Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть I. ВведениеСтр 1 из 4Следующая ⇒
Управление образования администрации г.Владимира Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21»
Городская научно-практическая конференция «Русский язык: прошлое, настоящее и будущее» Секция «Стилистические особенности языка произведений владимирских авторов» Тема исследования «Приёмы лингвистической игры в стихотворениях А.И.Шлыгина для детей» Шумкина Ангелина Евгеньевна, ученица 10 «А» класса; научный руководитель Богачёва Галина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
г. Владимир Содержание Часть I. Введение (актуальность исследования, объект исследования, цели и задачи работы, методы и способы выполнения работы, практическая значимость исследования)…………....................................................…...2-3 Часть II. Обзор литературы по проблеме исследования: 1. Языковая игра, её формы и разновидности…...……………….......…3-4 2. Литературоведы и писатели о стихах А.И.Шлыгина для детей…….4-5 Часть III. В поэтической мастерской Алексея Шлыгина: 1. Каламбур – экспериментальная площадка по выработке и оформлению необычных смыслов………………………...……….…5-7 2. Переносное значенье и игра воображенья……………………………7-8 3. Этимологизация, или Ищите родственников…………………………8 4. Увлекательное словотворчество (индивидуально-авторские неологизмы)………………………………………………………...…..8-9 Часть IV. Общие выводы …………………………………………………………..9-10 Литература и Интернет-ресурсы …………………………………………...……..10 Приложения ………………………………………………………………………….11
Часть I. Введение Ребёнок…до десятилетнего возраста … играет всем и познаёт окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом, и в слова. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют " духом языка". М. Горький Со второго класса я пишу стихи. Они получаются разыми: иногда весёлыми и забавными, а иногда серьёзными или грустными. Часто испытываю беспомощность оттого, что не удаётся высказать всего, что думаю и чувствую, поэтому стараюсь учиться у тех поэтов, которые мне нравятся. Своеобразной школой поэтического мастерства стало для меня исследование стилистических особенностей языка стихотворений владимирского поэта Алексея Ивановича Шлыгина, адресованных детям. Алексей Шлыгин (1940 – 2006) – признанный мастер слова, имя его хорошо известно не только в России, но и за её пределами. Член Союза писателей России с 1979 года, автор 24-х книг стихов и прозы, он становился лауреатом Всесоюзного (1979), Всероссийского (1982) и областного (1997) конкурсов на лучшее произведение для детей и юношества. Агния Львовна Барто, выступая на 5-ом съезде писателей России (1980) и говоря о литературной смене, назвала А.Шлыгина лучшим детским поэтом. В 2006 году Алексею Ивановичу была вручена Международная премия «Филантроп» в номинации «Поэтическое творчество»[1]. В 2007 году вышел в свет сборник Алексея Шлыгина «Разноцветный шар земной» – итоговая книга в трёх томах, объединившая стихи для детей, написанные поэтом на протяжении всей жизни. 1-й том – «Бусины бабусины» – адресован дошкольникам, 2-й – «Мы с Тарасом» – младшим школьникам, 3-й – «Капитанский мостик» – ребятам среднего школьного возраста. Несмотря на небольшой тираж (всего 500 экземпляров), эта книга оказалась доступна широкому кругу читателей, так как согласно воле автора поступила не в продажу, а в библиотеки, городские и районные. Вот и в нашей школьной библиотеке есть два экземпляра этой прекрасно изданной (добротно, с любовью к творчеству Алексея Ивановича и заботой о маленьких читателях) книги – щедрый подарок вдовы поэта, Галины Ивановны Шлыгиной. Я с большим удовольствием и увлечением прочитала «Разноцветный шар земной». Осталось радостное ощущение, будто с героем стихов вернулась в детство. Ещё бы! В каждом своём стихотворении А.И.Шлыгин чем-то удивляет читателя и умело затевает с ним весёлую игру. Игру в слова и со словами. Думаю, нет необходимости доказывать важность такой игры для ребёнка в деле овладения языком (не только его лексикой и фразеологией, но и словообразовательными моделями, выразительными возможностями фонетики), в деле познания окружающего мира через язык, развития речи, мышления, творческих способностей. Но очень интересно понять, как автору удаётся создать игровую ситуацию в разных по объёму и содержанию стихотворениях. Исследуя эту проблему, я поставила перед собой цель проанализироватьстилистические особенности языка произведений А.И.Шлыгина, вошедших в сборник «Разноцветный шар земной», и выявить приёмы, используемые автором для игры со словами и в слова. Для достижения поставленной цели я определила для себя следующие задачи: 1) изучить теоретический материал по языкознанию по проблеме исследования; 2) познакомиться с рецензиями профессиональных поэтов и литературоведов на сборники стихотворений для детей А.И.Шлыгина; 3) проанализировать жанровое своеобразие стихотворений А.И.Шлыгина для детей; 4) провести лингвистический анализ текстов стихотворений А.И.Шлыгина из сборника «Разноцветный шар земной» на лексическом и морфемном уровнях; 5) исследовать тексты стихотворений А.И.Шлыгина на наличие в них нарушений норм словообразования, словоупотребления, лексической и стилистической сочетаемости слов; 6) обобщить наблюдения, сделать выводы о ведущих тенденциях в языке стихотворений А.И.Шлыгина для детей, содержащих элементы лингвистической игры. Практическая значимость моего исследования заключается в возможности использования собранных материалов в школе: на уроках русского языка, литературы, занятиях предметного кружка в 1 – 6 классах.
|