Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к уровню подготовки учащихся






Обучающиеся должны знать:

знать/понимать:

- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

- наиболее крупные художественные музеи России и мира;

- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;

уметь:

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- восприятия и оценки произведений искусства;

- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

- о месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

- общие правила построения изображения головы человека;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Обучающиеся должны уметь:

-пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки:

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов: пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы:

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти:

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;

активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

- для восприятия и оценки произведений искусства;

-самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи.


Календарно-тематическое планирование

Класс

Тема урока Тип урока Элементы обязательного минимума образования Требование к уровню подготовки обучающихся Дополни­тельный материал Практические работы   Формы контроля Домашнее задание дата
план факт
  Изобразительное искусство в семье пластических искусств   Урок изучения новых знаний. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы. Знать - виды изобразительного искусства; - художественные материалы и их разительные возможности.   Беседа об искусстве и его видах. Виды изобрази-тельного искусства: живопись, графика, скульптура. Устный опрос. Практическая работа. Подобрать зрительный материал с видами искусства.    
  «Рисунок – основа изобразительного искусства»   Урок формирования новых умений. Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Графические материалы. Знать - виды рисунка; - графические материалы. Уметь пользоваться графическими материалами. Академический рисунок. Рисунок гипсовых тел. Зарисовка с на-туры отдельных растений, не имеющих ярко выраженной окраски (колоски и т.п.). Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. Наброски с натуры комнатных растений.    
  Линия и ее выразительные возможности   Урок формирования новых умений. Выразительные возможности линии. Условность и образность линейного изображения. Знать - ритм линий; - роль ритма. Уметь использовать выразительные средства туши. Штриховка. Виды штриховки. Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм). Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. Наблюдение за тем, где встречаются линии в природе.    
  Пятно, как средство выражения. Композиция как ритм пятен   Комбинированный урок. Пятно в изобразительном искусстве. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Линия и пятно. Знать понятие силуэт, тон, ритм. Уметь - пользоваться графически-ми материалами; - видеть и передавать характер освещения.   Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени). Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Зарисовки    
  Цвет. Основы цветоведения   Комбинированный урок. Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Знать - основные и составные цвета; - теплые и холодные цвета. Уметь использовать выразительные средства гуаши. Хроматические и ахроматические цвета. Нюанс. Контраст. Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета. Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке. Наблюдение за цветом предметов, которые окружают нас в быту.    
  Цвет в произведениях живописи   Урок изучение новых знаний. Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура живописи. Знать понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета. Уметь активно воспринимать произведения искусства. Художники импрессионисты. Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т.д. Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет» Подобрать материал с объемными изображениями.    
  Объемные изображения в скульптуре     Выразительные возможности объемного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства. Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности. Уметь владеть приемами лепки. Художники анималисты. Объемные изображения животных в разных материалах: глина или пластилин (по выбору учащихся). Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Найти иллюстрации с мелкой пластикой.    
  Основы языка изображения   Урок обобщения и систематизации изученного. Обобщение материала темы «Виды изобразительного искусства. Художественное восприятие. Зрительские умения». Знать виды изобразительного искусства. Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.   Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности». Викторина. Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках. Наблюдение за окружающим миром.    
  Реальность и фантазия в творчестве художника   Комбинированный урок. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Уметь понимать особенности творчества великих русских художников.   Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства? Выступление с анализом произведений, выполненных известными художниками. Подобрать иллюстрации натюрмортов.    
  Изображение предметного мира - натюрморт   Комбинированный урок. Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Натюрморт в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Знать - основные этапы развития натюрморта; - имена выдающих-ся художников в жанре натюрморта. Уметь составлять композицию натюрморта.   Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Аппликация. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Подобрать иллюстрации с натюрмортами.    
  Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира   Комбинированный урок. Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объемные формы. Выразительность формы. Знать - понятие формы; - правила изображения и средства выразительности. Уметь конструировать из бумаги.   Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллелепипед, пирамида). Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Наброски с натуры простых по форме предметов быта.    
  Изображение объема на плоскости, линейная перспектива   Комбинированный урок. Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Знать - правила объемного изображения геометрических тел. - понятие ракурса. Уметь изображать в пространстве объем геометрических тел.   Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объема графическими средствами (карандаш). Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Наблюдение за одним и тем же предметом при разном освещении.    
  «Освещение. Свет и тень»   Урок формирования новых умений. Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Свет. Блик. Рефлекс. Знать понятия: свет, блик, рефлекс. Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.   Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и черной гуаши. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Подобрать иллюстрации с изображением натюрморта в графике.    
  «Натюрморт в графике»   Урок изучения новых знаний. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте. Знать понятие гравюра и ее свойства. Уметь работать графическими материалами.   Практическая работа: оттиск с аппликации натюрморта на картоне. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Зарисовки с натуры одного предмета (стакан, кастрюля ит.п.)    
  «Цвет в натюрморте»   Урок изучения новых умений. Цвет в живописи и богатство его выразительные возможностей. Знать имена художников и их произведения. Уметь передавать цветом в натюрморте настроение.   Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, и т. Д. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Подготовить свои работы к итоговой выставке.    
  «Выразительные возможности натюрморта» (обобщение те-мы) Урок обобщения и систематизации изученного. Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве ХIХ – ХХ веков. Жанр натюрморта и его развитие. Знать имена художников и их произведения. Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.   Беседа. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках.      
  «Образ человека – главная тема искусства»   Урок формирования новых знаний. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Проблема сходства в портрете. Знать имена художников и их произведения. Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.   Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет. Знать Выступление с анализом произведений художников. Подобрать зрительный ряд с изображением человека.    
  «Конструкция головы человека и ее пропорции»   Урок изучения новых знаний. Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица, мимика. Пропорции лица человека. Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. Академический рисунок черепа и обрубовочной головы (гипс). Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, скулы и т.д.) Творческое обсуждении работ. Подобрать зрительный ряд с изображением.    
  «Изображение головы человека в пространстве»   Комбинированный урок. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности человека. Знать закономерности конструкции головы человека. Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов. Академический рисунок. Объемное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Принести фотографию друга или любимого актера.    
  «Графический портретный ри-сунок и вырази-тельный образ человека» Комбинированный урок. Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Уметь - передавать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете; - пользоваться графическими материалами.   Рисунок (наб-росок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Подобрать репродукции с изображением скульптурных портретов.    
21-22 «Портрет в скульптуре»   Комбинированный урок. Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Материал скульптуры. Знать - выразительные возможности скульптуры; - особенности лепки пластическим материалом. Уметь работать пластическими материалами (пластилином, глиной) Жизнь и творчество О. Родена Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Подобрать комические изображения человека.    
  «Сатирические образы человека»   Урок изучения новых знаний. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Сатирические образы в искусстве. Знать сходство и различие карикатуры и дружеского шаржа. Уметь подмечать и изображать индивидуальные особенности. Комиксы и дружеские шаржи. Сходство и различие. Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся). Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Присмотреться к лицам родных и близких людей Подобрать репродукции портретов.    
  «Образные возможности освещения в портрете»   Комбинированный урок. Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия при различном освещении. Знать - приемы изображения при направлении света с боку, снизу, при рассеянном свете; - контрастность освещения.   Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Подготовить сообщение о творчестве художника – портретиста.    
  «Портрет в живописи»   Урок изучения новых знаний. Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи. Знать - типы портретов; парадный, конный и т.д.; - имена художников и их выдающиеся произведения. Портрет на фоне пейзажа «Мона Лиза» (Джоконда) Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников в технике акварельной живописи. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Подготовить сообщение о творчестве художника – портретиста.    
  «Роль цвета в живописи»   Комбинированный урок. Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура. Знать определение цвета и тона в живописи. Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера. Биография и творчество Рембрандта. Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека – члена семьи, друга (по выбору учащихся.) Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Подобрать репродукции портретов и картин известных художников.    
  «Великие портретисты» (обобщение темы)   Урок обобщения и систематизации изученного. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образов. Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре. Уметь выражать свое мнение о произведениях искусства. Художники портретисты нашего города. Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках. Подобрать репродукции портретов и картин с изображением пейзажей.    
  «Жанры в изобразительном искусстве»   Урок изучения новых знаний Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве. Знать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж исторический, бытовой, батальный др. Творчество художников родного края. Беседа. «Изменение видения мир в разные эпохи». Тематическая картина. Аргументировано анализировать картины, написанные в разных жанрах Зарисовки с натуры.    
  «Изображение пространства»   Урок формирования новых умений. Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Понятии точки зрения. Знать понятия «точка зрения» и «линия горизонта». Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы.   Беседа. «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве ХХ века» Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке Подобрать иллюстративный материал по теме урока.    
  «Правила линей-ной и воздушной перспективы»   Урок практического применения знаний, умений. Перспектива –учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка схода. Горизонт и его высота. Знать правила воздушной перспективы. Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы.   Изображение уходящей в даль а аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2 – 3 цвета. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке Подобрать иллюстративный материал по теме урока.    
  «Пейзаж. Организация изображаемого пространства» Пейзаж Урок практического применения знаний, знаний. Пейзаж – как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж. Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.   Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация, живопись. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке Подобрать иллюстративный материал по теме урока.    
  «Пейзаж – настроение. Природа и художник» Урок практического применения знаний, знаний. Пейзаж – настроение – как отклик на переживание художника. Многообразие форм и красок окружащего мира. Освещение в природе. Колорит. Знать особенности роли колорита в пейзаже – настроении. Уметь применять средства выражения – характер освещения, цветовые отношения. Биография и творчество художника – мариниста И. Айвазовского. Создание пейзажа – настроения - работа по представлению и по памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы. Подобрать иллюстративный материал по теме урока.    
  Промежуточная аттестация                  
  «Городской пейзаж»   Урок практического применения знаний, знаний. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века.   Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.     Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши или оттиска с аппликаций на картоне. Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке Подобрать иллюстративный материал по теме урока.    
  «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл».   Урок обобщение и систематизации изученного. Обобщение материала по темам раздела и года. Повторение жанров изобразительного искусства. Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры   Выставка работ, выполненных в течении учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы. Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года. Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям (по желанию)    

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал