форма государства. 2. Задачи и функции государства 3. Система органов государства (механизм) 4. Понятие права и его признаки 5. Функции права и его источники В мировой юридической науке нет общепринятого определения государства, что объясняется сложностью этого социального и юридического явления. Поэтому логично сначала выяснить внешние признаки государства, отличающие его от общества и его политических организаций. К ним относятся: 1) народ – совокупность индивидов, объединенных правовой связью с государством. 2) территория – материальная база государства. Территория государства – это пространстсво, в пределах которого осуществляется государственная власть. 3) публичная организационная власть, иначе говоря, власть, выделившаяся из общества, не совпадающая с ним, стоящая над ним. Государственная сласть имеет свой особый аппарат в виде органов государства и профессиональных управленцев (армия, полиция, чиновники, судьи и т.д.). Главное назначение государственной власти – руководство общезначимыми для народа делами. 4) система сбора финансовых средств (дань, налоги, сборы, разного рода повинности). Эти средства необходимы для решения общезначимых проблем (например, обороны, строительства общественных зданий и сооружений), а также для содержания государственного аппарата. 5) право – система общеобязательных правил поведения. 6) суверенитет – самостоятельность и независимость государства во внутренних и внешних делах. Суверенитет является признаком государственной власти, но этот признак распространяется и на государство в целом. Исходя из этих взаимосвязанных признаков государства, можно дать следующее его определение: Государство – это политическая организация общества, обладающая полномочиями по управлению территориально-организационным населением с целью выполнения общесоциальных дел. Форма государства – это совокупность существенных способов организации и осуществления государственной власти. Форма государства имеет общие признаки и включает 3 составные элемента: 1. Форма правления 2. Форма государственного устройства 3. Государственно-политический режим Форма правления – это порядок организации, структура и взаимодействие высших органов государственной власти и степень участия народа в их формировании. Различают 2 формы правления: 1) Монархия – когда верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит по наследству Юридические свойства монархии: - бессрочное, т.е.единоличное пожизненное пользование властью - наследственный порядок преемственности верховной власти - представительство во внешних сношениях не по поручительству, а по своему усмотрению - юридическая безответственность главы государства. Формы монархии: А) абсолютная, неограниченная (Саудовская Аравия) Б) конституционная – власть монарха ограничена представительским органом. Конституционная монархия подразделяется на: - парламентская (Англия, Бельгия, Швеция и др.) - дуалистическая – в ней остается исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать правительство, право вето и право неограниченного роспуска парламента (Марокко). 2) Республика – верховная государственная власть осуществляется выборными органами. Виды республиканской формы правления: А) парламентская – главная роль в организации государственной власти принадлежит парламенту (Италия, ФРГ) Б) президентская республика – президент является главой государства и главой правительства (США, Бразилия, Аргентина) В) смешанная форма – президентско-парламентская или полупрезидентская республика (Украина, Польша, Болгария, Франция, Португалия) Форма государственного устройства – это национально-государственное или административно-территориальное деление государства и порядок взаимоотношений между этими частями. Виды форм государственного устройства: 1) унитарное – т.е. цельное государство, части которого являются только административно-территориальными образованиями (область, район, губерния). Украина – тоже унитарное государство (ст.2 Конституции Украины). 2) Федеративное государство – это сложное государство, части которого обладают государственным суверенитетом, осуществляемом при сохранении целостности государства (США, Россия, Индия, Бельгия). США является федеративным государством, штаты не имеют права выхода из состава федерации. 3) Конфедерация – это союз государств, каждое из которых обладает суверенитетом (Швейцарская конфедерация). Государственно-политический режим – это способы и виды осуществления государственной власти. Виды режимов: 1) Демократический режим (власть народа) – это совокупность способов осуществления гос. власти на основе подчинения меньшинства большинству. Украина – демократический режим 2) Антидемократический режим – подавление основных прав и свобод человека, огосударствление общественной жизни, милитаризация общественной жизни. Разновидности антидемократического режима: a) Расистский b) Фашистский c) Тоталитарный d) Авторитарный
Сущность и социальное назначение государства проявляется через его задачи и функции. Задачи – это те жизненно-важные вопросы к разрешению которых стремится государство. Функции государства – это основные направления деятельности государства по осуществлению стоящих перед ним задач. Формы осуществления функций государства: - правотворческая - правоисполнительная - правоохранительная. Методы осуществления функций государства: - убеждение - поощрение - принуждение. Классификация функций государства: 1. Внутренние функции (борьба с преступностью, здравоохранение, социальная охрана правопорядка, охрана прав и свобод граждан) 2. Внешние функции (взаимовыгодное сотрудничество с др. государствами, культурное и научно-техническое сотрудничество, оборона страны, поддержание международного мира) 3. По времени действия: а) постоянные (оборона, образование) б) временные (связанные с природой: наводнения, землетрясения).
Механизм государства – это система всех государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом. Из механизма государства выделяется понятие – государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность гос. органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. Орган государства – это организованный государством или народом коллектив гос. служащих, который наделен властными полномочиями. Признаки органа государства: 1. Органы государства обладают государственным казенным имуществом, которое находится в их оперативном подчинении. 2. Финансовые средства, счет в банке, источник финансирования бюджета. 3. Необходимый объем властных полномочий. 4. Установленную организационную структуру и систему служебной подчиненности. 5. Издают правовые нормы и регулируют акты применения норм права. Государственный орган состоит из гос. служащих, т.е. работников, выполняющих работу и получающих заработную плату в гос. органе, согласно занимаемой должности и подчиненности по службе. Конституционная система органов государства в Украине: 1. Органы государственной власти: а) ВРУ б) ВРАРК 2. Глава государства – президент (см. ст.102) 3. Органы исполнительной власти: - высшие – КМУ - центральные – Министерства, ведомства т гос. комитеты - местные органы исполнительной власти – областные и районные гос. администрации и администрация Киева и Севастополя см. ст.118) 4. Органы местного самоуправления (см. раздел 8 КУ) 5. Органы судебной сласти 6. Контрольно-надзорные органы: прокуратура, инспекции (санитарные, пожарные). Ответить на вопрос: «Что такое право?» так же непросто, как и на вопросы: «Что такое истина?» или «Что такое человек?». Чтобы выйти на определение права, необходимо выяснить его сущность и социальное назначение, которые проявляются через следующие его признаки: 1) Общеобязательность. Правовые предписания адресованы всем участникам правовых отношений и обязательны для них; 2) Нормативность. Право состоит из правил общего характера, рассчитанных на неоднократное применение. Право выступает как равный масштаб и модель поведения людей; 3) Формальная определенность. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде, они имеют четкую логическую структуру. Право устанавливает определенные рамки поведения человека, однозначно формулируя его права и обязанности; 4) Системность. Право представляет собой целостную систему взаимосвязанных норм, в которой у каждой нормы есть свое, строго определенное место и взаимосвязи с другими нормами; 5) Связь с государством. Право связано с государством, прежде всего тем, что правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством. Право охраняется государственным принуждением; 6) Регулятивность. Право выступает в качестве регулятора общественных отношений и в этом состоит его главная социальная ценность; 7) Выражение меры свободы и справедливости. Право нередко называют математикой свободы. Действительно, право воплощает основные права и свободы человека, предоставляет человеку легальную возможность реализовать свои интересы, не нарушая прав и свобод других людей. Кроме того, оно устанавливает баланс между поведением человека и его социальным положением (справедливость). В этом состоит личностная ценность права. Исходя из приведенных выше признаков, можно дать следующее определение права: П р а в о - это система общеобязательных, формально-определенных, установленных и охраняемых государством правил поведения, регулирующих общественные отношения и выражающих меру свободы и справедливости.
Функции права – это основные направления воздействия права на сознание и поведение людей, характеризующие его роль и значение в жизни общества. Различают общесоциальные и специально-юридические функции права. К общесоциальным функциям права относят культурно-историческую, стабилизационную, воспитательную и информационно-ориентирующую функции, а также функцию социального контроля. Культурно-историческая функция состоит в том, что право в нормативной форме закрепляет высшие достижения человеческой цивилизации: свободу, равенство, справедливость. Стабилизационная функция состоит в способности права обеспечивать устойчивость и постоянство в жизни общества. Консолидируя людей и обеспечивая целостность их существования, право сдерживает антисоциальные, разрушительные процессы. Воспитательная функция состоит в том, что право при помощи своих предписаний способствует становлению человека как правопослушного члена гражданского общества. Информационно-ориентирующая функция заключается в том, что право информирует человека о его правах и обязанностях, о возможном и должном поведении. Функция социального контроля состоит в том, что право стимулирует социально-полезное поведение человека и, наоборот, ограничивает (при помощи запретов) поведение, опасное или вредное для общества. Специально-юридические функции права осуществляются при помощи специфических юридических средств (издание нормативных и индивидуальных правовых актов). Обычно выделяют две основные специально-юридические функции права: регулятивную и охранительную. Регулятивная функция права проявляется в том, что предписания правовых норм вносят упорядоченность в общественные отношения. Выполняя функцию регулятора общественных отношений, правовая норма указывает человеку на линию его поведения в том или ином случае. Например, нормы Гражданского кодекса Украины определяют, какие действия нужно совершить при заключении договора купли-продажи жилого дома. Охранительная функция заключается в том, что право защищает социальные ценности, блага, общественные отношения путем установления запретов, ограничений и наказаний за нарушение запретов. Например, ст.186 Уголовного кодекса Украины устанавливает наказуемость грабежа. Тем самым право защищает личность и собственность от преступного посягательства. Регулятивная и охранительная функции права тесно связаны между собой. Охранительная функция права призвана обеспечить нормальное действие регулятивной функции. Источник права – это исходящий от государства способ выражения и закрепления норм права. Исторически известны и ныне существуют четыре вида источников права6 1) правовой обычай – стихийно сложившееся устойчивое правило поведения, санкционирование государством. В древности правовой обычай был основной и зачастую единственной формой права. Он исторически и фактически предшествовал закону. В современном мире правовой обычай используется редко6 в гражданском праве (неписанные обычаи делового оборота), в международном праве (дипломатические обычаи); 2) юридический (судебный или административный) прецедент – решение по конкретному делу, которому придана нормативная сила и которое служит образцом для решения аналогичных дел. Юридический прецедент распространен в системе общего права Австралии, Великобритании, Канады и США, используется международной юстицией. 3) Нормативно правовой акт – письменный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом государства и содержащий правовые нормы общего характера. Общи2й характер предписаний отличает нормативно-правовой акт от юридического прецедента. Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. В системе права Украины и большинства других стран нормативно-правовой акт является основным источником права; 4) Нормативный договор – это соглашение между двумя и более субъектами права, содержащее обязательные для них предписания. Нормативные договоры получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими, Нормативный договор не является персонифицированным актом, его содержание составляют правила поведения общего характера. Наиболее распространенным примером нормативного договора является коллективный договор в трудовом праве.
Тема 1.2. Общая характеристика права Украины
1. Система права Украины 2. Понятие, признаки и виды норм права. Структура нормы права 3. Нормативно-правовые акты, их виды 4. Правовые отношения 5. Правонарушения. Юридическая ответственность. Законность и правопорядок
Система права – это внутренняя структура действующего права, состоящая из отраслей, институтов и норм права. Центральным звеном системы права является отрасль – крупная упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений. В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Каждая отрасль имеет свой набор принципов и общих положений, специфических средств и приемов правового регулирования. Предмет правового регулирования – это область общественных отношений, которую регулирует данная отрасль, это то, что подлежит регулированию. Например, отрасль гражданского права Украины регулирует имущественные и личные неимущественные отношения граждан и юридических лиц. Метод правового регулирования – это приемы и способы воздействия права на общественные отношения, это то, как право влияет на них. Например, для метода правового регулирования в гражданском праве характерны равенство участников отношений, диспозитивность правовых норм. Основные методы правового регулирования: 1) императивный метод – это метод безусловных властных предписаний, устанавливающий, как правило, обязанности и запреты. Он используется главным образом в уголовном, административном и некоторых других отраслях права. Императивные нормы права не могут быть изменены по договоренности между участниками правового отношения; 2) диспозитивный метод противоположен императивному. Он дает субъектам возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Этот метод в большей степени присущ гражданскому, коммерческому праву и т.д. Например, ст.413 действующего Гражданского кодекса Украины гласит: «Договор хранения считается безвозмездным, если иное не установлено законом или договором». К этим основным методам правового регулирования восходят иные методы, которые тоже составляют пары противоположностей: 1) метод поощрений (стимулов) и метод ограничений. Метод поощрений свойственен, в основном, трудовому праву, где действуют льготные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности работников. Метод ограничений предусматривает установление запретов и наказаний за нарушение запретов, что свойственно административному и уголовному праву; 2) метод координации и метод субординации. Метод координации типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Этот метод характерен также для гражданского и семейного права: участники гражданского договора не подчинены друг другу, супруги имеют равные права и обязанности. Метод субординации характерен для административного права. Он предполагает неравенство участников правового отношения, подчиненность одного из них другому. Чем более развитой является система права, тем больше отраслей включает она в себя. Наряду с базовыми (профилирующими) отраслями права Украины: конституционным, административным, гражданским, уголовным – формируются такие новые отрасли права, как налоговое, муниципальное, предпринимательское и др. Отрасль права, в свою очередь, представляет собой подсистему, состоящую из институтов права. Институт права – упорядоченная совокупность норм права, регулирующих определенный вид общественных отношений. Например, отрасль гражданского права Украины включает такие институты, как институт права собственности, институт авторского права, институт обязательственного права, институт наследования и др. Институт права состоит из норм права, которые являются первичными элементами, ячейками системы права.
Норма права – это формально определенное, общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством с целью регулирования общественных отношений, действие которого обеспечивается мерами государственного принуждения. Признаки норм права: 1) общеобязательность. Нормы права распространяются на всех людей, независимо от того, знакомы ли они с этими нормами или нет. Нормы права обязательны для исполнения, независимо от признания или непризнания их людьми; 2) формальная определенность. Нормы права четко сформулированы и зафиксированы в официальном источнике права (нормативно-правовом акте, международно-правовом договоре и т.д.0. Норма права однозначно определяет линию возможного или должного поведения своего адресата. Например, ч.2 ст.27 Конституции Украины гласит: «Никто не может быть произвольно лишен жизни. Обязанность государства – защищать жизнь человека». В данном случае для всех установлен запрет посягательства на жизнь другого человека, а для государства – обязанность обеспечить безопасность человека; 3) связь с государством. Нормы права либо устанавливаются государством (например, путем принятия закона, издания подзаконного акта), либо санкционируются (признаются) государством (например, путем ратификации международного договора). Кроме того, исполнение норм права обеспечивается силой государственного принуждения. Например, нарушение ст.185 Уголовного кодекса Украины (т.е. совершение кражи) влечет неблагоприятные для нарушителя последствия в виде применяемого государством наказания; 4) системность. Норма права сама по себе представляет микросистему, состоящую из гипотезы, диспозиции и санкции. Кроме того, каждая норма неразрывно связана с другими, образуя целостную систему национального или международного права.
Виды норм права: 1) в зависимости от предмета правового регулирования различают конституционные, уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые нормы и другие отраслевые нормы; 2) в зависимости от основных методов правового регулирования различают императивные нормы (содержащие властные предписания, не допускающие никаких отклонений) и диспозитивные нормы (их предписания могут варьироваться по усмотрению участников отношения). Императивные нормы характерны для конституционного, административного, уголовного права. Такие нормы невозможно изменить частным соглашением сторон. Диспозитивные нормы характерны для гражданского, семейного, предпринимательского права. Их предписания оставляют право выбора линии поведения; 3) в зависимости от характера правового предписания, содержащегося в норме, различают дозволительные, обязывающие и запрещающие нормы. Дозволительная норма предоставляет адресату нормы право совершить какое-либо действие. Обязывающая норма содержит обязанность адресата нормы совершить какое-то действие. Запрещающая норма предписывает воздержаться от указанного в норме действия; 4) в зависимости от времени действия различают постоянные и временные правовые нормы. Например, первые 14 разделов Конституции Украины содержат постоянные действующие нормы, а ХУ раздел Конституции – нормы временного действия; 5) в зависимости от круга лиц, на которые распространяется действие нормы, различают общие и специальные правовые нормы. Например, Конституция Украины содержит общие нормы, относящиеся ко всем гражданам, а Закон Украины «О милиции» содержит специальные нормы, касающиеся только работников милиции; 6) в зависимости от действия в пространстве различают общие и локальные правовые нормы. Например, Конституция Украины распространяется на всю территорию страны (носит общий характер), а Конституция Автономной Республики Крым – только на один регион нашей страны (носит локальный характер) – территорию Крыма; 7) по функциональной направленности различают регулятивные и охранительные нормы. Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности лиц, а охранительные устанавливают вид и меру ответственности за нарушение прав и за неисполнение обязанностей.
Структура нормы права Норму права составляют следующие взаимосвязанные структурные части (элементы): 1) ГИПОТЕЗА – часть нормы права, которая указывает на условия (жизненные обстоятельства), при которых данная норма права вступает в действие; 2) ДИСПОЗИЦИЯ – часть нормы права, которая содержит указание на линию поведения при наступлении указанных в гипотезе обстоятельств; 3) САНКЦИЯ – часть нормы права, которая предусматривает негативные последствия в случае нарушения предписания, указанного в диспозиции. Таким образом, все элементы нормы права логически вытекают одно из другого, образуя цельную упорядоченную систему. Ее можно представить в виде словосочетания «если – то – иначе». Если (гипотеза) существуют определенные обстоятельства, то (диспозиция) следует принять предписанную линию поведения, иначе наступят (санкция) указанные неблагоприятные последствия. Рассмотрим элементы правовой нормы на примере ст.335 Уголовного кодекса Украины, которая гласит: «Уклонение от призыва на срочную военную службу – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет». Призыв на срочную военную службу – гипотеза; обязанность призывника явиться для прохождения срочной военной службы – диспозиция; ограничение свободы на срок до трех лет – санкция за неисполнение обязанности. Обратим снимание на то, что норма права и статья нормативно-правового акта могут не совпадать. Например, статьи Конституции Украины, как правило, не содержат санкций, они включены в иные нормативно-правовые акты. Проанализируем ч.5 ст.55 Конституции Украины: «Каждый имеет право любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств». В гипотезе указаны жизненные обстоятельства – нарушение или противоправное посягательство на права и свободы человека. Диспозиция устанавливает право каждого на самозащиту при таких обстоятельствах. Санкция в данной статье и в самой Конституции отсутствует, однако она находится в других нормативно-правовых актах (в частности, в Уголовном кодексе Украины).
ПРАВОВОЕ ОТНОШЕНИЕ – это общественное отношение, урегулированное нормой права, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями. Признаки правового отношения: 1) правовое отношение является разновидностью общественного отношения, т.е. может возникнуть только в человеческом обществе, между конкретными субъектами – обладателями определенных юридических качеств (правоспособности и дееспособности); 2) правовое отношение возникает исключительно на основе нормы права. Нет соответствующей нормы права – нет и правового отношения; 3) между участниками правового отношения возникает специфическая юридическая связь в виде субъективного права одного лица и соответствующей ему обязанности другого лица; 4) правовое отношение имеет волевой характер, т.е. для его возникновения необходима воля (желание) как минимум одного из участников. Люди вступают в правовые отношения с определенной целью – например, получить наследство, принять участие в выборах, приобрести товар; 5) правовое отношение возникает по поводу реально существующего блага; 6) правовое отношение охраняется и обеспечивается силой государственного принуждения.
Виды правоотношений: - по отраслевому признаку выделяют конституционные, административные, гражданские, трудовые, семейные и др. правоотношения; - по функциям права различают регулятивные и охранительные правоотношения. Первые из них возникают из правомерных, а вторые из неправомерных действий субъектов. Например, правовое отношение между арендодателем и арендатором земельного участка возникло из правомерного действия – заключения договора аренды – и потому является регулятивным. Правовое отношение между лицом, подозреваемым в совершении кражи, и следователем, ведущим расследование, является охранительным, так как толчком к его возникновению послужило неправомерное действие подозреваемого; - по характеру обязанностей различают активные и пассивные правоотношения. В активном обязанность субъекта заключается в необходимости совершить определенные действия (передать вещь, выполнить работу), в пассивном – обязанность состоит в том, чтобы не совершать никаких действий
Структура правоотношения Правоотношение является конструкцией, в которую входят следующие структурные элементы: 1) с у б ъ е к т ы - как минимум, два. Один из них является – управомоченным лицом (носителем права), другой – обязанным лицом (носителем обязанности); 2) о б ъ к т - реальное (материальное или нематериальное) благо, по поводу которого субъекты вступают в правоотношение; 3) с о д е р ж а н и е - субъективные права и юридические обязанности участников правового отношения. Субъективное право – предусмотренная правом линия возможного поведения лица. Юридическая обязанность – предписанная правом линия должного поведения лица. В каждом правоотношении субъективному праву одного участника соответствует юридическая обязанность другого участника. Рассмотрим эти структурные элементы на примере правоотношения, возникшего на основе договора займа. Субъектами правоотношения являются два лица: заимодавец (предоставивший определенную сумму денег) и заемщик (получивший от заимодавца определенную сумму денег). Объектом правоотношения является реальное благо – взятая взаймы сумма денег. Субъективным правом заимодавца является требование о возврате заемной суммы. Юридической обязанностью заемщика является возврат денег. Право и соответствующая ему обязанность составляет содержание данного правоотношения.
Правонарушение – это противоправное, виновное, наносящее вред личности, обществу или государству деяние деликтоспособного лица.. В зависимости от степени опасности правонарушения и нанесенного им вреда правонарушения разделяют на преступления и проступки. Преступления – наиболее опасные для общества правонарушения, посягающие на наиболее значимые социальные ценности (жизнь, здоровье индивида, собственность, безопасность государства, общественную безопасность и т.д.). Преступлениями являются только уголовные правонарушения. Проступки – менее опасные правонарушения (нарушение трудовой дисциплины, общественного порядка, невыполнение гражданско-правового договора и т.д.) В зависимости от вида юридической ответственности в национальном праве Украины правонарушения подразделяются на6 - уголовные правонарушения (преступления); - гражданско-правовые проступки (например, неисполнение договорного обязательства, нарушение авторского права); -административные проступки (например, нарушение общественного порядка, правил торговли, нарушение правил дорожного движения, не повлекшее тяжких последствий); - дисциплинарные проступки (например, нарушение трудовой дисциплины).
Юридическая ответственность является следствием правонарушения. Юридическая ответственность – это применение виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность – это правовое отношение между государством т правонарушителем, в силу которого государство имеет право предпринять по отношению к правонарушителю определенные меры воздействия, а правонарушитель обязан претерпеть установленные государством лишения личного и имущественного характера. Признаки юридической ответственности: - ее основанием является только правонарушение; - она всегда связана с государственным принуждением; - юридическая ответственность характеризуется лишениями для лица, совершившего правонарушение. Цель юридической ответственности – формирование правомерного поведения не только лиц, совершивших правонарушение, но и всех иных членов общества. Функции юридической ответственности: 1) охранительная – заключается в защите правопорядка; 2) правовосстановительная – заключается в восстановлении нарушенного права; 3) профилактическая – заключается в предупреждении совершения новых правонарушений; 4) воспитательная – формирует уважение к праву.
Виды юридической ответственности: 1. Уголовная – применяется только за совершение преступления. Это наиболее суровый вид ответственности, предполагающий самые жесткие ограничения личного и имущественного характера. 2. Административная – применяется за совершение административного проступка. Налагаемые в данном случае взыскания личного и имущественного характера носят гораздо более мягкий характер. 3. Гражданско-правовая – наступает за неисполнение договора, причинение имущественного вреда. Носит исключительно имущественный характер. 4. Дисциплинарная – наступает за нарушение трудовой, служебной, учебной дисциплины и носит, как правило, личный характер (например, выговор). Если в результате дисциплинарного проступка нанесен имущественный ущерб, то применяется также материальная ответственность, которая состоит в обязанности возместить нанесенный ущерб.
Законность – это строгое и полное осущестление предписаний правовых законов всеми субъектами права. Другими словами законность можно определить как правовой режим, при котором деятельность всех государственных органов, юридических и физических лиц осуществляется в соответствии с требованиями законодательстваю Основными принципами (требованиями) законности являются6 1) верховенство правового закона. Все законы страны должны соответствовать Конституции, а подзаконные акты – законам; 2) всеобщность законности. Законы должны быть едиными для всего государства и доступными для всех граждан и должностных лиц. Все субъекты права попадают под действие закона. Исключение кого-либо из-под действия закона недопустимо, какой бы благой целью это не оправдывалось; 3) равенство всех субъектов права перед законом. Требования закона и меры ответственности за его нарушение одинаковы для всех граждан и должностных лиц; 4) единство законности и целесообразности. Недопустимо нарушение закона под предлогом целесообразности (житейской, местной, корпоративной); 5) неотвратимость ответственности за правонарушения. С законностью неразрывно связано понятие правопорядка. Если законность представляет собой п р о ц е с с осуществления законов, то правопорядок - р е з у л ь т а т осуществления законности. Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, которое вкладывается в условиях законности.
|