Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие социально-бытовых навыков вне дома
Для полноценной социальной реабилитации весьма важно научить умственно отсталых лиц наиболее необходимым и простым правилам поведения на улице и в транспорте (правила дорожного движения для пешеходов и проезда в транспорте; правила безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми; представление о том, как вести себя в ситуации «если ты заблудился» (в магазине, в городе, в лесу)). Исследование знания и выполнения умственно отсталыми молодыми людьми правил поведения на улице и в транспорте позволило выявить 3 уровня овладения этими навыками: 1) высокий уровень (ВУ) — знаком с правилами дорожного движения, может самостоятельно пользоваться транспортом, ходить в магазин; 2) средний уровень (СУ) — знания сформированы недостаточно, из дома выходит только во двор, на более дальние расстояния — в сопровождении взрослых; транспортом самостоятельно пользоваться не может; 3) низкий уровень (НУ) —знания не сформированы, выходит из дома только в сопровождении взрослых. Изучение правил поведения на улице и в транспорте показало, что все обследованные с УУО имеют представление о правилах поведения на улице и в транспорте, из них 57% знают их хорошо и выполняют, 43% — выполняют их частично и не всегда (рис. 10). Иную картину демонстрируют данные по лицам с ТУО: только 10% из них хорошо знают и выполняют данные правила (почти в 6 раз меньше), 64% имеют элементарные представления, а 26% совсем не осведомлены по этому поводу. У обследованных этой группы наибольшие трудности вызывал субтест «Если ты заблудился», с ним не справились 80%.
|