![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контрольной работы по логике.Стр 1 из 2Следующая ⇒
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ В межсессионный период каждый слушатель обязан выполнить и представить для проверки в установленные сроки контрольную работу, содержащую решения контрольных заданий. Контрольные задания содержат типовые задачи из основных разделов курса логики. Все задачи разбиты на 4 варианта. В каждом упражнении слушатель выполняет один вариант в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки. Если номер Вашей зачетной книжки заканчивается цифрами: - 1, 5, 9 - Вы выполняете первый вариант контрольных заданий; - 2, 6, 0 - второй вариант; - 3, 7 - третий вариант; - 4, 8 - четвертый вариант. Работа строится по принципу тестирования, т.е. на сформулированный в каждом упражнении общий вопрос слушатель находит правильный для своего варианта ответ. При этом ответы на задания для другого варианта во внимание не принимаются. Контрольную работу надлежит оформить следующим образом: на обложке школьной тетради указать название учебного заведения, комплектующего органа, учебной дисциплины, курс, номер учебной группы, свою фамилию, имя, отчество, номер зачетной книжки, номер выполняемого варианта, домашний адрес. В тетради сначала записывается номер решаемого задания, а под ним - в строку номера правильных решений. В отдельных случаях слушатель может подготовить контрольную работу по теме, не предусмотренной данными указаниями, но заинтересовавшей его. В этом случае он согласовывает тему работы с преподавателем. Контрольная работа должна быть представлена в срок, установленный графиком представления письменных работ. В период лабораторно-экзаменационной сессии по контрольной работе предусмотрено собеседование. Наличие зачета по контрольной работе является обязательным условием допуска к зачету по дисциплине.
Упражнение 1. Какой закон логики выражен в приведенной статье. Сформулируйте этот закон и обоснуйте свое решение. Вариант 1: " Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или санкции прокурора" (УПК РФ). Вариант 2: " Основанием к отмене решения суда в кассационном порядке и передаче дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции являются: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считает установленными; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела..." (Основы гражданского судопроизводства). Вариант 3: " Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений". (Основы гражданского судопроизводства). Вариант 4: " Заключение эксперта не является обязательным для лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда, однако несогласие с его заключением должно быть мотивировано" (УПК РФ).
Возможные ответы: 1. Закон тождества. 2. Закон непротиворечия. 3. Закон исключения третьего. 4. Закон достаточного основания. 5. Ни один из законов не выражен.
Упражнение 2. Какой закон логики нарушен в следующих рассуждениях. Сформулируйте этот закон и обоснуйте свое решение. Вариант 1: а) В результате автопроисшествия он получил травмы, чем нарушил ст. 17, 18, 125, 156 " Правил дорожного движения"; б) С. не мог совершить кражу, т.к. он в это время находился в другом городе. Между тем, из всех доказательств вытекает, что кражу совершил все-таки он. Вариант 2: а) Ученик не сделал домашнего задания. Но наказывать человека за то, что он не сделал, нельзя. Значит, ученик не может быть наказан; б) слушатель Н. учится хорошо. Следовательно, он достоин поощрения. Вариант 3: а) Труп был теплый, но признаков жизни почему-то не подавал; б) он был явным лидером в своей группе, но никто не признавал этого. Вариант 4: а) В ответе слушателя К. не раскрыто основное содержание обсуждаемого вопроса, но все же ответ заслуживает хорошей оценки; б) нам предложили почтить память умерших адвокатов вставанием. К сожалению, это происходит редко. Возможные ответы: 1. Закон тождества 2. Закон непротиворечия 3. Закон исключения третьего 4. Закон достаточного основания 5. Не нарушен ни один из законов логики.
Упражнение 3. Установите, подчиняются ли закону обратного отношения объема и содержания понятия следующие группы понятий. Сформулируйте этот закон и обоснуйте свое решение. Вариант 1: 1) Норма права, право. 2) Норма права, норма поведения, норма. 3) Военнослужащий, майор, лейтенант. 4) Красная площадь, Москва. Вариант 2: 1) Следователь, адвокат, юрист. 2) Уголовное право, право. 3) Хищение, уголовное преступление, преступление. 4) Норма права, право. Вариант 3: 1) Наказание, лишение свободы. 2) Человек, мужчина, женщина. 3) Огнестрельное оружие, пистолет Макарова. 4) Милиционер, сержант. Вариант 4: 1) Преступление против личности, клевета. 2) Дополнительное наказание, ссылка, конфискация имущества. 3) Транспортное средство, мотоцикл, автомобиль, автомобиль " Москвич". 4) Военнослужащий, спортсмен.
Возможные ответы: 1. Да. 2. Нет.
Упражнение 4. Укажите, какие из приведенных понятий являются одновременно, приведите определения этих видов понятий: Вариант 1: По объему - общими, нерегистрирующими, несобирательными, по содержанию - конкретными, положительными, безотносительными. Вариант 2: По объему - единичными, несобирательными, по содержанию - конкретными, положительными, безотносительными. Вариант 3: По объему - нулевыми, по содержанию - конкретными, положительными, безотносительными. Вариант 4: По объему - общими, нерегистрирующими, собирательными, по содержанию - абстрактными, отрицательными, безотносительными. 1. Военнослужащий 2. Крестьянская реформа 1861 года 3. Недееспособность 4. Созвездие 5. Кащей Бессмертный 6. Невменяемость 7. Закон 8. Библиотека Л.Н.Толстого 9. Великая Отечественная война 10. Русалка 11. Созвездие " Лебедь" 12. Несправедливый.
Упражнение 5. Укажите, какие виды отношений существуют между приведенными группами понятий. На круговой схеме изобразите эти отношения: Вариант 1: 1. Юрист, прокурор, следователь, эксперт, мужчина 2. Ромб, квадрат, прямоугольник 3. Следователь, юрист, судья. Вариант 2: 1. Сын, брат, дед. 2. Растрата, должностное преступление, получение взятки. 3. Орудие преступления, огнестрельное оружие, винтовка 4. Ромб, квадрат, прямоугольник. Вариант 3: 1. Муж, сын, брат, дед. 2. Неправильное оформление документов, преступление, хищение. 3. Кража, грабеж, преступление. 4. Геометрическая фигура, фигурное катание на льду. Вариант 4: 1. Следователь, работник ГИБДД, капитан. 2. Абстрактное понятие, единичное понятие, конкретное понятие. 3. Норма права, право. 4. Город, населенный пункт, квартал, улица. Возможные ответы: 1. Подчинения и пересечения 2. Соподчинения и пересечения 3. Соподчинения, подчинения и пересечения 4. Подчинения и противоречия 5. Подчинения 6. Несравнимые понятия 7. Ни один из перечней отношений не соответствует данной группе понятий.
Упражнение 6. Укажите, какие из приведенных примеров обобщения и ограничения понятий отвечают следующим условиям правильности. Обоснуйте свой ответ: Вариант 1: Обобщение правильно, ограничение неправильно. Вариант 2: Обобщение правильно, ограничение правильно. Вариант 3: Обобщение неправильно, ограничение правильно. Вариант 4: Обобщение неправильно, ограничение неправильно. 1. Допрос свидетеля Митина - допрос свидетеля - допрос. 2. Норма права - санкция. 3. Сержант - лейтенант - военнослужащий. 4. Преступление - должностное преступление - взятка. 5. Грабеж - преступление против личной собственности - преступление. 6. Понятие - единичное понятие - понятие " Енисей". 7. Единичное понятие - понятие. 8. Населенный пункт - город - город Москва - Красная площадь.
Упражнение 7. Проверьте правильность определений. Обоснуйте свой ответ: Вариант 1. 1. Фашизм - одно из наиболее отвратительных проявлений империализма. 2. Реакционер - человек реакционных взглядов. 3. Потерпевшим является лицо, которому преступлением причинен физический или имущественный ущерб. Вариант 2. 1. Закон - ориентир для поведения человека. 2. Преступление есть общественно опасное деяние, направленное против личности. 3. Раб - это человек, не имеющий свободы. Вариант 3: 1. Гражданское право есть отрасль права, регулирующая отношения, предусмотренные гражданским законом. 2. Религия есть опиум для народа. 3. Понятие - это одна из основных форм мышления. Вариант 4: 1. Субъект - это понятие, отражающее предмет суждения. 2. Детство - утро жизни. 3. Логика - наука о мышлении.
Возможные ответы: 1. Определение правильно. 2. Ошибка широты. 3. Ошибка узости. 4. Ошибка " Круг в определении". 5. Определение неясно, содержит метафору.
|