![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Волновое уравнение струны и его решениеСтр 1 из 3Следующая ⇒
Лабораторная работа № 9 СОБСТВЕННЫЕ КОЛЕБАНИЯ СТРУНЫ Цель работы: Изучение собственных колебаний струны, экспериментальное определение зависимости собственных частот струны от силы ее натяжения.
ВОЛНОВОЕ УРАВНЕНИЕ СТРУНЫ И ЕГО РЕШЕНИЕ Уравнение любой волны является решением дифференциального уравнения, называемого волновым уравнением. Для струны, вытянутой вдоль оси х, отдельные точки которой совершают колебания вдоль оси у, это уравнение имеет вид:
где u - скорость распространения волны (фазовая скорость). Это уравнение можно получить из второго закона Ньютона, записанного для произвольного, достаточно малого элемента струны, показанного на рис 1. Рис.1 Уравнение получим в предположении малости углов прогиба струны α. При малых углах α длину рассматриваемого элемента можно считать равной Δ х, а массу Δ m равной γ Δ х, где γ - линейная плотность струны. Этот элемент совершает колебания вдоль оси у. В этом направлении на элемент струны действует сила, равная Эта сила вызывает ускорение
откуда следует волновое уравнение
Из сравнения уравнений (1) и (2) следует, что фазовая скорость волны, распространяющейся вдоль струны
Любая функция, удовлетворяющая уравнению (1) описывает некоторую волну. Вдоль бесконечно длинной струны могут распространяться гармонические волны, описываемые уравнением
если волна распространяется вдоль оси х в положительном направлении, и уравнением
если волна распространяется в отрицательном направлении, где волновое число выражается через длину волны. В том, что выражения (4) и (5) являются решением волнового уравнения (1) можно убедиться подстановкой этих выражений в волновое уравнение. Частота колебаний ω при этом может иметь любое значение. Эта частота определяется частотой источника, возбуждающего колебания струны. Уравнение, представляющее собой сумму выражений для встречных волн (4) и (5) также является решением волнового уравнения. Это выражение можно привести к виду
Волна, описываемая таким уравнением, называется стоячей волной. В каждой точке стоячей волны колебания происходят с той же частотой, что и у встречных волн. Амплитуда колебаний зависит от координаты х:
Для струны конечной длины с закрепленными концами амплитуда результирующего колебания на концах струны должна равняться нулю. Если начало струны находится в точке с координатой х = 0, то амплитуда в этой точке будет равна нулю в том случае, когда α = π. Выражение (7) при этом будет иметь вид:
На конце струны, в точке с координатой х = L, где L - длина струны, амплитуда так же должна равняться нулю. Для этого должно выполняться условие
Из последнего выражения следует, что стоячие волны в струне могут существовать только на таких частотах ν n, для которых длина волны
Частота колебаний связана с длиной волны соотношением ν = u /λ, где u - фазовая скорость волны. Тогда, с учетом выражения (3), частоты ν n могут быть определены по формуле
В теории колебаний эти частоты называют гармониками (первая гармоника, вторая гармоника и т. д.) В музыкальной акустике первую гармонику называют основным тоном. Гармоники более высоких порядков называют обертонами. Частоты ν n называют также собственными частотами колебаний струны. Зависимость амплитуды колебаний А от координаты х для различных номеров гармоник n может быть представлена выражением
или с учетом соотношения (9) выражением
Из выражения (12) следует, что амплитуда равна нулю в тех точках струны, для которых n(x/L) принимает целочисленное или нулевое значение. Так для первой гармоники таких точек две, с координатами х = 0 и х = L, т.е. на концах струны. Для второй гармоники таких точек три: на концах струны и в точке x = (1/2) L, т.е. в средине струны. Для третьей гармоники - четыре точки: на концах струны и в точках с координатами x = (1/3) L и x = (2/3) L. Точки, амплитуды колебаний в которых равны нулю, называют узлами стоячей волны. Расстояние между соседними узлами λ ст называют длиной стоячей волны. Из выражения (11) следует, что минимальное расстояние между узлами равно половине длины бегущей волны. Следовательно, На длине струны укладывается целое число полуволн бегущей волны, и соответственно целое число длин волн стоячей волны, численно равное номеру гармоники n. Точки, в которых амплитуда достигает максимального значения, называются пучностями стоячей волны. Число пучностей, укладывающихся на длине струны также равно n. На рис. 2 показана зависимость смещения точек струны у от координаты х на частоте второй гармоники для трех моментов времени: t 1 = 0 (кривая 1); t 2 = T /8, где Т - период колебаний (кривая 2); t 3 = T /4 (кривая 3). Рис.2 Видно, что точки струны между соседними узлами движутся в одинаковой фазе. Однако точки струны, расположенные по разные стороны узла на расстоянии, меньшем λ /2 движутся в противофазе. Рассмотрим теперь способы возбуждения стоячих волн на струнах. В большинстве струнных музыкальных инструментов для этого используется либо удар по струне специальным молоточком (рояль, пианино), либо рывок (гитара и другие щипковые инструменты). Во всех этих случаях зависимость возбуждающей силы от времени не является гармонической, а имеет вид кратковременного импульса. Однако любой кратковременный импульс можно представить как сумму бесконечно большого числа гармонических функций в бесконечно большом диапазоне частот. Те составляющие, частоты которых совпадают с частотами, определяемыми формулой (10), возбуждают стоячие волны. Одновременно возбуждаются как основной тон, так и все его обертоны. Самую большую интенсивность имеет звук основного тона. На обертоны приходится лишь незначительная доля энергии. Соотношение между интенсивностями основного тона и каждого из обертонов определяет тембр звука. Это соотношение для разных инструментов разное. Поэтому разные инструменты, настроенные на одну и ту же частоту основного тона звучат по разному.
|