Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Религиозно-христианская основа мессианского самосознания русского народа в концепции почвенников (Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов).Славянофилы, выступившие за самобытность России, за ее принципиальныеотличия в своем развитии от Западной Европы, видели Россию в лонехристианства, православия в первую очередь. Хомяков А.С. - глава и идейныйвдохновитель славянофилов ратовал за утверждение православия как вечногоначала, выступая за возврат идеологии ‘’Святой Руси’’. Возвращаясь, кфилософским воззрениям Хомякова о которых уже, шла речь, следует напомнить, что церковь для Хомякова является ‘’первореальностью’’. В этом светерассуждали все славянофилы, из их взглядов, видно, что религиозная идеявыступает у них на первый план.Продолжателями славянофильства в 60-70 гг. Х1Х века явились почвенники.Главная идея их философских исканий - ‘’национальная почва’’ как основаразвития России. Всех почвенников объединял религиозный характер ихмировоззрения. Собственно ‘’ национальной почвой ‘’ для них явились идеалыи ценности православия. Основные представители этого направления -А.А.Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.Н.Достоевский. Наиболее глубоким мыслителем и главным выразителем идей почвенников былФ.М.Достоевский (1821-1881), хотя он и не является философом и не создавалчисто философских произведений его философия - это философия переживанийпоступков, мыслей созданных им литературных героев. Причем произведения егонастолько философичны, что часто не вписываются в рамки литературно-художественного жанра. Именно так обстоит дело с глубокой идеей связаннойсущностью и судьбой человека мира и Бога. [3] По Достоевскому ‘’ Истинныйпуть’’ свободы - это путь, ведущий к Богу-человеку, путь следования Богу.Бог для него является основой всего гарантией нравственности.Одна из главных проблем, которая пугает Достоевского, - можно ли оправдатьмир и действие людей даже во имя светлого будущего, если оно будетпостроено на слезинке хотя бы одного ребенка. Его ответ тут однозначен - никакая высокая цель, не может оправдать насилие и страдание невинногоребенка. Таким образом, примирить Бога и Мир, им созданный оказалосьДостоевскому не под силу. Высшее национальное предназначение РоссииДостоевский увидел в христианском примирении народов. В России Достоевский оказал большое влияние на все последующие развитиярелигиозной философии. На Западе его взгляды послужили одним из источниковэкзистенциализма - философии, поставившей в центр своих размышленийпроблемы существования человека в мире.
12. Концепция «человекобожества» и «Богочеловечества» в философии Ф. М. Достоевского. Достоевский отказывается от идеалистического гуманизма 40-х годов, от Шиллера, от культа «высокого и прекрасного», от оптимистических представлений о человеческой природе, он переходит к «реализму действительной жизни», но к реализму не поверхностному, а глубинному, раскрывающему сокровенную глубину человеческой природы во всех ее противоречиях. К гуманизму (гумани-таризму) у него было двойственное отношение. С одной стороны, он до глубины проникнут человечностью, его сострадательность бесконечна, и он понимает бунт против Бога, основанный на невозможности выносить страдания мира. В самом падшем существе он раскрывает образ человеческий, т. е. образ Божий. Последний из людей имеет абсолютное значение. Но с другой стороны, он обличает пути гуманистического самоутверждения и раскрывает его предельные результаты, которые именует человекобожеством. Диалектика гуманизма раскрывается как судьба человека на свободе, выпавшего из миропорядка, который представлялся вечным. У Достоевского была очень высокая идея о человеке, он предстательствовал за человека, за человеческую личность, он перед Богом будет защищать человека Его антропология есть новое слово в христианстве. Он самый страстный и крайний защитник свободы человека, какого только знает история человеческой мысли. Но он же раскрывает роковые результаты человеческого самоутверждения, безбожной, пустой свободы. Сострадательность и человечность у Достоевского превращаются в бесчеловечность и жестокость, когда человек приходит к человекобожеству, к самообожествлению. Не случайно назвали его «жестоким талантом»[3]. Достоевского все же можно назвать христианским гуманистом в сопоставлении с христианским или, вернее, лжехристианским антигуманизмом К. Леонтьева. Но он же провозглашает конец гуманистического царства. Европейский гуманизм был серединным царством, в нем не раскрывалось предельное, конечное, он не знал проблемы эсхатологической и не мучился ею. Это серединное царство хотело закрепить себя навеки. Это и было царство культуры по преимуществу. На Западе концом этого гуманистического царства было явление Ницше, который немного читал Достоевского и на которого он оказал влияние. Явление Ницше имеет огромное значение для судьбы человека. Он хотел пережить божественное, когда Бога нет, Бог убит, пережить экстаз, когда мир так низок, пережить подъем на высоту, когда мир плоский и нет вершин. Свою, в конце концов религиозную, тему он выразил в идее сверхчеловека, в котором человек прекращает свое существование. Человек был лишь переходом, он лишь унавоживал почву для явления сверхчеловека. Происходит разрыв с христианской и гуманистической моралью. Гуманизм переходит в антигуманизм. С большей религиозной глубиной эта проблема выражена у Достоевского. Кириллов, человек высокого духа, с большой чистотой и отрешенностью, выразил последние результаты пути обезбоженного, самоутверждающегося человека. «„Будет новый человек, счастливый и гордый", — говорит Кириллов, как будто в бреду... „Кто победит боль и страх, тот сам Бог будет. Бог есть боль страха и смерти. Кто победит боль и страх, тот сам станет Бог. Тогда новая жизнь, тогда новый человек, все новое". „Будет Богом человек и переменится физически. И мир переменится, н дела переменятся, и мысли, и все чувства". „Мир закончит тот, кому имя человекобог". — „Богочеловек? " — переспрашивает Ставрогин. „Человекобог, — отвечает Кириллов, — в этом разница"». Путь человекобожества ведет, по Достоевскому, к системе Шигалева и Великого Инквизитора, т. е. к отрицанию человека, который есть образ и подобие Божье, и отрицанию свободы. Лишь путь Богочеловечества и Богочеловека ведет к утверждению человека, человеческой личности и свободы. Такова экзистенциальная диалектика Достоевского. Человечность, оторванная от Бога и Богочеловека, перерождается в бесчеловечность. Этот переход Достоевский видел на примере атеиста-революционера Нечаева, который совершенно разрывает с гуманистической моралью, с гуманитаризмом и требует жестокости. При этом нужно сказать, что Нечаев, которого автор «Бесов» неверно изображает, был настоящим аскетом и подвижником революционной идеи и в своем «Катехизисе революционера» пишет как бы наставление к духовной жизни революционера, требуя от него отречения от мира. Но поставленная Достоевским проблема очень глубока. Термин «человекобожества», которым у нас злоупотребляли в XX в., может породить недоразумение, и он с трудом переводим на иностранные языки. Это ведь христианская идея, что человек должен достигнуть обожения, но не через самоутверждение и самодовольство. Гуманизм должен быть преодолен (Aufhebung), но не уничтожен, в нем была правда и иногда большая правда по сравнению с неправдой исторического христианства, в нем была великая правда против бестиализма[4]. Но раскрывается эсхатология гуманизма как серединного царства, и это более всего раскрывается русской мыслью. На этом серединном культурном царстве нельзя остановиться, как хотели бы гуманисты Запада, оно разлагается, и обнажаются предельно конечные состояния. Данная страница нарушает авторские права? |