Образовательные технологии. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Управление безопасностью труда» – формирование у студентов системы знаний по основам организации безопасных условий труда персонала в организации, необходимых для принятия обоснованных решений в практике управления персоналом, выработки управленческих решений в сфере социально-трудовых отношений.
В рамках освоения дисциплины «Управление безопасностью труда» обучающиеся готовятся к решению следующих задач дисциплины:
– организационно-управленческая деятельность в сфере надзорных органов и судебно-экспертных учреждений МЧС России;
– организация работы малых коллективов исполнителей;
– участие в работе федеральных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами обеспечения пожарной безопасности;
– разработка организационно-технических мероприятий в области пожарной безопасности и их реализация, организация и внедрение современных систем управления техногенным и профессиональным рисками на предприятиях и в организациях;
– документационное обеспечение управления в области пожарной безопасности.
Место дисциплины в структуре ООП
2.1 Дисциплина Б1.Б.15.5 «Управление безопасностью труда» относится к обязательным дисциплинам базовой части блока 1 «Дисциплины (модули)».
2.2 Для успешного освоения дисциплины «Управление безопасностью труда» обучающийся должен иметь базовую подготовку по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности», «Основы охраны труда и пожарной безопасности», «Правоведение (основы теории права)», формирующих следующие компетенции: ОК–5, ОК–9, ПК–25, ПК–29.
2.3 Результаты обучения по дисциплине необходимы для изучения дисциплины «Система обеспечения пожарной безопасности», «Государственный пожарный надзор на объектах градостроительной деятельности», «Организация экспертной деятельности».
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
3.1 Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
– способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК–9);
– знание основ информационного обеспечения, противопожарной пропаганды и обучения в области пожарной безопасности (ПК–29).
3.2 В результате освоения дисциплины «Управление безопасностью труда» обучающийся должен:
Знать:
- основные понятия и термины безопасности труда (ПК–29);
- классификацию, номенклатуру, источники негативных факторов производственной среды (ПК–29);
- методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов (ОК–9);
- основные законодательные и нормативно-правовые акты в области охраны труда (ПК–29);
- основные механизмы управления безопасностью труда (ПК–29).
Уметь:
– проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере своей будущей профессиональной деятельности (ОК–9);
– разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда (ОК–9);
– экономически оценивать материальные затраты на обеспечение безопасности труда и возможные последствия нарушения требований охраны труда (ПК–29);
Владеть:
– навыкамиорганизации рабочего места с точки зрения безопасности труда (ОК–9);
– навыкамисамостоятельного освоения новых знаний в области безопасности труда (ПК–29).
4 Структура и содержание дисциплины
4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| Очная форма обучения
| Заочная форма обучения
| Аудиторные занятия (контактная работа с преподавателем), всего
|
|
| в т. ч. лекции
|
|
| практические занятия
|
|
| лабораторные занятия
| -
| -
| Самостоятельная работа
|
|
| в т. ч. курсовая работа (проект)
| -
| -
| расчетно-графическая работа
| -
| -
| контрольная работа
| -
| -
| Промежуточная аттестация (зачет)
| -/9 семестр
| 4/12 семестр
| Общая трудоемкость дисциплины
| 108/3 ЗЕ
| 108/3 ЗЕ
|
4.2 Содержание дисциплины
Наименование раздела дисциплины/ укрупненные темы раздела
| Основные вопросы темы
| Трудоемкость раздела и её распределение по видам учебной работы, час.
| Коды
формируемых компетенций
| Очная форма обучения
| Заочная форма обучения
| Всего
| Лекция
| ЛПЗ
| СРС
| Всего
| Лекция
| ЛПЗ
| СРС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9семестр
| 11 семестр
|
| 1 Понятие и структура управления безопасности труда.
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
| ОК–9
ПК–29
| 1 Понятие управления
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
| 2 Структура целей управления безопасностью труда
|
| +
|
| +
|
| +
|
| +
| 3 Система управления безопасностью труда
|
| +
| +
| +
|
|
|
| +
| Форма контроля
|
| устный опрос, доклады
| устный опрос, вопросы к зачету
|
| 2 Основы трудового права
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
| ОК–9
ПК–29
| 1 Система законодательных и иных нормативных правовых актов
|
| +
| +
| +
|
| +
|
| +
| 2 Источники права в области охраны труда
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
| 3 Основные принципы регулирования трудовых отношений
|
| +
| +
| +
|
| +
|
| +
| Форма контроля
|
| устный опрос, доклады
| устный опрос, вопросы к зачету
|
| | | | | | | | | | | | | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 Правовые основы охраны труда
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
| ОК–9
ПК–29
| 1 Основные направления государственной политики в области охраны труда
|
| +
| +
| +
|
| +
|
| +
| 2 Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
| 3 Нормативные правовые акты по охране труда
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
| 4 Государственное управление охраной труда
|
| +
| +
| +
|
| +
|
| +
| 5 Управление охраной труда в Курганской области
|
| +
| +
| +
|
|
|
| +
| 6 Государственный надзор и контроль в сфере охраны труда
|
| +
| +
| +
|
| +
|
| +
| 7 Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности
|
| +
| +
| +
|
| +
|
| +
| 8 Защита трудовых прав профессиональными союзами
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
|
| 10 Организация расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
|
| +
| +
| +
|
| +
|
| +
| Форма контроля
|
| устный опрос, доклады
| устный опрос, вопросы к зачету
|
| 4Требования безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
| ОК–9
ПК–29
| 1 Классификация опасных производственных объектов
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
| 2 Обязанности организации по обеспечению промышленной безопасности
|
| +
|
| +
|
| +
|
| +
| 3 Экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов
|
| +
| +
| +
|
| +
|
| +
| 4 Декларация промышленной безопасности
|
| +
| +
| +
|
| +
|
| +
| 5 Страхование ответственности опасных производственных объектов
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
| 7 Техническое расследование аварий на опасных производственных объектах
|
| +
| +
| +
|
| +
|
|
| Форма контроля
|
| устный опрос, доклады
| устный опрос, вопросы к зачету
|
|
|
| 9 семестр
| 12 семестр
|
| 5 Управление охраной труда в организациях
| |
|
|
|
|
| -
|
|
| ОК–9
ПК–29
| 1 Модель системы управления охраной труда
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
| 2 Нормативная численность работников службы охраны труда
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
| 3 Административно-производственный контроль по охране труда в организациях
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
| 4 Планирование мероприятий по охране труда
|
| +
| +
| +
|
|
| +
| +
| 5 Документация и отчетность по охране труда
|
| +
| +
| +
|
|
| +
| +
| Форма контроля
|
| устный опрос, доклады
| устный опрос, вопросы к зачету
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6Организация обучения по охране труда
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
| ОК–9
ПК–29
| 1 Обучение руководителей и специалистов
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
| 2 Специальное обучение работников рабочих профессий
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
| 3 Инструктаж по охране труда
|
| +
| +
| +
|
|
| +
| +
| 4 Разработка инструкций по охране труда
|
| +
| +
| +
|
|
| +
| +
| Форма контроля
|
| устный опрос, доклады
| устный опрос, вопросы к зачету
|
| 7 Организация работы с вредными условиями труда
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
| ОК–9
ПК–29
| 1 Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
| 2 Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда
|
| +
| +
| +
|
|
| +
| +
| 3 Средства индивидуальной защиты работников
|
| +
| +
| +
|
|
| +
| +
| Форма контроля
|
| устный опрос, доклады
| устный опрос, вопросы к зачету
|
| 8 Основы безопасности технологических процессов и оборудования
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
| ОК–9
ПК–29
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 Эргонометрические основы безопасности труда
|
| +
| +
| +
|
|
|
| +
|
| 2 Психологические основы безопасности труда
|
| +
| +
| +
|
|
| +
| +
| 3 Специальная оценка условий труда
|
| +
| +
| +
|
|
| +
| +
| Форма контроля
|
| устный опрос, доклады
| устный опрос, вопросы к зачету
|
| 9 Основы пожарной и взрывобезопасности
|
|
|
|
|
|
| -
| -
|
| ОК–9
ПК–29
| 1 Техногенные опасности и защита от них
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
| 2 Пожарная безопасность
|
| +
| +
| +
|
|
|
| +
| 3 Социальная
и медицинская безопасность
|
| +
| +
| +
|
|
|
| +
| Форма контроля
|
| устный опрос, доклады
| устный опрос, вопросы к зачету
|
| 10 Экономическая эффективность мероприятий по обеспечению безопасности труда
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
| ОК–9
ПК–29
| 1 Обеспечение экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий труда и внедрении более совершенных средств охраны труда
|
| +
| +
| +
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 Обеспечение экономической ответственности работодателя за нарушение требований безопасности и охраны труда
|
| +
|
| +
|
|
| +
| +
|
| 3 Затраты на компенсации за работу во вредных и/или опасных условиях труда
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
| 4 Затраты по возмещению вреда пострадавшим
|
| +
| +
| +
|
|
| +
| +
| 5 Зарубежный опыт
обеспечения и экономической оценки охраны труда
|
| +
| +
| +
|
|
|
| +
| Форма контроля
| устный опрос, доклады
| устный опрос, вопросы к зачету
|
| Промежуточная аттестация
| зачет
| зачет
| ОК-9; ПК-29
| Аудиторных и СРС
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Зачет
| –
| –
| –
| –
|
| –
| –
| –
| | Всего
|
| –
| –
| –
|
| –
| –
| –
| | | | | | | | | | | | | |
Образовательные технологии
В качестве основной образовательной технологии используется традиционная технология изучения материала (лекции, семинары), предполагающая живое общение преподавателя и студента. В процессе обучения приветствуются вопросы обучающихся к преподавателю, что учитывается в виде «плюсиков» (бонусов), оживляющих процесс общения. Обязательным является «вбрасывание» вопросов обучающимся с последующим обсуждением ответа с обучающимися.
Номер темы
| Используемые в учебном процессе интерактивные и активные образовательные технологии
| Всего
| Лекции
| Практические (семинарские) занятия
| Лабораторные занятия
| Форма
| Часы
| Форма
| Часы
| Форма
| Часы
|
| Лекция с элементами дискуссии
|
|
|
|
|
|
|
| Лекция с элементами дискуссии
|
|
|
|
|
|
|
| Лекция с элементами дискуссии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| разбор конкретных ситуаций
|
|
|
|
|
|
|
| разбор конкретных ситуаций
|
|
|
|
|
|
|
| разбор конкретных ситуаций
|
|
|
|
| Итого в часах (% к общему количеству аудиторных часов)
| 22 (20, 4)
|
|