![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
Для проведения исследования были выбраны 2 группы учащихся 8-10 лете разной степенью умственной отсталости, обучающихся во вторых классах специальной (коррекционной) школы-центра диагностики и интегрированного обучения № 34 Санкт-Петербурга и их семьи. Первая группа — дети с легкой степенью умственной отсталости (16 человек) и их семьи; вторая группа —дети с умеренной степенью умственной отсталости (19 человек) и их семьи. Для составления представления о семьях детей и изучения личности учащихся были использованы следующие методы: 1) анализ личных дел учащихся, дневников наблюдения, таблиц эмоционально-личностного развития конкретных детей, медицинских сведений, карт индивидуального развития; 2) изучение продуктов деятельности (результаты детского творчества и учебной деятельности); 3) беседы с учителями и воспитателями учащихся; 4) наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей. Предварительный сбор информации об особенностях учащихся и их семей позволил нам составить общую характеристику контингента испытуемых. Дети первой группы в основном гиперактивные, легко возбудимые. Испытуемые второй группы имеют проблемы в межличностном общении со сверстниками. У некоторых учащихся отмечаются элементы агрессии, состояния аффективного возбуждения или, напротив, реакции замыкания, ухода в себя. Семьи учащихся, участвующих в обследовании, характеризуются в основном как проблемные. Около 2/3 общего числа семей материально нуждаются. Из 35 изучаемых семей: 5 — многодетные, 14— неполные (причем в одной родитель — отец), 1 — опекунская семья. Третья часть всех семей являются асоциальными (злоупотребление алкоголем), с низким уровнем общей культуры. В основном в изучаемых семьях родители имеют среднее или среднее специальное образование и только 3 человека — высшее. Особенности отношений родителей к ребенку и стиль их воспитания могут быть причиной нарушений в поведении и развитии ребенка. Изучение психологического климата семьи и родительских установок и позиций по отноше-ниюкдетям позволяет определить тип межличностных отношений, существующий в семье между родителями и ребенком. Для изучения типов межличностных отношений родителей к детям использовали тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) А. Я. Варги и В. В. Столина. Текст опросника состоит из 61 утверждения. Метод тестирования проведен на основе письменного самоотчета родителей в специальных бланках для регистрации ответов. Перед заполнением теста-опросника родителям давалась подробная инструкция о порядке и правилах работы (Приложение 1.7). Анализ полученных в исследовании результатов (по опроснику А. Я. Варги и В. В. Столина) позволил нам выявить типы родительского отношения к детям, имеющим разную степень умственной отсталости. В первой группе испытуемых преобладает авторитарная гиперсоциализация детей и отношение родителей к ребенку как к «маленькому неудачнику» (табл. 22). Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родители его либо эмоционально отвергают, либо начинают авторитарно следить за социальными достижениями ребенка и требовать от него успеха. Социально-желательное отношение родителей к своему ребенку выявлено только в одной семье. Приведем пример авторитарно-родительского отношения к ребенку.
|