Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка выпускной квалификационной работы. Подготовка выпускного квалификационного исследования может быть разбита на несколько основных этапов.






Подготовка выпускного квалификационного исследования может быть разбита на несколько основных этапов.

Первый этап - составление (как правило, согласованного с научным руководителем) плана (программы) выпускного квалификационного исследования. Содержание этого плана в определяющей степени зависит от четкости формулирования цели (целей) исследования и поставленных исследовательских задач.

Рабочий план составляется уже на первых этапах работы над темой, в нем отража­ются основные этапы реализации замысла научного исследования. Естественно, что пер­воначально он оказывается ориентировочным и будет уточняться в ходе исследования. Однако автору работы следует относиться к его составлению и коррекции со всей тща­тельностью, какая на данном этапе возможна. Полезно каждый раз, обращаясь к рабочему плану исследования, ставить перед собой задачу: продумать весь ход исследования до конца и во всех деталях. В полном объеме такая задача неразрешима практически до за­вершения всего исследования, однако именно неустанные попытки решить ее существен­но ускоряют и делают полноценным исследование.

Рабочий план имеет произвольную форму. На первых стадиях работы он может быть представлен в виде перечня рубрик, связанных внутренней логикой исследования, а на более поздних может предстать, например, в виде плана-проспекта, т.е. реферативного изложения вопросов, по которым будет систематизироваться собранный материал.

При оформлении работы в ее вводной части полезно краткопознакомить читателя с окончательным вариантом плана исследования.

Второй этап - выявление и изучение источников и литературы по теме.

Практически любое научное исследование опирается на ранее выполненные в дан­ной области знания исследования. Поэтому в качестве одной из задач исследования в рам­ках студенческой выпускной работы ставится задача изучения источников и литературы по теме. В со­ответствии с замыслом исследования, студенту необходимо продумать систему работы с литературой. Обычно необходимо использовать возможности работы во всех библиоте­ках, которые доступны студенту во время обучения, составить достаточно полную карто­теку литературных источников по своей теме, библиографический список, набор материа­лов (выписок, цитат и т.п.), которые пригодятся в ходе исследования.

Для того, чтобы получить оперативные сведения о состоянии изученности пробле­мы, поиск литературы целесообразнее начинать с информационных изданий: библиогра­фических, реферативных и обзорных. Также полезна работа с соответствующими разде­лами тематического каталога периодических и непериодических изданий.

Изучение литературы по выбранной теме полезно начинать с общих, обзорных ра­бот, что даст возможность получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести более детализированный и целенаправлен­ный поиск. Изучение научных публикаций можно проводить по этапам:

1. общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

2. беглый просмотр всего содержания;

3. чтение в порядке последовательности расположенияматериала;

4. выборочное чтение какой либо части произведения;

5. выписка представляющих интерес материалов;

6. критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как

7. фрагмент текста будущей работы.

Приемы работы с научной литературой многообразны и во многом индивидуаль­ны. Полезно, например, всегда иметь под рукой бумагу и карандаш для всевозможных за­меток, вычислений, рисунков, построения простых моделей. Составляя конспекты, набо­ры цитат и описаний содержания работ, иногда целесообразно использовать следующий прием: поделить страницу вертикальной чертой пополам; в левой части делать выписки из источника, а в правой помещать собственные комментарии, выделяя подчеркиванием наиболее важные мысли.

При изучении литературы не нужно стремиться к заимствованию материала в текст выпускной работы. Ее следует посвятить, в основном, изложению своих мыслей по пово­ду прочитанного; приведение цитат и изложение текстаиз литературных источников должно быть минимизировано.

Для эффективной работы на данном этапе выпускнику рекомендуется составить картотеку источников, причем эту картотеку целесообразно вести по каждой главе (разделу) исследования. На карточку (а ее удобнее завести на каждый источник в отдельности) такой картотеки заносятся:

- на лицевую сторону карточки: основные библиографические сведения по данному источнику (фамилия, инициалы автора и авторов, точное название работы, место издания, наименование издательства, год издания, количество страниц в работе;

- на оборотную сторону карточки: основные положения, выводы источника, имеющие непосредственное отношение к дипломному исследованию в целом или к его определенному разделу (главе, параграфу).

К литературе относятся:

1. научная литература (научные монографии, статьи в специальной научной периодике, сборники статей и тезисов, материалы научно-теоретических и научно-практических конференций, «круглых столов», семинаров, дискуссий и т.п.);

2. учебная литература (учебники, учебные пособия, курсы лекций и др.);

3. словарно-справочные издания (энциклопедии, словари, справочники и т.д.);

4. публикации и материалы средств массовой информации (журналы, газеты, еженедельные приложения);

5. WЕВ-адреса Интернета и др.

Третий этап выпускного квалификационного исследования - непосредственное изучение источников по своей теме. Это - один из наиболее трудных и в то же время определяющих этапов работы выпускника. Грамотно структурированная и системно проведенная аналитическая работа позволит;

- выявить и определить уровень изученности и разработанности темы исследования в научной литературе;

- установить необходимость более детального изучения тех или иных аспектов выбранной проблематики;

- уточнить стартовую (предварительную) структуру (план) выпускного квалификационного исследования.

При работе с источниками целесообразно делать соответствующие выписки в специально заведенную тетрадь или на карточках. Также рекомендуется для каждого раздела (главы) завести отдельную папку, куда можно вкладывать карточки, листы с записями, ксерокопии нужных документов и т.п.

К источникам относятся:

1. нормативно-правовые акты и документы - отечественные, зарубежные, международные (законодательные акты, подзаконные акты, локальные нормативные акты, индивидуальные правовые акты, постановления высших судебных органов, нормативные и индивидуально-правовые решения правоохранительных органов, нормативно-правовые акты и документы зарубежных государств, международные документы (декларации, конвенции, пакты, соглашения, резолюции и т.д.;

2. Электронные источники информации (информационные правовые системы «Гарант», «Консультант-Плюс», «Кодекс» и пр.)

 

Четвертый этап - систематизация собранной информации, се сопоставление и критический анализ с точки зрения достаточности или, напротив, недостаточности, противоречивости, проблемности, соответствия достижениям современной науки и т.д.

Один из основных этапов научного исследования — сбор фактического материала. Это могут быть результаты описанных экспериментальных исследований, различного ро­да измерений и наблюдений (проведенных самостоятельно или заимствованных из каких-либо источников), выписки из анализируемых документов, литературных источников (с точным указанием, откуда взяты материалы).

Одним из видов фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в текст работы, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы точно, без искажений передать мысль автора первоис­точника, провести идентификацию или дифференциацию взглядов разных авторов, обос­новать или поддержать позицию автора работы и т.д. Об оформлении цитат говорится ниже.

Основная часть фактического материала в работах экспериментального характера состоит из совокупности всех материалов, связанных с экспериментом. Обычно в нее вхо­дят стандартные методики экспериментов соответствующего профиля; созданные автором анкеты, опросники, методики, средства измерения и фиксации показателей; первичные материалы экспериментов (например, протоколы, наборы заполненных анкет, выполнен­ные тесты, написанные контрольные работы и т.п.); результаты обработки материалов экспериментов (всевозможные таблицы, распечатки количественной обработки и анализа данных на компьютерах, графики и т.п.).

Весь объем фактических материалов, связанных с выпускной работой, студенту полезно сохранять, по крайней мере, до момента защиты работы на заседании ГАК.

 

Пятый этап - окончательная «доводка» плана (программы) исследования с учетом проведенной работы с источниками. На этом этапе окончательно формируется план выпускного квалификационного исследования, который и ляжет в его основу в качестве организационного и методологического фундамента.

Некоторые общие рекомендации дипломнику для эффективной организации на подготовительном этапе работы над дипломным исследованием.

Во время сбора информации настоятельно рекомендуется использование таких библиографических изданий:

1) «Книжное обозрение» (выходит один раз в неделю).

2) «Книжная летопись» (выходит один раз в неделю).

3) «Летопись журнальных статей» (выходит один раз в неделю).

4) «Летопись газетных статей» (выходит один раз в месяц).

5) «Летопись рецензий» (выходит один раз в квартал).

6) Реферативные журналы и разнообразные каталоги.

Издания прошлых лет следует искать в букинистических магазинах. В книжных магазинах литературу можно заказать по тематическим планам издательств. Самую свежую информацию следует искать в специальных журналах, газетах, отчетах о научных и научно-практических конференциях, а если есть возможность - из информационных ресурсов WЕВ-сайтов Интернета.

Работая с литературой; нужно сформировать свою собственную систему ее фиксации и запоминания с целью дальнейшего использования.

В процессе работы над источниками важно соблюдать следующие несложные правила.

1. С учетом своих физиологических особенностей студенту нужно правильно выбирать часы занятий. Так, если студент «жаворонок», то следует поработать плотно в утренние часы, а если же «сова» - то в вечернее время. Очень важно чередовать работу с активным отдыхом, без чего невозможна высокая творческая продуктивность.

2. Следует постоянно помнить о цели своего выпускного квалификационного исследования, не перегружать рукопись ненужным материалом («водой»).

3. Не надо забывать, что выдвигаемые в дипломном сочинении положения должны быть обоснованы и аргументированы, а выводы должны иметь доказательства. Нужно избегать повторений и объяснения общеизвестных истин-

4. Очень важно обратить внимание на стиль изложения материала. Стиль должен быть официально-деловым, «высоким» - книжным. В тоже время в нем должна отражаться индивидуальная манера письма и мышления, т.е. его «Я».

5. Следует стремиться к демонстрации новизны полученных в работе выводов и результатов. Дня этого надо указать (и достаточно отчетливо), какие результаты получены лично дипломником, какие в соавторстве с другими исследователями, а какие заимствованы из источников; все эти ссылки на идеи и конкретные положения, формулы, дефиниции и т.п. других авторов обязательно нужно правильно оформлять соответствующими ссылками.

6. Свою работу (часть работы) необходимо критически оценивать, чтобы хорошо знать ее недостатки. Это позволит лучше отстаивать и защищать авторскую позицию во время защиты в ГАК.

7. В период написания выпускной квалификационной работы нужно постоянно совершенствовать свое умение излагать свои мысли на бумаге; надо постоянно читать научную монографическую литературу, в том числе на иностранных языках, вырабатывать устойчивые навыки риторического мастерства путем участия в публичных дискуссиях, где и можно научиться приемам отстаивания собственных взглядов.

Что еще нужно знать студенту-дипломнику о подготовительном этапе работы?

1.Студенту-дипломнику необходимы на этой стадии:

- руководство и консультации со стороны научного руководителя и в целом со стороны кафедры;

- систематический контроль за его работой со стороны научного руководителя и кафедры;

- соответствующая методическая документация, выдаваемая кафедрой в установленные сроки;

- содействие со стороны научного руководителя, кафедры, руководства института для получения фактических материалов и их обработке в университете или в других учреждениях, организациях и на предприятиях;

- оборудованные рабочие места на кафедре, в учебно-методическом кабинете института, в библиотеке университета, в учреждении, организации на предприятии, на базе которых (или по заказу которых) выполняется выпускная квалификационная работа.

2. Какие обязанности возлагаются на научного руководителя?

- оформление соответствующих реквизитов Задания на выполнение выпускной квалификационной работы;

- оказание помощи студенту в разработке календарного графика на весь период выполнения выпускной квалификационной работы;

- рекомендации студенту по источникам и литературе по теме выпускного квалификационного исследования;

- проведение консультаций в соответствии с утвержденным графиком;

- систематический контроль за ходом работы студента-дипломника и информирование кафедры о состоянии дел с подготовкой выпускной квалификационной работы;

- подготовка подробного отзыва на законченную выпускную квалификационную работу.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал