Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема начала науки. Наука и типы цивилизационного развития.

2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика.

3. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Западная и восточная средневековая наука.

4. Становление опытной науки в новоевропейской культуре: а) социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы; б) формирование технических наук; в) становление социальных и гуманитарных наук.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит проблема периодизации истории науки?

2. Что представляет собой преднаука?

3. Когда возникает наука как целостный феномен?

4. Какие этапы в своем развитии проходит наука как целостный феномен?

 

Семинар 3. Структура научного познания (2 часа)

1. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.

2. Эмпирический уровень научного познания: методы и формы.

3. Теоретический уровень научного познания: методы и формы.

4. Основания науки. Структура оснований. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира.

5. Философские основания науки и их роль в обосновании научного знания.

 

Контрольные вопросы:

 

1. В чем состоит проблема выделения эмпирического и теоретического уровней научного познания?

2. В чем состоит отличие научного наблюдения от обыденного?

3. С помощью каких методов происходит первичное вычленение и исследование объекта?

4. Являются ли научные факты абсолютно истинным знанием?

5. Выявите сходство и отличие: а) эмпирического и теоретического законов; б) эмпирической и теоретической гипотез.

6. Какова природа и структура научной картины мира?

7. В чем состоит значение научной картины мира для гуманитарных наук?

8. Выявите структуру и функции стиля научного мышления.

 

Семинар 4. Динамика науки как процесс порождения нового знания (4 часа)

 

1. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта.

2. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. Прогностическая роль философского знания.

3. Научные традиции и научные революции. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки.

4. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

 

Контрольные вопросы:

 

1. В чем состоит преемственность в развитии научного знания?

2. Что понимается под социальной детерминацией научного познания?

3. Что является движущими факторами развития науки?

4. Как сочетаются революция и эволюция в истории науки?

5. Что такое «научная рациональность»? Каковы ее основные типы?

 

Семинар 5. Философские проблемы социальных и гуманитарных наук (4 часа)

1. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания.

2. Методы социальных и гуманитарных наук. Объяснение и понимание в гуманитарных науках, их связь с герменевтикой как «органоном наук о духе».

3. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям.

4. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные отличия социогуманитарных наук от естественных.

2. Когда возникла новая парадигма социальной методологии?

3. Какие принципы характерны для социогуманитарного познания?

4. Чем отличается философско-методологический анализ текста от лингвистического?

5. Почему в гуманитарных исследованиях существует проблема абстракций?

6. В чем состоит проблема истины в социогуманитарном познании?

 

Семинар 6. Наука в мире современной культуры (4 часа)

1. Наука и вненаучное знание.Специфика научного знания. Ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное – формы вненаучного знания.

2. Обыденно-практическое знание. Народная наука.

3. Девиантное и анормальное знание. Знание и вера. Сциентизм и антисциентизм в сознании современного человека. Наука и эзотерическое знание.

4. Наука и религия.

5. Наука и искусство.

6. Наука и философия.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные признаки научного знания?

2. Существует ряд областей знания, которые претендуют на статус наук, однако не признаются таковыми. Каким требованиям научности не отвечают астрология, парапсихология?

3. Какие важные функции в культуре выполняет наука?

4. Каково соотношение понятий «мировоззрение» и «философия»?

5. Можно ли согласиться с утверждением, что философия - не наука, поскольку ее теории не могут быть доказаны непосредственно опытным путем?

6. Приведите примеры форм девиантного знания.

7. Что такое «эзотерическое знание»?

8. Что такое паранаука?

9. Можно ли согласиться со следующим утверждением: «Развитие философии напоминает развитие литературы и искусства, где, например, появление Достоевского не обесценивает Шекспира, а искусство Ренуара не заставляет нас забыть Рафаэля»? Аргументируйте.

а) основная литература:

 

1. Денисов, С.Ф. История и философия науки [Текст]: учеб. пособие / С. Ф. Денисов; ред. Л. И. Чинакова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007 - 2014. Ч. 3: Сциентизм - антисциентизм - околонаучное знание. - 2014. - 353 с.

2. Денисов, С.Ф.История и философия науки [Текст]: учеб. пособие. Ч. 2. Наука - религия - философия - искусство/С. Ф. Денисов; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Амфора, 2010.- 276 с.

3. История и философия науки [Текст]: учеб. для вузов. / ред.: А. С. Мамзин, Е. Ю. Сиверцев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 360 с.

4. Лебедев, С.А. Философия науки [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / С. А. Лебедев. - М.: Юрайт, 2012. - 288 с.

5. Степин, В.С. История и философия науки [Текст]: учеб. для системы послевуз. проф. образования / В. С. Степин; Ин-т философии РАН. - М.: Академ. проект: Трикста, 2011. - 423 с.

 

б) дополнительная литература:

 

1. Афанасьев, В. В. Социология политики Освальда Шпенглера [Текст]: монография / В. В. Афанасьев. - М.: Университет, 2009. - 191 с.

2. Бессонов, Б. Н. История и философия науки [Текст]: учебник для студентов вузов, обуч. по спец. «Историко-архивоведение», «Культурология» / Б. Н. Бессонов. - М.: Юрайт, 2010. - 394 с.

3. Денисов С.Ф. Сциентизм в метафизике: Монография. Омск, 2011. - 298 с.

4. Зеленов, Л.А. История и философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие для магистров, соискателей и аспирантов / Л. А. Зеленов, А. А. Владимиров, В. А. Щуров. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 472 с.

5. Историяи философия науки. В 4-х книгах [Электронный ресурс]: учеб. пособие. Кн. 4. История и философия экономической науки; История и философия права; История и философия исторической науки / Л. А. Тутов, М. А. Сажина, Л. Б. Логунова. - М.: Издательство МГУ, 2010. - 267 с.

6. Мининков, Н.А. Введение в теорию исторического познания [Текст]: курс лекций для студ 1 курса / Н. А. Мининков; ред. А. И. Нарежный; Южный федеральный ун-т, Ростовский межрегиональный ин-т общественных наук. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009. - 156 с.

7. Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / ред. В. C. Степин. - М.: Мысль, 2010. - Т.1: А - Д. - 742 с.; Т.2: Е-М. - 634 с.; Т.3: Н-С. - 694 с.; Т.4: Т-Я. - 735 с.

8. Рузавин, Г. И. Методология научного познания: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Г. И. Рузавин. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 287 с.

 
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Список использованных источников и литературы. 1. Закс А.Б. Музееведческий центр России (1930-1969-е годы) // Вопросы истории.– 1994.– № 10.– С | Задания для самостоятельной работы
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал