![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Магистерской диссертации
Магистерская диссертация как работа научного содержания должна иметь внутреннее единство и отображать ход и результаты разработки выбранной темы. Магистерская диссертация, с одной стороны, имеет обобщающий характер, поскольку является своеобразным итогом подготовки магистра. С другой стороны - это самостоятельное оригинальное научное исследование. Наполнение каждой части магистерской диссертации определяется ее темой. Выбор темы, этапы подготовки, поиск библиографических источников, их изучение и отбор фактического материала, методика написания, правила оформления и защиты магистерской диссертации имеют много общего с дипломной работой. Однако требования к магистерской диссертации в научном отношении существенно выше, чем к дипломной работе. Магистерская диссертация, её тематика и научный уровень должны отвечать образовательно-профессиональной программе обучения. Выполнение указанной работы должно свидетельствовать о том, что ее автор способен надлежащим образом вести научный поиск, распознавать профессиональные проблемы, знать общие методы и приемы их решения. Написание магистерской диссертации предполагает: - систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению магистерской подготовки, их применение при решении конкретных научно-исследовательских задач; - развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении научных проблем и вопросов; - выяснение подготовленности магистранта для самостоятельной работы в учебном или научно-исследовательском учреждении. В магистерской диссертации автор должен показать, что он владеет навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности, требующей широкого образования в соответствующем направлении, как того требует ГОС высшего профессионального образования. Он должен: 1. Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний. 2. Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования. 3. Обобщать, систематизировать и теоретически осмысливать эмпирический материал. 4. Обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных. 5. Вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий. 6. Владеть навыками и приемами историографической и источниковедческой критики. 7. Владеть иностранными языками в той мере, какая необходима для самостоятельной работы над нормативными источниками и научной литературой. 8. Представить итоги проведенного исследования в виде письменной работы, оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати. Процесс выполнения магистерской диссертации включает следующие этапы: - выбор темы, назначение научного руководителя; - изучение требований, предъявляемых к данной работе; - согласование с научным руководителем плана работы; - изучение литературы по проблеме, определение целей, задач и методов исследования; - непосредственная разработка проблемы (темы); - обобщение полученных результатов; - написание работы; - рецензирование работы; - защита и оценка работы. Основные содержательные моменты магистерской диссертации согласно стандарту УМО ЮУрГУ: 1. Актуальные научные проблемы, задачи, цели. 2. Деловые и научные коммуникации. 3. Статистический и критический анализ экономической ситуации. 4. Систематизация методов и методик разработки решений по направлению программы. 5. Разработка предложений, обладающих научной новизной. 6. Применение эконометрических методов и компьютерных технологий для решения исследовательских задач. 7. Апробация разработок. 8. Представление результатов Магистерская диссертация должна отвечать следующим требованиям: а) авторская самостоятельность; б) полнота исследования; в) внутренняя логическая связь, последовательность изложения; г) грамотное изложение на русском литературном языке; д) высокий теоретический уровень. Содержание магистерской диссертации составляет принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений закономерностей, или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в новом аспекте. Содержание магистерской диссертации отражает исходные предпосылки научного исследования, его ход и полученные результаты. В содержании диссертации должны быть приведены убедительные аргументы в пользу избранной концепции. Противоречащие ей точки зрения должны быть подвергнуты всестороннему анализу и критической оценке. Дискуссионный и полемический материал являются элементами диссертации. Магистерская диссертация должна включать в себя: - титульный лист; - оглавление; - введение; - основную часть (разделы, подразделы, пункты); - заключение; - библиографический список; - приложения (при необходимости).
Примерное содержание иллюстративного материала Лист 1. Актуальность, цель, объект и предмет исследования. Лист 2. Задачи исследования. Лист 3. Теоретические и методические основы исследования. Лист 4. Результаты исследования, обладающие элементами научной новизны и/или практической значимости. Лист 5. Логическая схема и структура исследования. Лист 6. Апробация результатов исследования. Лист 7. Публикации по теме исследования. Листы 8 - 15. Содержание исследования (по главам), раскрывающее полученные результаты: Поскольку диссертация является итоговой квалификационной работой, ее оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности темы и прикладному значению полученных результатов, но и по уровню общеметодической подготовки этого научного труда, что прежде всего находит отражение в его структуре. Структура диссертации – это последовательность расположения ее основных частей, к которым относят основной текст (т.е. главы и параграфы), а также части ее справочно-сопроводительного аппарата. Объем диссертации должен быть подготовлен в пределах 120 страниц машинописного текста. Основная часть диссертации включает главы и параграфы в соответствии с логикой изложения материала. В магистерской диссертации должно быть не менее трех глав. Каждая глава должна состоять не менее чем из двух параграфов. Во введении н еобходимо обосновать актуальность выбранной для исследования темы, поставить цель работы, которая должна конкретизироваться в задачах исследования, определить объект и предмет изучения, оценить состояние разработанности темы на основе обзора литературы и дискуссионных проблем; указать методы исследования; сформулировать элементы новизны и практическую значимость исследования; в краткой форме представить структуру работы. Вопреки широко распространенному мнению, приступая к написанию магистерской диссертации, нельзя сразу писать ее начало—введение. Введение к диссертации — наиболее ответственная часть текста, в которой должны отражаться все его достоинства, элементы новизны, выносимые на защиту положения. Все это может окончательно выкристаллизоваться на последнем этапе работы, когда достигнута полная ясность в понимании выбранной темы. Необходимо начинать с основной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем только переходить к введению и заключению. Введение представляет собой наиболее ответственную часть магистерской диссертации, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена диссертация. Это актуальность выбранной темы, степень её разработанности, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, избранные методы исследования, его теоретическая, нормативная и эмпирическая основа, научная новизна, положения, выносимые на защиту, их теоретическая значимость и прикладная ценность. Обоснование актуальности выбранной системы - начальный этап любого исследования. И то, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности не должно быть многословным. Нужно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Актуальность темы определяет потребности общества в получении каких-либо новых знаний в этой области. Как любой другой продукт, ожидаемые новые знания нуждаются в обосновании потребности: кому, для каких целей эти знания нужны, каков объем, качество этих знаний и т.д. От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выяснить и т.п.). Желание исследователя ответить на вопросы по объему и качеству новых знаний определяет цель исследования. Определение цели – весьма важный этап в исследовании, так как она определяет и задачи самого исследователя: что изучать, что анализировать, какими методами можно получить новые знания.Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект научного исследования - это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения. Предмет научного исследования - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки мысленного обзора, аспекта, «среза» отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном конструировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и развитие, генезис, проявляющиеся внешне противоречия явления) и, во-вторых, к области существенных связей и элементов, изменение которых оказывает влияние на всю систему организации объекта. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект - это область деятельности, то предмет — это изучаемый процесс в рамках объекта исследования. После этого необходимо показать методологическую, теоретическую, нормативную и эмпирическую основу диссертации, её новизну, сформулировать положения, выносимые на защиту, обосновать теоретическую и практическую значимость исследования. В заключительной части введения необходимо кратко сказать о структуре работы. Основная часть диссертации неизбежно делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. В магистерской диссертации, как правило, должно быть три главы. Каждая глава должна состоять не менее чем из двух параграфов. Желательно, чтобы главы (и соответственно параграфы) были примерно одинаковыми по объему. Логическая структура диссертации вырисовывается далеко не сразу. Для того чтобы она стала предельно ясной, магистрант должен мысленно смакетировать диссертацию как логическое целое, построенное в виде развернутого доказательства положений, которые выносятся на защиту. Сначала такой «макет» целесообразно разрабатывать в форме плана, размышляя над правильным наименованием и расположением отдельных параграфов. Деление работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы. Поэтому, с одной стороны, не следует вводить в план структурные единицы, содержательно выходящие за рамки темы или связанные с ней лишь косвенно, а с другой стороны, пункты плана должны структурно полностью раскрывать тему. План диссертации — это логическая схема изложения, и в этой схеме все должно быть на своем месте. Главы магистерской диссертации — это основные структурные единицы текста. Название каждой из них нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы по объему содержания и равновелико ей, так как глава представляет собой только один из аспектов темы и название должно отражать эту подчиненность. После составления плана можно приступать к черновому написанию текста. Первая глава, как правило, посвящается теоретическим вопросам, освещаемым в диссертации. Первая глава формируется на основе изучения имеющейся отечественной и зарубежной научной и специальной литературы по исследуемой теме, а также законодательных нормативных материалов. В ней содержится: - описание объекта и предмета исследования, различных теоретических концепций, взглядов, принятых понятий и их классификации, а также степени проработанности проблемы в России (при необходимости и за рубежом); - раскрытие студентом понятийного аппарата (в том числе авторские определения) и (или) критическая оценка имеющихся понятий и их уточнение; - описание имеющихся средств и методов по решению рассматриваемой проблемы. Вторая глава формируется на основе анализа: - статистического материала по исследуемой проблеме; - данных выборочных исследований, проведенных во время работы над магистерской диссертацией по избранной теме; - статистических данных функционирования аналогов объекта исследования, как в российской практике, так и за рубежом, - результатов апробации собственного алгоритма (авторской методики) по решению рассматриваемой проблемы. В третьей главе излагаются рекомендации и предложения автора, полученные в ходе исследования. В этой главе на основе проведенных исследований: - анализируются результаты апробации собственного алгоритма (авторской методики) по решению рассматриваемой проблемы; - формулируются конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых явлений и процессов, в том числе по внесению изменений в нормативные правовые акты; - разрабатываются пути решения проблемной ситуации и определяется научный вклад автора в ее решение. Требования к конкретному содержанию основной части магистерской диссертации устанавливаются научным руководителем и руководителем магистерской программы. П РИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 1 глава: - обоснование актуальности, постановка задач, выдвижение гипотезы исследования, исходя из: ü критического анализа существующих теоретических концепций, взглядов, принятых понятий и их систематизация, ü критического анализа экономической ситуации; ü сбора и изучения практической информации и диагностики проблемной ситуации на предприятии, требующей разработки новых методов/усовершенствования существующих методов ее решения; - раскрытие используемого понятийного аппарата (в том числе авторские определения) и/или критическая оценка имеющихся понятий, их классификация и уточнение; 2 глава: - конкретизация методов и методик исследования, описание имеющихся средств, классификация существующих методов и приемов решения поставленных в исследовании задач; - обоснование недостаточности существующих методов для решения поставленных в исследовании задач; - описание разработанных автором методов, экономико-математических моделей, алгоритмов и/или сформулированных предложений и/или усовершенствованных подходов. Глава - анализ результатов практической апробации разработанных методов/экономико-математических моделей/ алгоритмов; - формулировка конкретных практических рекомендации и предложений по внедрению разработанных методов/экономико-математических моделей/ алгоритмов и/или усовершенствованных подходов; - оценка результативности решения поставленных научных и/или практических (прикладных) задач. Заключени е как самостоятельный раздел магистерской диссертации содержит краткий обзор основных аналитических выводов проведенного исследования и описание полученных в ходе него результатов. Следует отметить, что хорошо написанные введение и заключение дают четкое представление читающему о качестве проведенного исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования. В заключении должны быть представлены: - общие выводы по результатам работы; - оценка достоверности полученных результатов и сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ; - предложения по использованию результатов работы, возможности внедрения разработанных предложений в экономической практике. Заключение включает в себя обобщения, общие выводы и, самое главное, конкретные предложения и рекомендации. В целом представленные в заключении выводы и результаты исследования должны последовательно отражать решение всех задач, поставленных автором в начале работы (во введении), что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования. Список использованных источников при написании магистерской диссертации должен включать не менее 80 наименований. Приложения включают дополнительные справочные материалы, имеющие вспомогательное значение.
|