Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольной работы по логике.






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

В межсессионный период каждый слушатель обязан выполнить и представить для проверки в установленные сроки контрольную работу, содержащую решения контрольных заданий. Контрольные задания содержат типовые задачи из основных разделов курса логики. Все задачи разбиты на 4 варианта. В каждом упражнении слушатель выполняет один вариант в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки. Если номер Вашей зачетной книжки заканчивается цифрами:

- 1, 5, 9 - Вы выполняете первый вариант контрольных заданий;

- 2, 6, 0 - второй вариант;

- 3, 7 - третий вариант;

- 4, 8 - четвертый вариант.

Работа строится по принципу тестирования, т.е. на сформулированный в каждом упражнении общий вопрос слушатель находит правильный для своего варианта ответ. При этом ответы на задания для другого варианта во внимание не принимаются.

Контрольную работу надлежит оформить следующим образом: на обложке школьной тетради указать название учебного заведения, комплектующего органа, учебной дисциплины, курс, номер учебной группы, свою фамилию, имя, отчество, номер зачетной книжки, номер выполняемого варианта, домашний адрес. В тетради сначала записывается номер решаемого задания, а под ним - в строку номера правильных решений. В отдельных случаях слушатель может подготовить контрольную работу по теме, не предусмотренной данными указаниями, но заинтересовавшей его. В этом случае он согласовывает тему работы с преподавателем. Контрольная работа должна быть представлена в срок, установленный графиком представления письменных работ.

В период лабораторно-экзаменационной сессии по контрольной работе предусмотрено собеседование.

Наличие зачета по контрольной работе является обязательным условием допуска к зачету по дисциплине.

 

Упражнение 1. Какой закон логики выражен в приведенной статье. Сформулируйте этот закон и обоснуйте свое решение.

Вариант 1:

" Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или санкции прокурора" (УПК РФ).

Вариант 2:

" Основанием к отмене решения суда в кассационном порядке и передаче дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции являются: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считает установленными; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела..." (Основы гражданского судопроизводства).

Вариант 3:

" Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений". (Основы гражданского судопроизводства).

Вариант 4:

" Заключение эксперта не является обязательным для лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда, однако несогласие с его заключением должно быть мотивировано" (УПК РФ).

 

Возможные ответы:

1. Закон тождества.

2. Закон непротиворечия.

3. Закон исключения третьего.

4. Закон достаточного основания.

5. Ни один из законов не выражен.

 

Упражнение 2. Какой закон логики нарушен в следующих рассуждениях. Сформулируйте этот закон и обоснуйте свое решение.

Вариант 1:

а) В результате автопроисшествия он получил травмы, чем нарушил ст. 17, 18, 125, 156 " Правил дорожного движения";

б) С. не мог совершить кражу, т.к. он в это время находился в другом городе. Между тем, из всех доказательств вытекает, что кражу совершил все-таки он.

Вариант 2:

а) Ученик не сделал домашнего задания. Но наказывать человека за то, что он не сделал, нельзя. Значит, ученик не может быть наказан;

б) слушатель Н. учится хорошо. Следовательно, он достоин поощрения.

Вариант 3:

а) Труп был теплый, но признаков жизни почему-то не подавал;

б) он был явным лидером в своей группе, но никто не признавал этого.

Вариант 4:

а) В ответе слушателя К. не раскрыто основное содержание обсуждаемого вопроса, но все же ответ заслуживает хорошей оценки;

б) нам предложили почтить память умерших адвокатов вставанием. К сожалению, это происходит редко.

Возможные ответы:

1. Закон тождества

2. Закон непротиворечия

3. Закон исключения третьего

4. Закон достаточного основания

5. Не нарушен ни один из законов логики.

 

Упражнение 3. Установите, подчиняются ли закону обратного отношения объема и содержания понятия следующие группы понятий. Сформулируйте этот закон и обоснуйте свое решение.

Вариант 1:

1) Норма права, право.

2) Норма права, норма поведения, норма.

3) Военнослужащий, майор, лейтенант.

4) Красная площадь, Москва.

Вариант 2:

1) Следователь, адвокат, юрист.

2) Уголовное право, право.

3) Хищение, уголовное преступление, преступление.

4) Норма права, право.

Вариант 3:

1) Наказание, лишение свободы.

2) Человек, мужчина, женщина.

3) Огнестрельное оружие, пистолет Макарова.

4) Милиционер, сержант.

Вариант 4:

1) Преступление против личности, клевета.

2) Дополнительное наказание, ссылка, конфискация имущества.

3) Транспортное средство, мотоцикл, автомобиль, автомобиль " Москвич".

4) Военнослужащий, спортсмен.

 

Возможные ответы:

1. Да.

2. Нет.

 

Упражнение 4. Укажите, какие из приведенных понятий являются одновременно, приведите определения этих видов понятий:

Вариант 1:

По объему - общими, нерегистрирующими, несобирательными, по содержанию - конкретными, положительными, безотносительными.

Вариант 2:

По объему - единичными, несобирательными, по содержанию - конкретными, положительными, безотносительными.

Вариант 3:

По объему - нулевыми, по содержанию - конкретными, положительными, безотносительными.

Вариант 4:

По объему - общими, нерегистрирующими, собирательными, по содержанию - абстрактными, отрицательными, безотносительными.

1. Военнослужащий

2. Крестьянская реформа 1861 года

3. Недееспособность

4. Созвездие

5. Кащей Бессмертный

6. Невменяемость

7. Закон

8. Библиотека Л.Н.Толстого

9. Великая Отечественная война

10. Русалка

11. Созвездие " Лебедь"

12. Несправедливый.

 

Упражнение 5. Укажите, какие виды отношений существуют между приведенными группами понятий. На круговой схеме изобразите эти отношения:

Вариант 1:

1. Юрист, прокурор, следователь, эксперт, мужчина

2. Ромб, квадрат, прямоугольник

3. Следователь, юрист, судья.

Вариант 2:

1. Сын, брат, дед.

2. Растрата, должностное преступление, получение взятки.

3. Орудие преступления, огнестрельное оружие, винтовка

4. Ромб, квадрат, прямоугольник.

Вариант 3:

1. Муж, сын, брат, дед.

2. Неправильное оформление документов, преступление, хищение.

3. Кража, грабеж, преступление.

4. Геометрическая фигура, фигурное катание на льду.

Вариант 4:

1. Следователь, работник ГИБДД, капитан.

2. Абстрактное понятие, единичное понятие, конкретное понятие.

3. Норма права, право.

4. Город, населенный пункт, квартал, улица.

Возможные ответы:

1. Подчинения и пересечения

2. Соподчинения и пересечения

3. Соподчинения, подчинения и пересечения

4. Подчинения и противоречия

5. Подчинения

6. Несравнимые понятия

7. Ни один из перечней отношений не соответствует данной группе понятий.

 

Упражнение 6. Укажите, какие из приведенных примеров обобщения и ограничения понятий отвечают следующим условиям правильности. Обоснуйте свой ответ:

Вариант 1:

Обобщение правильно, ограничение неправильно.

Вариант 2:

Обобщение правильно, ограничение правильно.

Вариант 3:

Обобщение неправильно, ограничение правильно.

Вариант 4:

Обобщение неправильно, ограничение неправильно.

1. Допрос свидетеля Митина - допрос свидетеля - допрос.

2. Норма права - санкция.

3. Сержант - лейтенант - военнослужащий.

4. Преступление - должностное преступление - взятка.

5. Грабеж - преступление против личной собственности - преступление.

6. Понятие - единичное понятие - понятие " Енисей".

7. Единичное понятие - понятие.

8. Населенный пункт - город - город Москва - Красная площадь.

 

Упражнение 7. Проверьте правильность определений. Обоснуйте свой ответ:

Вариант 1.

1. Фашизм - одно из наиболее отвратительных проявлений империализма.

2. Реакционер - человек реакционных взглядов.

3. Потерпевшим является лицо, которому преступлением причинен физический или имущественный ущерб.

Вариант 2.

1. Закон - ориентир для поведения человека.

2. Преступление есть общественно опасное деяние, направленное против личности.

3. Раб - это человек, не имеющий свободы.

Вариант 3:

1. Гражданское право есть отрасль права, регулирующая отношения, предусмотренные гражданским законом.

2. Религия есть опиум для народа.

3. Понятие - это одна из основных форм мышления.

Вариант 4:

1. Субъект - это понятие, отражающее предмет суждения.

2. Детство - утро жизни.

3. Логика - наука о мышлении.

 

Возможные ответы:

1. Определение правильно.

2. Ошибка широты.

3. Ошибка узости.

4. Ошибка " Круг в определении".

5. Определение неясно, содержит метафору.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал