Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возникновение протестантизма ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В начале XVI в. в странах Западной и Центральной Европы возник широкое антифеодальное народное движение в форме борьбы против злоупотреблений католического духовенства (торговли индульгенциями, инквизиции) и к католической церкви в целом. Это движение получило название Реформация. Началось оно в Германии 31 октября 1517 г., в день выступления известного мыслителя и общественного деятеля того времени Мартина Лютера (1483-1646) с 95 тезисами против основ католицизма (тезисы намечены на северные их дверях Замковой церкви Виттенберга). Вот некоторые из них: – Христос, провозглашая: «Кайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», тем самым подтверждал, что жизнь верующих от начала и до конца должно быть непрерывным покаянием. – Покаяние не состоит в одной лишь исповеди перед священником (В первых тезисах Лютер утверждал, что настоящее покаяние – длительный процесс, а не одноразовое действие). – Папа может снять только ту кару, которую сам накладывает на грешника или на основании церковного устава, но небесной кары церковь лишить не может. – Каноны покаяния (наставления о том, какие налагать епитимьи на тех, кто покаялся) должны определяться только для живых (Здесь и в некоторых последующих тезисах отрицается власть Папы над чистилищем). – Учению Христа противоречат те регламентации католицизма, в которых говорится о том, что нет нужды в покаянии для грешников, которые покупают индульгенцию для души. – Истинное, настоящее сокровище церкви – священное Евангелие славы и благодати Божьей. – Настоящий христианин стремится двинуться вслед за страстотерпцем Христом не через разрешительную грамоту, а через чистосердечное покаяние, является путем к спасению, утверждал Лютер. Тезисы сыграли роль сигнала к выступлению всех оппозиционных сил за религиозную и национальную независимость Германии. Католическая церковь на Реформацию ответила контрреформацией. Начались жестокие религиозные войны. Один из вождей крестьянской войны в Германии того периода Томас Мюнцер (1490-1525) выступил против католицизма с позиций пантеизма. Он доказывал, что Бог – это мир в целом, что Иисус Христос не является историческим лицом и проявляется через веру и только благодаря ей, а потому его спасательная миссия может быть выполнена и без официальной церкви. Мюнцер требовал от политических и религиозных деятелей установления «Царства Божия» на земле, понимая под таким Царством «общество без классовых различий и без чужой для народа государственной власти». Из Германии Реформация распространилась на Швейцарию, Голландию, Швецию, Англию, Данию и многие другие страны. Везде она способствовала ликвидации религиозного монополизма католической церкви и утверждению нового направления в христианстве – протестантизму. Итак, история протестантизма начинается с Мартина Лютера. Он первым порвал с католической церковью, сформулировал и отстоял основные положения протестантской церкви День 31 октября, когда в 1517 г. были опубликованы тезисы Лютера, отмечается протестантами как праздник святого. Выдающимся деятелем Реформации был также швейцарец Жан Кальвин (1509-1564) Его главный труд «Наставления в христианской вере» была напечатана в 1536 г. К тому времени протестантизм уже сформировался как религия. Это произведение стало основой нового религиозного течения, теперь уже в протестантизме, получившая название «кальвинизм». Последователи протестантских церквей кальвинистской ориентации (кальвинисты) имели большое влияние в Шотландии, Нидерландах, на севере Германии, во Франции. Реформация в Англии имела несколько иной характер, чем в Германии или Швейцарии В 1534 г английский парламент объявил независимость своей церкви от папы и принял решение считать ее главой короля Генриха VIII. Со временем влияние протестантизма на англиканскую церковь усилилось, что привело более глубокое ее размежевание с католицизмом. Она переняла протестантские догматы об оправдании верой и о Святом Писании как единственном источнике веры и отклонила учение католицизма об индульгенции. Таким образом, в период Реформации в Германии и Швейцарии, а затем, во времена буржуазных революций, в других странах, прежде всего в Англии, сформировались основные течения, представляющие протестантизм и в наше время. Главными из них были и остаются лютеранство, англиканство и кальвинизм. Все другие протестантские направления лишь варьируют основные принципы этих течений. Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, аде и рае, отвергая, однако, католическое представление о чистилище. Протестантизм вернул церковь к трем самым важным (утерянным католицизмом) Библейским принципам: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания. Протестантизм сосредотачивает все вероучение вокруг Священного Писания, которое считается Словом самого Бога, и побуждает верующих к регулярному чтению Библии. В протестантизме снято принципиальное различие между священником и мирянином, упразднена церковная иерархия. Служитель протестантской церкви подотчетен Богу и общине. В протестантизме упразднены многие таинства (за исключением крещения и причастия), отсутствует целибат. Отвергнута молитва за умерших, поклонение святым и праздники в честь святых, почитание мощей и икон. Молитвенные дома освобождены от алтарей, икон, статуй, колоколов. Отсутствуют монастыри и монашество. Богослужение в протестантизме максимально упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на родном языке. Библия признана единственным источником вероучения.
|