- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
- о месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
-пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки:
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов: пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы:
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти:
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
-самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи.
№
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы обязательного
минимума образования
| Требование к уровню подготовки обучающихся
| Дополнительный материал
| Практические работы
| Формы контроля
| Домашнее задание
| дата
|
план
| факт
|
| Изобразительное искусство в семье пластических искусств
| Урок изучения новых знаний.
| Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы.
| Знать
- виды изобразительного искусства;
- художественные материалы и их разительные возможности.
|
| Беседа об искусстве и его видах. Виды изобрази-тельного искусства: живопись, графика, скульптура.
| Устный опрос. Практическая работа.
| Подобрать зрительный материал с видами искусства.
|
|
|
| «Рисунок – основа изобразительного искусства»
| Урок формирования новых умений.
| Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Графические материалы.
| Знать
- виды рисунка;
- графические материалы.
Уметь пользоваться графическими материалами.
| Академический рисунок. Рисунок гипсовых тел.
| Зарисовка с на-туры отдельных растений, не имеющих ярко выраженной окраски (колоски и т.п.).
| Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.
| Наброски с натуры комнатных растений.
|
|
|
| Линия и ее выразительные возможности
| Урок формирования новых умений.
| Выразительные возможности линии. Условность и образность линейного изображения.
| Знать
- ритм линий;
- роль ритма.
Уметь использовать выразительные средства туши.
| Штриховка. Виды штриховки.
| Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм).
| Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.
| Наблюдение за тем, где встречаются линии в природе.
|
|
|
| Пятно, как средство выражения. Композиция как ритм пятен
| Комбинированный урок.
| Пятно в изобразительном искусстве. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Линия и пятно.
| Знать понятие силуэт, тон, ритм.
Уметь - пользоваться графически-ми материалами;
- видеть и передавать характер освещения.
|
| Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
| Зарисовки
|
|
|
| Цвет. Основы цветоведения
| Комбинированный урок.
| Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.
| Знать
- основные и составные цвета;
- теплые и холодные цвета.
Уметь использовать выразительные средства гуаши.
| Хроматические и ахроматические цвета. Нюанс. Контраст.
| Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета.
| Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.
| Наблюдение за цветом предметов, которые окружают нас в быту.
|
|
|
| Цвет в произведениях живописи
| Урок изучение новых знаний.
| Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура живописи.
| Знать понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета.
Уметь активно воспринимать произведения искусства.
| Художники импрессионисты.
| Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т.д.
| Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет»
| Подобрать материал с объемными изображениями.
|
|
|
| Объемные изображения в скульптуре
|
| Выразительные возможности объемного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства.
| Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности.
Уметь владеть приемами лепки.
| Художники анималисты.
| Объемные изображения животных в разных материалах: глина или пластилин (по выбору учащихся).
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
| Найти иллюстрации с мелкой пластикой.
|
|
|
| Основы языка изображения
| Урок обобщения и систематизации изученного.
| Обобщение материала темы «Виды изобразительного искусства. Художественное восприятие. Зрительские умения».
| Знать виды изобразительного искусства.
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.
|
| Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности». Викторина.
| Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках.
| Наблюдение за окружающим миром.
|
|
|
| Реальность и фантазия в творчестве художника
| Комбинированный урок.
| Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника.
| Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.
Уметь понимать особенности творчества великих русских художников.
|
| Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства?
| Выступление с анализом произведений, выполненных известными художниками.
| Подобрать иллюстрации натюрмортов.
|
|
|
| Изображение предметного мира - натюрморт
| Комбинированный урок.
| Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Натюрморт в истории искусства. Появление жанра натюрморта.
| Знать
- основные этапы развития натюрморта;
- имена выдающих-ся художников в жанре натюрморта.
Уметь составлять композицию натюрморта.
|
| Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Аппликация.
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
| Подобрать иллюстрации с натюрмортами.
|
|
|
| Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
| Комбинированный урок.
| Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объемные формы. Выразительность формы.
| Знать
- понятие формы;
- правила изображения и средства выразительности.
Уметь конструировать из бумаги.
|
| Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллелепипед, пирамида).
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
| Наброски с натуры простых по форме предметов быта.
|
|
|
| Изображение объема на плоскости, линейная перспектива
| Комбинированный урок.
| Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.
| Знать
- правила объемного изображения геометрических тел.
- понятие ракурса.
Уметь изображать в пространстве объем геометрических тел.
|
| Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объема графическими средствами (карандаш).
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
| Наблюдение за одним и тем же предметом при разном освещении.
|
|
|
| «Освещение. Свет и тень»
| Урок формирования новых умений.
| Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Свет. Блик. Рефлекс.
| Знать понятия: свет, блик, рефлекс.
Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.
|
| Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и черной гуаши.
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
| Подобрать иллюстрации с изображением натюрморта в графике.
|
|
|
| «Натюрморт в графике»
| Урок изучения новых знаний.
| Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте.
| Знать понятие гравюра и ее свойства.
Уметь работать графическими материалами.
|
| Практическая работа: оттиск с аппликации натюрморта на картоне.
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
| Зарисовки с натуры одного предмета (стакан, кастрюля ит.п.)
|
|
|
| «Цвет в натюрморте»
| Урок изучения новых умений.
| Цвет в живописи и богатство его выразительные возможностей.
| Знать имена художников и их произведения.
Уметь передавать цветом в натюрморте настроение.
|
| Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, и т. Д.
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
| Подготовить свои работы к итоговой выставке.
|
|
|
| «Выразительные возможности натюрморта» (обобщение те-мы)
| Урок обобщения и систематизации изученного.
| Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве ХIХ – ХХ веков. Жанр натюрморта и его развитие.
| Знать имена художников и их произведения.
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.
|
| Беседа. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
| Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках.
|
|
|
|
| «Образ человека – главная тема искусства»
| Урок формирования новых знаний.
| Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Проблема сходства в портрете.
| Знать имена художников и их произведения.
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.
|
| Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет. Знать
| Выступление с анализом произведений художников.
| Подобрать зрительный ряд с изображением человека.
|
|
|
| «Конструкция головы человека и ее пропорции»
| Урок изучения новых знаний.
| Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица, мимика. Пропорции лица человека.
| Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
| Академический рисунок черепа и обрубовочной головы (гипс).
| Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, скулы и т.д.)
| Творческое обсуждении работ.
| Подобрать зрительный ряд с изображением.
|
|
|
| «Изображение головы человека в пространстве»
| Комбинированный урок.
| Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности человека.
| Знать закономерности конструкции головы человека.
Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов.
| Академический рисунок.
| Объемное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы.
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
| Принести фотографию друга или любимого актера.
|
|
|
| «Графический портретный ри-сунок и вырази-тельный образ человека»
| Комбинированный урок.
| Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения.
| Уметь
- передавать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете;
- пользоваться графическими материалами.
|
| Рисунок (наб-росок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение.
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
| Подобрать репродукции с изображением скульптурных портретов.
|
|
|
21-22
| «Портрет в скульптуре»
| Комбинированный урок.
| Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Материал скульптуры.
| Знать
- выразительные возможности скульптуры;
- особенности лепки пластическим материалом.
Уметь работать пластическими материалами (пластилином, глиной)
| Жизнь и творчество
О. Родена
| Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки.
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
| Подобрать комические изображения человека.
|
|
|
| «Сатирические образы человека»
| Урок изучения новых знаний.
| Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Сатирические образы в искусстве.
| Знать сходство и различие карикатуры и дружеского шаржа.
Уметь подмечать и изображать индивидуальные особенности.
| Комиксы и дружеские шаржи. Сходство и различие.
| Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся).
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
| Присмотреться к лицам родных и близких людей Подобрать репродукции портретов.
|
|
|
| «Образные возможности освещения в портрете»
| Комбинированный урок.
| Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия при различном освещении.
| Знать
- приемы изображения при направлении света с боку, снизу, при рассеянном свете;
- контрастность освещения.
|
| Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
| Подготовить сообщение о творчестве художника – портретиста.
|
|
|
| «Портрет в живописи»
| Урок изучения новых знаний.
| Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи.
| Знать
- типы портретов; парадный, конный и т.д.;
- имена художников и их выдающиеся произведения.
| Портрет на фоне пейзажа
«Мона Лиза» (Джоконда)
| Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников в технике акварельной живописи.
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
| Подготовить сообщение о творчестве художника – портретиста.
|
|
|
| «Роль цвета в живописи»
| Комбинированный урок.
| Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура.
| Знать определение цвета и тона в живописи.
Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера.
| Биография и творчество Рембрандта.
| Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека – члена семьи, друга (по выбору учащихся.)
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
| Подобрать репродукции портретов и картин известных художников.
|
|
|
| «Великие портретисты» (обобщение темы)
| Урок обобщения и систематизации изученного.
| Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образов.
| Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре.
Уметь выражать свое мнение о произведениях искусства.
| Художники портретисты нашего города.
| Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
| Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках.
| Подобрать репродукции портретов и картин с изображением пейзажей.
|
|
|
| «Жанры в изобразительном искусстве»
| Урок изучения новых знаний
| Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве.
| Знать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж исторический, бытовой, батальный др.
| Творчество художников родного края.
| Беседа. «Изменение видения мир в разные эпохи». Тематическая картина.
| Аргументировано анализировать картины, написанные в разных жанрах
| Зарисовки с натуры.
|
|
|
| «Изображение пространства»
| Урок формирования новых умений.
| Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Понятии точки зрения.
| Знать понятия «точка зрения» и «линия горизонта».
Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы.
|
| Беседа. «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве ХХ века»
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке
| Подобрать иллюстративный материал по теме урока.
|
|
|
| «Правила линей-ной и воздушной перспективы»
| Урок практического применения знаний, умений.
| Перспектива –учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка схода. Горизонт и его высота.
| Знать правила воздушной перспективы.
Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы.
|
| Изображение уходящей в даль а аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2 – 3 цвета.
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке
| Подобрать иллюстративный материал по теме урока.
|
|
|
| «Пейзаж. Организация изображаемого пространства» Пейзаж
| Урок практического применения знаний, знаний.
| Пейзаж – как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж.
| Знать правила линейной и воздушной перспективы.
Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.
|
| Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация, живопись.
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке
| Подобрать иллюстративный материал по теме урока.
|
|
|
| «Пейзаж – настроение. Природа и художник»
| Урок практического применения знаний, знаний.
| Пейзаж – настроение – как отклик на переживание художника. Многообразие форм и красок окружащего мира. Освещение в природе. Колорит.
| Знать особенности роли колорита в пейзаже – настроении.
Уметь применять средства выражения – характер освещения, цветовые отношения.
| Биография и творчество художника – мариниста И. Айвазовского.
| Создание пейзажа – настроения - работа по представлению и по памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.
| Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы.
| Подобрать иллюстративный материал по теме урока.
|
|
|
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| «Городской пейзаж»
| Урок практического применения знаний, знаний.
| Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века.
| Знать правила линейной и воздушной перспективы.
Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.
|
| Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши или оттиска с аппликаций на картоне.
| Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке
| Подобрать иллюстративный материал по теме урока.
|
|
|
| «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл».
| Урок обобщение и систематизации изученного.
| Обобщение материала по темам раздела и года. Повторение жанров изобразительного искусства.
| Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры
|
| Выставка работ, выполненных в течении учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы.
| Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года.
| Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям (по желанию)
|
|
|