Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы атрибуции. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Из указанных в источниках произведений Андрея Рублёва, сохранилось крайне мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря. Из двух дат написания «Троицы», предлагаемых источниками, - 1411 и 1425-27 – более вероятной представляется последняя. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не Андрею Рублёву, а его ученикам – членам артели, возглавляемой Даниилом Черным и Андреем Рублёвым (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря).
Андрею Рублёву приписывают также следующие произведения, о которых нет исторических свидетельств:
некоторые миниатюры и инициалы евангелия Хитрово, начала 15 века;
две иконы из Деисуса и семь икон из Праздничного ряда иконостаса Московского Кремля;
Звенигородский чин: три иконы (Христос, архангел Михаил и апостол Павел) из Деисуса, состоявшего по меньшей мере из семи икон, начало 15 века;
икона Богоматери «умиление» из Успенского собора во Владимире, около 1408 г. (сейчас находится в музее г.Владимира);
три иконы из Деисуса (Христос, Иоанн Предтеча и апостол Павел) и одна икона из Праздничного ряда («Вознесение») из иконостаса Успенского собора во Владимире, 1408г.;
фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) с изображениями Флора, Лавра, Варлаама и Иоасафа, преподобного Пахомия и явившегося ему ангела в монашеской схиме;
фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре около Звенигорода, 1415-20гг., с изображением преподобных отшельников Антония Великого и Павла Фивейского;
несколько икон из Деисуса Троицкого собора Троицкого монастыря и одна из его Праздничного ряда («Крещение»), ок.1428г.;
маленькая иконка «Спас в силах» нач. 15 в. (Государственная Третьяковская галерея).
Из всего перечня, несомненно, принадлежащими Андрею Рублёву можно считать только миниатюры евангелия Хитрово, Звенигородский чин и икону «Богоматерь «Умиление» из Владимира, а также – с известной долей допустимости – фрески в Успенском соборе на Городке.
Вывод, заключение.
В основе творчества Андрея Рублёва лежит философская концепция, лишенная мрачной безысходности и трагизма, она строится на добре и красоте, гармонии духовного и материального начал. Лейтмотив творчества великого живописца – это душевное согласие, чувство любви. Рублев был гениальным колористом. Краски его предельно светоносны, и фигуры на иконах как будто преображены мягким сиянием, цветовая гамма изыскана и неповторима.
Оно оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия. Для него были характерны тонкие красочные сочетания, в отличие от резких цветовых контрастов, присущих иконам Новгорода, и певучая плавность линий, без ярко выраженного драматического оттенка. Все эти качества прослеживаются и в работах Андрея Рублева. Итак, им были заложены основы московской школы живописи.
Таким образом, творчество Андрея Рублёва определило в 15 веке расцвет национальной школы русской живописи, оригинальной по отношению к Византии. Общевизантийские черты стиля раннего 15 века Андрей Рублёв видоизменяет, ибо идеальные классические формы, привычные для греческих мастеров с античных времен, не являются для него самостоятельной ценностью. Кроме того, качествам, свойственным всему византийскому искусству, Андрей Рублёв сообщает черты, характерные для русского искусства конца 14 – начала 15 веков: линии становятся певучими, ритмы - музыкальными, повороты фигур и наклоны голов – мягкими, одеяния – воздушными, красочная гамма –светлой и нежной. Он также стал создателем иконостаса. Ряды иконостаса, сформированные им, стали подниматься на алтарных преградах во всех русских храмах с 15 века.
Следовательно, личность и творчество Андрея Рублева оказали существенное влияние на историю русской иконописи, оставив особый след в отечественной истории. Русская иконопись сложилась как особое неповторимое искусство, отличное от всего остального, и в этом заслуга Андрея Рублева. Имя Андрея Рублева навсегда вписано в страницы отечественной и мировой истории, как великого художника.
Список литературы
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., Академия, 1993.
Бореев Ю. Эстетика. В 2-х томах, Русич, Смоленск, 1997.
Буслаев Ф. Общие понятия о русской иконописи. М., Искусство, 1984.
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., Знание, 1996.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура.М., Академия, 2000.
История/ Амбаров В.Н., Андреев П., и др. – 2-е изд. –М., Дрофа, 1999.
Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., Знание, 1996.
Трещеткина И.Г. История. С-Пб, Виктория, 2005.
Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М., Искуксство, 1996.
|