![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие восприятия и наблюдательности у детей
Наблюдение характеризуется большой активностью личности. Мы воспринимаем не все из того, что бросилось нам в глаза, а вычленяем наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс умственной деятельности. Наблюдательность — это свойство личности, умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей. Наблюдательность у детей развивается постепенно. Учителя нередко ожидают, что маленький школьник уже обладает необходимой для обучения наблюдательностью, и строят работу на уроке в расчете на это. Тем не менее не только первоклассники, но и школьники постарше зачастую не умеют наблюдать, замечать и выделять существенное в объектах и явлениях окружающего мира. Отсутствие наблюдательности снижает продуктивность и качество учебной работы школьника, уменьшает эффективность труда учителя. Наблюдательность у школьников можно и нужно развивать, организуя специальные игровые занятия. Приведем примеры некоторых игр для младших школьников, способствующих развитию наблюдательности. Игра «Развиваем наблюдательность» В течение 10 мин ребята должны вспомнить и записать как можно больше предметов, группируя их по форме, цвету, начинающихся с одной буквы, сделанных из одного материала, относящихся к одному роду и т. д. Например, дети должны составить следующие списки предметов: 1) красного цвета; 2) черного цвета; 3) зеленого цвета; 4) синего цвета; 5) круглых; 6) овальных; 7) квадратных; 8) деревянных; 9) металлических; 10) каменных; 11) начинающихся с буквы «Л»; 12) относящихся к мебели; 13) относящихся к посуде. И т. д. За самый длинный список предметов по одной из позиций начисляется 5 баллов. Победителем считается тот ребенок, который наберет большее число баллов. Игра «Узнай картину» Участники игры делятся на две команды. Для проведения игры потребуется репродукция какой-либо картины. Предъявляют эту картину не всю целиком, а по частям. Участники игры по одному из фрагментов должны узнать, что это за картина. Если не узнают по одному фрагменту, следует добавить еще один и т. д. Какая из команд первая даст правильный ответ, та и побеждает. Игра «Самые наблюдательные» Участники игры делятся на две команды. К доске прикрепляют две репродукции картин (для каждой команды). В течение 5 мин ребята рассматривают их, стараясь запомнить все детали. Затем репродукцию каждой команды помещают так, чтобы ее видели все, кроме членов этой команды. Членов команд подробно расспрашивают о всех деталях их картин. О количестве задаваемых вопросов команды предварительно договариваются. Команда, которая отвечает на все вопросы, побеждает (Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. — Ярославль, 1997). У взрослых наблюдательность тесно связана с развитием профессиональных интересов, так как она совершенствуется в процессе систематических занятий избранным делом. Высокоразвитая наблюдательность учителя способствует совершенствованию его педагогического такта. Во время работы с детьми учитель улавливает едва заметные настроения и отклонения от обычного состояния детей на уроке и строит свои взаимоотношения с ними в соответствии с этими состояниями.
|