Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прочитайте текст, выполните задания.
(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно. – (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей. – (4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. – (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопловых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось видели? (10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием. – (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. – (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать. (16)Встревает тут Федосья, баба из Пустыни: «(17)У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся». (20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честная, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. «(25)Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», – говорю ей. (26)Заплакала она и говорит: «(27)Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам». (29)В общем, спасли мы эти доски – отправили в Рязань, в музей. (30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: «(32)Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта…» – (34)Таланта! – повторил Лёня громче. – (33)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда? (По К.Г. Паустовскому)
2.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему старушка не хотела отдавать Лёньке доски, называя их «народной ценностью»?» 1)Старушка считала, что должна быть вознаграждена за то, что сохранила творчество отца для потомков. 2)Старушка понимала художественную ценность досок, воспринимая творчество отца как настоящее искусство. 3)Старушка полагала, что гравюрные доски принадлежат только ей, как представительнице народа. 4)Старушка не хотела отдавать гравюрные доски Лёньке, так как считала его ненадёжным человеком.
3.В каком варианте ответа средством выразительности является просторечная лексика? 1)– Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей. 2)Встревает тут Федосья, баба из Пустыни… 3)Эти доски и пригодятся. 4)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.
4.Из предложений 4 – 6 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
5.Из предложений 32 – 33 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени.
6. Замените просторечное слово«небось»в предложении 9 стилистически нейтральнымсинонимом. Напишите этот синоним. 7.Замените словосочетание «бессонных ночей» (предложение 33), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
|