Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная перцепция и понятие образа ребенка






 

В отечественной психологии, занимающейся изучением детской психики и особенностей педагогического воздействия на нее, достаточно широко представлены исследования, изучающие особенности развития познавательных процессов у детей, представления детей об окружающем мире, в том числе о других людях (Ш. А. Амонашвили, П. П. Блонский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, В. С. Мухина, М. И. Лисина, А. А. Люблинская, Е. Ф. Рыбалко, Д. Б. Эльконин и др.).

Развиваются исследования, посвященные изучению педагогической деятельности, особенностей ее мотивации, взаимодействия педагогов с детьми и коллегами, понимания ими друг друга, антиципации, прогнозированию результатов педагогического труда, изучению педагогического сознания (Г. В. Акопов, Н. П. Аникеева, С. И. Гусева, И. В. Дубровина, И. А. Зимняя, С. В. Кондратьева, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, А. А. Реан, Л. А. Регуш, Д. В. Ронзин, М. М. Рыбакова, И. Ю. Шилов, А. И. Щербаков и др.). В этих работах рассматриваются различные стороны профессионального сознания и деятельности, отмечается влияние образа мира, Я-образа на результаты педагогического труда, анализируются представления детей об учителях, затрагиваются проблемы взаимопонимания педагогов и воспитанников.

Ряд глубоких исследований были посвящены проблеме познания педагогами своих учеников (А. А. Ананьев, 1935; А. А. Бодалев, 1965, 1983; К. В. Вербова, С. В. Кондратьева, 1990; С. И. Гусева, 2000; Е. Н. Жучева, 1983; С. В. Кондратьева, 1977, 1984; Г. И. Метельский, 1979; А. А. Реан, 1990; А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, 1999; В. М. Роздобудько, 1973).

В то же время понятия «восприятие», «представление», «познание» и «понимание» человека не являются тождественными понятию «образ», начиная с того, что первые четыре понятия относятся к познавательным процессам и отражают динамику, процессуальность, а понятие «образ» статично и отражает некий результат познания.

Самое же существенное различие, как мне кажется, заключается в том, что, исследуя и описывая результаты восприятия, представления, познания, понимания, мы последовательно, раздельно рассматриваем какую-то одну сторону объекта или явления, затем другую, затем третью и т. д. Образ же - это изначально целостный комплекс восприятий, представлений, пониманий, установок (каким бы неполным, фрагментарным он ни был). Кроме того, восприятие, представление, познание, понимание изначально предполагают достоверное осознание, а образ совершенно органично допускает единство реального и идеального, достоверного и эфемерного, осознаваемого и интуитивно чувствуемого.

Уже неоднократно упоминались разнообразные исследования представлений педагогов о детях, но фактически никем из психологов не изучался целостный образ ребенка, складывающийся в сознании педагога.

Так, например, С. В. Кондратьева и ее сотрудники анализировали не столько представления педагогов о детях, сколько способности учителей понимать поведение учащихся и особенности влияния этого понимания на поведение и деятельность педагогов. Это, безусловно, крайне важная проблема, но она не перекрывает проблему структуры и содержания комплекса социальных установок на ребенка и соотношения их с комплексом установок педагога на самого себя.

Работа Р. В. Овчаровой посвящена изучению представлений педагогов о социокультурно и педагогически запущенных дошкольниках, при этом анализу подверглись в основном мотивационно-оценочные компоненты представлений педагогов о детях и самооценочные, поведенческие компоненты представлений детей о себе, что не закрывает вопроса о специфике когнитивных составляющих Я-концепции и Ты-образа ребенка, а также их соотношении и взаимовлиянии.

Аналогично и другие рассматривавшиеся работы оставляют открытым вопрос о содержании, механизмах функционирования образа ребенка в профессиональном сознании и его взаимосвязи с личностными особенностями и спецификой профессиональной деятельности педагога.

С чем это связано? Почему ключевая составляющая профессионального педагогического сознания осталась вне поля внимания ученых и практиков?

Как это часто бывает, на этот вопрос нет однозначного ответа. А может, просто и изучать нечего? Может быть, образ ребенка никак не влияет на профессиональное сознание и деятельность педагога от него не зависит?

Для того чтобы убедиться в полной абсурдности подобного предположения, достаточно вспомнить ставшее хрестоматийным определение психики «...как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление деятельностью...» [390, с. 20].

Результаты социально-психологических тренингов показывают, что знание реальной структуры образа человека, понимание принципов его формирования и функционирования помогают повысить эффективность взаимодействия людей.

Формирование социально-перцептивного образа достаточно тесно связано с собственным Я-образом человека, являющегося неотъемлемым компонентом его сознания. Так, в ходе проведенных в ЛГОУ им. А. С. Пушкина исследований было выявлено три типа соотношения невербальных Я-образов и образов ребенка в сознании педагога:

тип а - прямое соответствие образа ребенка Я-образу педагога;

тип б - обратное соответствие образа ребенка Я-образу педагога;

тип в - несоответствие образа ребенка Я-образу педагога.

Образ ребенка существует в сознании различных групп людей. Закономерно предположить, что образ ребенка в сознании матери будет отличаться от образа этого же ребенка в сознании отца, педагога, совершенно постороннего человека или другого ребенка. Для краткого уточнения того, какой образ имеется в виду, можно использовать ряд аббревиатур:

ОРСВ - образ ребенка в сознании взрослых;

ОРСМ - образ ребенка в сознании матери;

ОРСО - образ ребенка в сознании отца;

OPCII - образ ребенка в сознании педагога;

ОРСР - образ ребенка в сознании ребенка.

Под образом ребенка понимается целостная совокупность житейских и научных представлений о ребенке, комплекс социальных установок на ребенка, формирующихся в сознании человека и актуализирующихся в процессе изучения ребенка и взаимодействия с ним.

Так как ребенок - это прежде всего человек (находящийся в стадии интенсивного развития), в сознании каждого человека: ребенка или взрослого (включая родителей, педагогов и любых других взрослых, в сознании которых актуализируется образ ребенка) можно выделить ряд основных видов понятия «образ ребенка», соответствующих основным видам понятия «образ человека»:

-Художественный образ ребенка (отражение ребенка в произведениях искусства);

- Я-образ (Я-образ ребенка или образ взрослого в детстве);

- Образ сверстника (сверстника данного ребенка или взрослого в его детстве);

- Образ-перспектива (образ старшего ребенка);

- Образ-ретроспектива (образ младшего ребенка).

Все эти виды образов можно подразделить на два основных типа:

- Обобщенные образы-эталоны;

- Конкретные образы-отражения.

Оба эти типа образов могут строиться по различным схемам:

- Проекции (прямой или обратной Я-образу человека, отражающего образ ребенка);

- Стереотипа;

- Установки;

- Аттитюда;

- Атрибуции.

Все эти образы могут отражать как целостную идею ребенка, так и его наиболее существенную в конкретной ситуации роль, иначе говоря, образ любого (реального или абстрактного) ребенка может представать в двух формах: и как образ-идея, и как образ-роль.

Систему образов ребенка можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 2:

 

Рис. 2. Система образов ребенка

Обобщенный образ гипотетического, собирательного, «абстрактного» ребенка, некая имплицитная модель, в которой собираются, проецируются основные представления о детях. Его можно назвать образ-эталон. Таких моделей может быть практически неограниченно много как в сознании разных людей, так и в сознании одного человека. Более того, в виде такого обобщенного образа-эталона может выступать и одна из разновидностей Я-образа ребенка, выступающая в роли ситуативного образа субъективной идеи собственного Я. Такие образы можно назвать эталонный образ-идея.

Одной из наиболее значимых разновидностей обобщенных образов являются образы «идеальных» представителей той или иной группы, тех, в которых соединяются все лучшие (или худшие) черты, например: «отличник», «двоечник», «хороший ребенок», «настоящий бандит», «настоящий мужчина» и т. п. Это такие эталонные образы-роли, с которыми постоянно сравнивают реальных, конкретных детей.

Образ конкретного, реального ребенка, который можно назвать образ-отражение. Таких образов также может быть достаточно много, так как, с одной стороны, один и тот же ребенок отражается разными людьми, а с другой - в различных конкретных ситуациях даже одним человеком отражаются разные черты одного и того же конкретного ребенка. Кроме того, этот образ-отражение может отражать реального ребенка в обобщенном виде, т. е. это некий образ-идея данного ребенка (какой он вообще). А может отражать более конкретные роли, в которых выступает этот ребенок: сын, друг, ученик, спортсмен и прочие, т. е. некий образ-роль конкретного ребенка.

Одной из важнейших разновидностей образов-отражений являются образы-ориентиры. Они отражают тех конкретных людей, с которыми человек себя сравнивает для того, чтобы точнее осознавать самого себя и то, каким хотелось или, наоборот, не хотелось бы быть. Если вспомнить К. Маркса, то «человек Павел», в которого «смотрится как в зеркало» «человек Петр», является в сознании Петра как раз таким «образом-ориентиром».

Как выявилось в нашем исследовании (1996) и подтвердилось впоследствии в исследованиях С. И. Гусевой [177] и И. Ю. Шилова [593], достаточно часто образ ребенка (как «образ-обобщение», так и «образ-отражение») формируется по принципу проекции, в этом случае их можно называть образ-проекция. Принципиально специфическими разновидностями этих образов являются два типа:

прямая проекция - когда образ отражаемого ребенка по своей структуре практически идентичен Я-образу отражающего человека;

обратная - когда образ отражаемого ребенка по своей структуре практически противоположен Я-образу отражающего человека.

Кроме того, нередко образы ребенка бывают не связаны с Я-образом субъекта, актуализирующего эти образы. В этих случаях образы

ребенка (как «образ-обобщение», так и «образ-отражение») могут формироваться по другим схемам: стереотипа; установки; социально-психологического аттитюда или каузальной атрибуции.

Один и тот же человек может формировать различные образы ребенка по одной и той же схеме или, в зависимости от личностных особенностей и от ситуации, по всем пяти типичным схемам продуцирования образа ребенка. При этом все типичные схемы (кроме установки) могут реализовываться как неосознанно, так и осознанно. Установка бессознательна по определению, а остальные схемы (включая проекцию) осознаются, как правило, лишь при необходимости, в результате определенных усилий, направленных на познание ребенка, с целью решения конкретных коммуникативных, образовательных и других задач.

Образ ребенка может отражать и сам ребенок, кроме того, взрослый может отражать свой собственный образ того, каким он сам был в детстве. Такие образы принято называть Я-образ или в нашем случае точнее сказать Я-ребенок. Этих образов также может быть значительное количество в зависимости от ситуации актуализации образа или от возраста, в случаях представления образа «Я-ребенок» с опорой на память («Я-в прошлом» - у детей и взрослых) или на воображение («Я-в будущем» - у детей).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал