Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. для специальностей социально-экономического профиля
Экономика для специальностей социально-экономического профиля
Челябинск
Содержание
Пояснительная записка Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика» предназначены для студентов по специальностям социально-экономического профиля. Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Экономика». Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой и исследовательской деятельности и обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: - развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов; - формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве; - воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. метапредметных: - овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли; - овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем; - формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации; - генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; - умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений; предметных: - сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества − как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; - понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; - понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности; - сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; - владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; - умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; - анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; - сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров; - умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика); - способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; - знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений; - понимание места и роли России в современной мировой экономике; - умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире. Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания, основной теоретический материал, алгоритм выполнения типовых задач, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий. Перечень видов самостоятельной работы представлен в таблице 1: Таблица 1
Сроки выполнения самостоятельных работ указаны в таблице 2. Таблица 2
Самостоятельная работа №1 Тема «Потребности. Свободные и экономические блага» Цель работы: Формирование умений анализа учебной литературы, способствующих лучшему усвоению материала, показывающих необходимость использования современных мультимедийных средств для успешной защиты работ. Формирование умений систематизировать и обобщать материал, и грамотно преобразовывать теоретический материал в таблицы различных форм.
Задание: 1. Заполнить таблицы, касающиеся характеристики потребностей и благ; 2. Дополнить их конкретными примерами. Таблица 1. Характеристика потребностей по А. Маслоу
3.На основании нижеприведенного текста заполните таблицу: Потребности у человека самые различные, а для удовлетворения этих потребностей существуют разнообразные блага. Блага могут быть доступны в ограниченном и неограниченном количестве. С этой точки зрения блага можно разделить на свободные (даровые) и экономические. Свободные - даровые, доступные в неограниченном количестве. Например, воздух или вода. Экономические - доступные в ограниченном количестве. Делятся на товары, услуги и ресурсы Экономические блага - это средства для удовлетворения потребностей, доступные в oгpaниченном количестве. Как определить стоимость экономического блага? К. Маркс предлагал рассчитывать ее, исходя из трудовых затрат на производство этого товара. А по мнению неоклассиков (последователей классической теории экономики), стоимость благ зависит от того, насколько они редки (то есть от степени их ограниченности), то есть от интенсивности потребности в благе и от количества блага, способного эту потребность удовлетворить. При этом предполагается, что каждая потребность может быть удовлетворена несколькими видами благ, а каждое экономическое благо может быть использовано для удовлетворения нескольких потребностей. На данном рисунке представлены рычажные весы, отражающие двойственность благ. При этом на рисунке показан случай, когда однотипное благо (1-4) в левой части рычажных весов, полностью соизмеримо со своим взаимодополнительным благом в правой части рычажных весов, т.е. эти блага соотносятся между собой по " курсу конвертации" 1: 1. Таблица 2. Свободные и экономические блага
Самостоятельная работа №2 Тема «Товар и его стоимость. Предельная полезность и издержки производства товара». «Семейный бюджет. Доходы и расходы семейного бюджета, и их влияние на этические нормы и нравственные ценности отдельных людей» Цель работы: Формирование умений анализа учебной литературы, способствующих лучшему усвоению материала, показывающих необходимость использования современных мультимедийных средств для успешной защиты работ. Задание: 1. Самостоятельно изучить темы: «Товар и его стоимость, с учетом его предельной полезности и затрат на его производство», «Семейный бюджет, с точки зрения его доходов и расходов, а также его влияния на жизнедеятельность семей» 2. Оформить изученный материал в виде сообщения и презентации (на 10 – 15 минут) на одну из предложенных тем: 1. Товар и его стоимость; 2. Цена товара, ее составляющие; 3. Предельная полезность товара для потребителя в сравнении с его стоимостью 4. Состав издержек производства товара и соотношение с полезностью 5. Понятие семейного бюджета; 6. Постоянные доходы семьи; 7. Временные и одноразовые доходы; 8. Совокупный доход и денежный доход; 9. Первичные и вторичные расходы семьи; 10. Баланс доходов и расходов семьи. 11. Влияние доходов семьи на этические нормы и нравственные ценности отдельных людей; 12. Влияние расходов семьи на этические нормы и нравственные ценности отдельных людей. Требования по оформлению доклада: доклад должен быть сделан в печатном виде; должен носить научно-познавательный характер. Объем доклада - не менее 3-х страниц. Требования по оформлению презентации: презентация должна быть сделана в программе Microsoft Office PowerPoint; должна носить научно-познавательный характер. Объем презентации - 9-12 страниц. Работа над сообщением: Сообщение самая простая форма самостоятельной студенческой работы, которая может быть подготовлена в устной или письменной форме или в виде презентации. В сообщении не требуется наличия ни большого фактического материала, ни глубокого анализа, ни фундаментальных выводов. Сообщение - достаточно схематичная работа, освещающая небольшой вопрос, по которому уже успела сформироваться общепризнанная в науке точка зрения. Для сообщения используют, как правило, периодическими источниками или двумя – тремя учебниками. Работа над презентацией: Разработка презентаций осуществляется в PowerPoint. Первый этап работы — разработка концепции и структуры презентации. Изучаются материалы по рассматриваемому вопросу — и из массива информации выделяются ключевые идеи презентации, прорабатываются ключевые тезисы и подбирается необходимая информация. В итоге информация выстраивается в логичном и понятном для аудитории порядке. После этого начинается проработка контента слайдов. Для презентации очень важно, чтобы контент слайдов воспринимался максимально просто и быстро — поэтому для каждой идеи подбирается максимально лаконичная формулировка, текст усиливается или заменяется графикой. Для презентации разрабатывается уникальный стиль оформления, подбираются и рисуются графические материалы: схемы, пиктограммы, фотографии, карты. После этого презентация окончательно оформляется в PowerPoint с использованием всех возможностей программы — интерактивной навигацией при показе, продуманной анимацией, интеграцией мультимедиа. Для удобства пользователей готовая презентация сопровождается планом содержания, в котором на титульном листе указывается название презентации, автор и его контактная информация. В разделе «Содержание» описывается план презентации, разделы или вопросы, рассматриваемые на ней. Далее идут заголовки и краткая информация разделов. Затем, резюме, в котором лаконично изложены выводы.
Защита презентации конспекта (сообщения): Презентация конспекта представляет собой визуальную подачу законспектированного материала, подкрепленную комментариями студента. Студент должен быть готов к краткому изложению основного содержания работы и ее результатов, к собеседованию по отдельным моментам работы, ответу на любые вопросы по теме работы
Самостоятельная работа №3 Тема «Организационно-правовые формы предприятий» Цель работы: Формирование умений работы с учебными и нормативными документами, способствующих лучшему усвоению материала и прививающих навыки работы над темой. Формирование умений систематизировать и обобщать материал, и грамотно преобразовывать теоретический материал в таблицы различных форм. Задание: 1. Изучить 1ч. Гражданского кодекса РФ, понятие предприятия и его характеристику, представить в виде таблицы материал по статьям: «Организационно-правовые формы предприятий и формирование их уставных капиталов». Сделать соответствующие выводы.
Примерная форма таблицы:
Вопросы для рассмотрения (обобщения) 1. Что такое предприятие? 2. Какие организационно-правовые формы предприятий, действуют на территории РФ? Приведите пример. 3. Кто определяет размеры взносов, паев в уставный фонд вновь создаваемого предприятия? 4. В соответствии с каким принципом определяется количество участников создаваемого предприятия. 5. Какова ответственность участников созданного предприятия в соответствии с уставом данной организации. Приведите пример. 6. Каким образом, или по какому принципу распределяются направления получения доходов от деятельности предприятия. И в какой пропорции они распределяются между участниками хозяйственной деятельности. Приведите пример. 7. В чем заключается сходство или отличие одной организационно-правовой формы от другой? 8. Каковы преимущества одной организационно-правовой формы от другой? Приведите пример.
Самостоятельная работа №4 Тема: «Политика государства в области занятости. Меры и результаты» Цель работы: Формирование умений работы с учебной литературой, способствующей лучшему усвоению материала, привить навыки работы над темой, показывающих необходимость использования современных мультимедийных средств для успешной защиты работ. Задание: 1. Самостоятельно изучить темы: 1. «Политика государства в области занятости. Меры и результаты». 2. «Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов. Преимущества и недостатки деятельности профсоюзов», в которых должна быть рассмотрена следующая информация: - понятия социальной политики государства; - необходимость и полезность данной политики в области занятости; - функции и задачи социальной политики государства в области занятости; - понятие безработицы, ее виды и типы; - положительные и отрицательные стороны безработицы и занятости; - действия государства при повышении уровня безработицы в стране, приведите примеры. 2. Оформить изученный материал в виде сообщения и презентации (на 10 – 15 минут) на одну из предложенных тем:
6.1 для руководителя предприятия. 6.2 для сотрудников предприятия. 7. Необходимость работы профсоюза в любой организации. 8. Возможности профсоюза по защите прав трудящихся на предприятии. Приведите примеры. 3. Быть готовым к дискуссии на вышеуказанные темы. Требования по оформлению сообщения: сообщение должен быть сделан в печатном виде; должен носить научно-познавательный характер. Объем доклада - не менее 2-х страниц. Требования по оформлению презентации: презентация должна быть сделана в программе Microsoft Office PowerPoint; должна носить научно-познавательный характер. Объем презентации - 9-12 страниц. Работа над сообщением: Сообщение самая простая форма самостоятельной студенческой работы, которая может быть подготовлена в устной или письменной форме или в виде презентации. В сообщении не требуется наличия ни большого фактического материала, ни глубокого анализа, ни фундаментальных выводов. Сообщение - достаточно схематичная работа, освещающая небольшой вопрос, по которому уже успела сформироваться общепризнанная в науке точка зрения. Для сообщения используют, как правило, периодическими источниками или двумя – тремя учебниками. Работа над презентацией: Разработка презентаций осуществляется в PowerPoint. Первый этап работы — разработка концепции и структуры презентации. Изучаются материалы по рассматриваемому вопросу — и из массива информации выделяются ключевые идеи презентации, прорабатываются ключевые тезисы и подбирается необходимая информация. В итоге информация выстраивается в логичном и понятном для аудитории порядке. После этого начинается проработка контента слайдов. Для презентации очень важно, чтобы контент слайдов воспринимался максимально просто и быстро — поэтому для каждой идеи подбирается максимально лаконичная формулировка, текст усиливается или заменяется графикой. Для презентации разрабатывается уникальный стиль оформления, подбираются и рисуются графические материалы: схемы, пиктограммы, фотографии, карты. После этого презентация окончательно оформляется в PowerPoint с использованием всех возможностей программы — интерактивной навигацией при показе, продуманной анимацией, интеграцией мультимедиа. Для удобства пользователей готовая презентация сопровождается планом содержания, в котором на титульном листе указывается название презентации, автор и его контактная информация. В разделе «Содержание» описывается план презентации, разделы или вопросы, рассматриваемые на ней. Далее идут заголовки и краткая информация разделов. Затем, резюме, в котором лаконично изложены выводы.
Защита презентации конспекта (сообщения): Презентация конспекта представляет собой визуальную подачу законспектированного материала, подкрепленную комментариями студента. Студент должен быть готов к краткому изложению основного содержания работы и ее результатов, к собеседованию по отдельным моментам работы, ответу на любые вопросы по теме работы
Самостоятельная работа №5 Тема «Банки и банковская деятельность» Цель работы: Формирование умений работы с учебными и нормативными документами, способствующих лучшему усвоению материала и прививающих навыки работы над темой. Формирование умений систематизировать и обобщать материал, и грамотно преобразовывать теоретический материал в схемы различных форм. Задание: 1. Изучить закон «О банках и банковской деятельности в РФ». На основании закона отобразить материал в виде схемы «Структура банковской системы РФ», с учетом обозначенных в законе уровней. Сделать соответствующие выводы. Вопросы для рассмотрения (обобщения) 1. Что такое банк, Центральный банк? 2. Каковы функции банков и Центрального банка страны? 3. Сколько уровней имеет Банковская система в РФ? 4. Охарактеризуйте каждый уровень банковской системы? 5. Какими организациями представлены уровни банковской системы? 6. В чем отличие каждого уровня данной системы? 7. Каковы задачи и функции кредитных организаций?
Самостоятельная работа №6 Тема «Государство и экономика» Цель работы: Формирование умений работы с учебными и нормативными документами, способствующих лучшему усвоению материала и прививающих навыки работы над темой. Формирование умений систематизировать и обобщать материал, и грамотно преобразовывать теоретический материал в таблицы различных форм. Задание: 1. Изучить Налоговый кодекс РФ, понятие обязательных взносов и платежей, а также их характеристику. Сформируйте и заполните систематизирующие таблицы по темам: 1. «Функции налоговых органов», 2. «Виды налогов и сборов в РФ». Сделайте соответствующие выводы.
Примерная форма таблиц:
Таблица 1.Функции налоговых органов РФ
Таблица 2. «Виды налогов и сборов в РФ»
2. Быть готовым к дискуссии на вышеуказанные темы. Требования по оформлению таблиц: 1. таблицы должны быть сделаны в печатном виде; 2. должны носить научно-познавательный характер. 3. объем таблицы – должна быть отражена не менее чем на 1-й печатной странице. Самостоятельная работа №7 Тема «Международная экономика» Цель работы: Формирование умений работы с учебной литературой, способствующей лучшему усвоению материала, привить навыки работы над темой, показывающих необходимость использования современных мультимедийных средств для успешной защиты работ. Задание: 1. Самостоятельно изучить темы: «Особенности современной экономики в России», «Особенности вступления России во ВТО». 2. Оформить изученный материал в виде доклада (сообщения) (на 10 – 15 минут) на одну из предложенных тем: 1. Основные элементы микроэкономики России и проблемы их деятельности; 2. Макроэкономическая ситуация в стране; 3. Макроэкономические показатели нашей страны. Их эффективность; 4. Особенности и нюансы современной экономической ситуации в России в последнее пятилетие; 5. Всемирная Торговая Организация, ее понятие, цель и задачи организации; 6. Россия и ВТО, особенности взаимодействия; 7. Россия и ВТО, преимущества и недостатки совместной деятельности; 8. Перспективные направления развития нашей страны во Всемирном Торговом Сообществе.
Требования по оформлению доклада: 1. доклад должен быть сделан в печатном виде; 2. должен носить научно-познавательный характер. 3. объем доклада - не менее 2-3-х страниц. Работа над докладом (сообщением): Доклад (сообщение) самая простая форма самостоятельной студенческой работы, которая может быть подготовлена в устной или письменной форме или в виде презентации. В докладе не требуется наличия ни большого фактического материала, ни глубокого анализа, ни фундаментальных выводов. Доклад (сообщение) - достаточно схематичная работа, освещающая небольшой вопрос, по которому уже успела сформироваться общепризнанная в науке точка зрения. Для сообщения используют, как правило, периодическими источниками или двумя – тремя учебниками.
Учебно-методическое и информационное обеспечение: Нормативно-правовая документация: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 № 5173 (ред. от 13.07.2015) 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 № 146 ФЗ (ред. от 13.07.2015) 3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117 ФЗ (ред. от 13.07.2015) 4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 23.07.2013) " О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (с изм. и доп., вступающими в силу с 03.10.2015) 5. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 04.10.2014) " О банках и банковской деятельности" 6. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм. Утв. Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.03.99 № 97 (с изм. и допол. по ОК 028 - 2012 ОКОПФ утв. Приказом Ростехрегулирования) Литература Основная:
1. Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособ. – М., 2010. 2. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) – М., 2010. 3. Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. – 2-е изд., стер. – М., 2011. 4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М., 2008. 5. Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. – 3-е изд., стер. – КноРус, 2012.
|