Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХI вв.






Законной правопреемницей распавшейся громадной страны, но в новом качестве, становится Российская Федерация. Она стремилась наладить дружественные связи со всеми странами. Мировая общественность, в свою очередь, оказала поддержку политике Б. Ельцина. Новое руководство России приняло решение о невозможности структурных реформ при сохранении существующей политико-экономической системы и необходимо­сти формационных изменений. С начала 1992 г. Правительство во главе с Е. Гайдаром на­чало решительно осуществлять радикальную программу рыночных реформ: обвальную либерализацию цен, приватизацию государственной собственности, акционирование про­изводства, а в итоге - формирование новой системы собственности. Одновременно про­возглашался курс на построение гражданского общества и правового государства, станов­ление парламентской демократии. Политика Е. Гайдара преследовала цель стабилизации финансового положения, уменьшения дефицита государственного бюджета, открытия России дороги в международные финансовые и экономические организации, как условие экономического подъема.

Однако Правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложе­ния, резко повысить цены, урезать социальные программы. Непопулярные жесткие экономиче­ские меры вызвали снижение жизненного уровня населения, усилили социальную напряжен­ность в различных слоях российского общества, протест против " шоковой терапии".

В условиях экономической и социальной нестабильности резко обостряются про­тиворечия между законодательной и исполнительной властями. Разногласия возникли и в высшем российском руководстве. Политика реформ подвергалась острой критике. Но большинство россиян в целом поддержало тогда Правительство.

Летом 1992 г. оно, под давлением Верховного Совета, прибегло к широкой денеж­ной эмиссии, что привело к резкому усилению инфляции и замедлению темпов экономи­ческих преобразований. К концу года резкие выступления оппозиции все более усиливали противостояние двух ветвей власти, которое приближалось к опасной черте. Был найден компромисс - новым главой Правительства стал В. Черномырдин, который вскоре обеспе­чил вхождение России в «большую семерку», добился привлечения западных инвестиций, стабилизировал курс рубля. Попытка в начале 1993 г. сместить Президента через проце­дуру импичмента не прошла. Проведенный в апреле 1993 г. Всероссийский референдум показал, что около 60% участвовавших в нем граждан одобряют политику Президента и Правительства, одновременно доверяют и Съезду народных депутатов. В стране фактиче­ски установилось двоевластие.

 

Однако конфликт между Верховным Советом и Президентом обострялся. Распу­щенный Б. Ельциным Съезд народных депутатов незаконно собрался и постановил от­странить его от должности, избрав и.о. Президента вице-президента А. Руцкого. Безус­ловно, наличие двух президентов одновременно исключало мирный исход конфликта. К осени 1993 г. Россия оказалась в состоянии глубочайшего политического кризиса.

Оппозиция предпринимает 3-4 октября 1993 г. вторую попытку осуществить свержение законной власти. Сосредоточившись в " Белом доме", оппозиционеры осуществляют захват мэрии, пытаются взять Останкинский телецентр. Верные Президенту правительственные войска штурмуют " Белый дом", арестовывают засевших там депутатов. Победа подтолкнула прези­дентский лагерь к ускорению решения о принятии новой Конституции, призванной укрепить властные структуры. Принятая 12 дек. 1993г. она означала переход к президентской республи­ке. Двухпалатный парламент - Федеральное Собрание получил весьма ограниченные права. Началась практика президентского правления.

Неудачи второй " октябрьской революции" не завершили политической " смуты". Это показали, в частности, выборы в российский парламент в декабре 1993 г, Государст­венную Думу в декабре 1995 г., выборы Президента летом 1996 г., которые продемонст­рировали, что маятник общественного сознания продолжает колебаться между коммунистическими и либерально-демократической идеями.

Свидетельством продолжавшейся нестабильности явился очередной политический кризис весной 1998г.: долги по зарплатам и пенсиям, «черный вторник», война в Чечне лихорадили страну. Последовала отставка В. Черномырдина и трудная процедура утвер­ждения нового главы Правительства С. Кириенко Государственной Думой. Он попытался дать отпор финансовым пирамидам, сбалансировать бюджет. Однако не в силах был обес­печить экономическую и финансовую стабильность: началось обострение энергетического кризиса, последовал дефолт 17 августа, обвал рубля. В результате - отставка С. Кириенко летом 1998г. и еще более трудный поиск компромисса между всеми ветвями власти, в ре­зультате которого новым главой Правительства стал Е. Примаков, который обеспечил по­литическую стабилизацию, удержал курс рубля, однако был в определенной конфронта­ции с Президентом.

В мае 1999 г. новым премьером России становится С. Степашин, добившийся по­лучения очередного зарубежного кредита, реструктуризации долгов бывшего СССР. Од­нако его нерешительность при обострении ситуации на Северном Кавказе и начале бое­вых действий в Дагестане, вскоре переросших во вторую Чеченскую войну, слабость в ап­паратных интригах приводят и его к отставке.

Весной 1999 г. Государственная Дума предпринимает еще одну неудавшуюся по­пытку отстранения Президента от должности (импичмент).

В августе 1999 г. новым главой Правительства назначается В.В. Путин, бывший директор ФСБ.

Путин сразу же заявил о себе как о либерале и государственнике. Рынок и привати­зация признавались им нерушимыми ценностями. Вместе с тем новый премьер обосновал идею совместимости рынка с государственным регулированием. 19 декабря 1999 года прошли очередные выборы в Государственную Думу. В ходе этих выборов внушительных успехов добилось недавно созданное проправительственное объединение «Единство», обошедшее избирательный блок «Отечество - Вся Россия». Каждое из этих объединений претендовало на место партии власти и в дальнейшем их представители в Государствен­ной Думе демонстрировали общность подходов к решению задач, стоящих перед страной (общность позиций предопределила возможность в апреле 2001 года объединения движе­ния «Отечества» и партии «Единство»). Итоги выборов в целом отражали стремление рос­сийского общества к повороту в сторону стабильности и гражданского согласия. Соотно­шение сил в новой Государственной Думе свидетельствовало о ее значительном «попра­вении». В отличие от предшествующей она оказалась не «левой», оппозиционной, а про­правительственной, призванной обеспечить единство власти и общества. Думские выборы укрепили позиции Путина.

31 декабря 1999 года, в ночь под новый 2000 год, Президент России Б. Н. Ельцин открыто объявил о своей добровольной отставке, назначив и.о. президента премьера В.В. Путина. Ушла целая десятилетняя «ельцинская» эпоха, оценить которую еще предстоит.

В соответствии с российской Конституцией Путин мог исполнять обязанности пре­зидента только в течение трех месяцев, после чего должны были последовать президент­ские выборы. Их подготовка и проведение выдвинулись в качестве главной политической задачи сразу после отставки Ельцина.

26 марта 2000 года в первом же туре досрочных выборов Президента Российской Феде­рации с большим отрывом победил В.В. Путин. Он выразил уверенность в том, что наша стра­на сможет рассчитывать на достойное будущее только при условии органичного соединения универсальных принципов рыночной экономики и демократии с реальностями России.

7 мая в Кремле в торжественной обстановке состоялась инаугурация - юридиче­ское оформление начала вступления в должность нового Президента России. 17 мая 2000 года Государственная Дума утвердила (по представлению Президента) нового Председа­теля Правительства. Им стал бывший Министр финансов, и.о. премьера М.М. Касьянов. На важнейшие посты в правительстве были назначены убежденные сторонники либераль­ной экономики (А. Кудрин, Г. Греф). Россия вступила в очередной этап реформирования.

Одним из первых шагов нового Президента стало реформирование государствен­ного устройства, преследующее цель укрепления центра, вертикали власти и управляемо­сти государства. В соответствии с указом о новом административном делении России на ее территории было создано семь федеральных округов во главе с полномочными пред­ставителями Президента, оказавшимися связующим звеном между центром и регионами. Полномочные представители Президента в федеральных округах были введены в состав Совета безопасности Российской Федерации. Одним из результатов этой реформы стало приведение законодательных актов регионов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Затем была проведена реорганизация Со­вета Федерации (верхней палаты Федерального Собрания), ослабившая позиции регио­нальных лидеров. Совет Федерации в соответствии с реформой начал формироваться не из губернаторов и председателей региональных законодательных собраний, а из предста­вителей регионов, избираемых местными законодательными органами. Созданный же для губернаторов совещательный орган - Государственный Совет - не мог стать реальным властным институтом. Важным направлением политики Путина стало отстранение оли­гархов от центров политической власти. Необходимой составляющей внутриполитическо­го курса можно считать стремление обеспечить единство и согласие в обществе. Стремле­ние к национальному согласию нашло отражение в законе о государственной символике (герб, флаг, гимн), которые символизировали (отражали) разные эпохи российской исто­рии (в декабре 2002г. Государственная Дума утвердила закон о национальных символах России). Консолидации общества способствовало, в частности, и проведение Гражданско­го форума.

Не менее важным стали либерально-рыночные нововведения в экономическую и социальную политику. Несмотря на противоречивость экономических показателей и 1999, и 2000 годов, все же позитивные тенденции проявились более отчетливо, особенно в 2000 году (экономический рост, преодоление последствий финансового кризиса 1998 года, рост объема золотовалютных резервов Центрального банка, некоторый рост реальных доходов населения и увеличение расходов на личное потребление, снижение уровня безработицы, выплаты долгов по международным обязательствам). Однако большинство экономистов указывало на относительный и конъюнктурный характер этого роста, подчеркивало доми­нирующее положение сырьевого капитала в экономике страны, высокий уровень инфля­ции по сравнению с запланированным, низкий показатель уровня жизни (33, 2 млн. росси­ян живут на грани бедности).

Проведенные правительством экономические реформы были направлены на стимулирование частного предпринимательства, обеспечение народнохозяйственного роста (налоговая реформа 2001г., обеспечившая введение единого 13% налога на дохо­ды населения, снижение налога на прибыль предприятий и организаций; сокращение таможенных ввозных пошлин; принятие правительственных программ, повышающих эффективность управления экономикой). В социальной сфере тоже начали «запускать­ся» новые либеральные реформы: пенсионная (пенсия складывается из базовой, стра­ховой и накопительной частей); жилищно-коммунальная (предполагающая в течение ближайших лет возложить на граждан все 100% жилищно-коммунальных расходов); освобождение в 2001 - 2004 годах внутренних цен на электричество, газ, нефть, транс­порт, которые позволят государству свести к минимуму дотационные обязательства перед населением.

Правительство России 29 января 2002 года обсудило план действий по реализации программы экономического и социального развития на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы), отличающуюся подчеркнуто либеральной направленностью. В 2003г. Пре­зидент страны выдвинул три важнейшие стратегические задачи на ближайшие годы: уве­личение в два раза ВВП, борьбу с бедностью и реформу Вооруженных сил.

Во внешней политике современной России постепенно создается и утверждается новая политическая доктрина. Отношения с США, странами Западной Европы, СНГ и другими зарубежными странами стали строиться на основе стратегического партнерства, отстаивания в отношениях с ними собственных национальных интересов.

После трагических событий в США 11 сентября 2001 г. «западный» ориентир внешней политики России из значимого превратился в доминирующий. Отсюда и реши­тельное осуждение преступлений террористов, участие России в международной антитер­рористической коалиции (1 мая 2002г. Россия заключила соглашение с НАТО о коорди­нации действий в обеспечении международной безопасности).

Очередное подведение российской общественностью итогов пребывания В. Путина у власти (весна 2003г.) подтверждает одобрение обществом деятельности Президента.

Многие эксперты, несмотря на разность оценок, приходят к одинаковым выводам: несмотря на неустойчивость экономического положения и наличие многих нерешенных социальных проблем, предпосылок к системным кризисам и экономическим катаклизмам не существует, и потому россияне могут смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом.

Президент продолжает пользоваться поддержкой общества, так как никто не может предложить сколько-нибудь привлекательную альтернативу его курсу в целом. Более чем

убедительная победа на Думских выборах в декабре 2003 г. партии власти «Единая Россия» свидетельствует о дальнейшем укреплении позиций Президента, у которого появилось большинство в парламенте.

Несмотря на затяжной кризис в экономике, политическую нестабильность, тяжелое положение в социальной сфере, чеченский кризис, Россия в начале XXI века утверждается как часть мировой цивилизации, с великим историческим прошлым, сложным и противоречивым настоящим и, хочется верить, с лучшим будущим.

О наметившейся в начале 2000-х гг. стабильности во внутриполитическом развитии России свидетельствовало углубление конструктивного сотрудничества между структурами высшей исполнительной власти и Государственной Думой.

Президентские выборы 2008 г. 10 декабря 2007 г. Д. Медведев выдвинут кандидатом в Президенты Российской Федерации от партии «Единая Россия». Кандидатуру Медведева в этот же день поддержали партии «Справедливая Россия», Аграрная партия России и партия «Гражданская сила». Такое решение было принято на встрече в Кремле Президента В. Путина, самого Д. Медведева, а также председателя Государственной Думы Б. Грызлова, председателя Совета Федерации С. Миронова и глав Аграрной партии В. Плотникова и партии «Гражданская сила» М. Барщевского. В. Путин одобрил кандидатуру Д. Медведева, его официальное выдвижение как кандидата состоялось 17 декабря 2007 г.

2 марта 2008 г. избран на пост Президента Российской Федерации. Оставаясь членом Правительства, являлся избранным Президентом Российской Федерации вплоть до официального вступления в должность Президента Российской Федерации. 3 марта 2008 г. Президент В. Путин подписал указ № 295 «О статусе вновь избранного и не вступившего в должность Президента Российской Федерации».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал