Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эквивалентность






 

Знание определений логических отношений между сложными суждениями, умение с ними обращаться помогает нам в практике рассуждений последовательно аргументировать свою точку зрения, опровергать чужие тезисы и аргументы, обнаруживать противоречия и неопределенности в процессе общения и обмена информацией.

 

 

Контрольные вопросы и упражнения.

І

1. Какие существуют самые важные определения суждения?

2. Логическая структура суждения.

3. Соотношение понятий: «суждение», «предложение» и «высказывание».

4. Типология атрибутивных суждений по количеству и качеству.

5. Логические и дескриптивные термины в атрибутивном суждении.

6. Экстенсиональная область анализа атрибутивных суждений.

7. Распространенность терминов атрибутивного суждения.

8. Виды логических отношений между атрибутивными суждениями.

9. Использование языка логики предикатов для истолкования атрибутивных суждений.

10. Типология суждений отношения.

11. Истолкование суждений отношения на языке логики предикатов.

12. Содержательный и формальный аспекты трактовки суждений существования.

13. Деление суждений на категорические и некатегорические.

14. Понятие модальности.

15. Виды суждений объективной и логической модальности.

16. Роль вопроса в познании.

17. Типология вопросов.

18. Виды ответов.

19. Соотношение грамматического и логического союзов.

20. Использование языка логики высказываний для истолкования сложных суждений.

21. Характеристика логических отношений между сложными высказываниями.

 

П

 

1. Какие из приведенных предложений выражают суждение, а какие – нет?

- «Когда начинается летняя экзаменационная сессия?»,

- «Пусть наша футбольная команда станет призером!»,

- «Все мои приятели имеют высшее образование»,

- «Существуют небесные тела, которые не светят собственным светом»,

- «Франция стала республикой раньше Италии».

2. Какие из приведенных простых суждений являются атрибутивными, а какие суждениями отношения?

- «Любая книга является источником информации»,

- «Диаметр данной окружности больше 2-х метров»,

- «Всякое повествовательное предложение выражает суждение»,

- «Каждый студент нашей группы знает всех преподавателей»,

- «Все мои знакомые изучают английский язык»,

- «Платон является выдающимся древнегреческим философом»,

- «Некоторые планеты не имеют атмосферы»,

- «Ни один мой знакомый не является участником научной конференции».

3. Запишите приведенные в задании 2 суждения языком логики предикатов.

4. Здесь приведены термины суждений с указанием их распределенности. Образуйте с их помощью суждения и изобразите отношение между терминами с помощью круговых схем:

а) «реки, протекающие по территории Украины» (субъект, нераспределенный); «реки,

относящиеся к бассейну Черного моря» (предикат, распределенный).

б) «учебник» (субъект, распределенный); «книга» (предикат, распределенный).

в) «рыбы» (субъект, нераспределенный); «хищники» (предикат, нераспределенный).

г) «металл» (субъект, распределенный); «диэлектрик» (предикат, распределенный).

5. Приведите примеры категорических суждений, которые находились бы:

а) в отношении противоречия;

б) в отношении подчинения;

в) в отношении противоположности;

г)в отношении подпротивности.

6. Осуществите отрицание следующих суждений (не прибегая к знаку отрицания перед всем суждением):

а) «Некоторые студенты не выполнили самостоятельно контрольную работу»,

б) «Ни один мой знакомый не является неуспевающим студентом»,

в) «Неверно, что все мои приятели приглашены на праздник»,

г) «Неверно, что некоторые мои знакомые имеют высшее образование».

7. Определите вид и логическую форму следующих суждений, запишите их на языке логики высказываний:

а) «Жара и идет дождь».

б) «Идет дождь, но не жарко».

в) «Он болен или у него плохое настроение».

г) «Если растение не поливать, оно засохнет».

д) «Данное действие либо похвально, либо позорно, либо аксиологически нейтрально».

е) «Если студент способный или старательный, то он успешно сдает сессию».

ж) «Мои знакомые не имеют высшего образования и не стремятся его получить».

8. Придумайте пары сложных суждений, которые находились бы в отношениях:

а) эквивалентности;

б) частичной совместимости;

в) логического следования;

г) противоречия;

д) противоположности.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал