Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие речи
1.предмет, задачи, основы МРР
Предмет -законом-ти орг-и процесса обуч-я и метод.сис-ма(цель, формы, мет-ды, приёмы, содержание)
Задачи: 1. фундамент-ые: -исслед.пр-в овладения родным языком
-изуч.законом.обуч-я родн.речи
-опред.принципов, задач обуч-я.
Прикладные: -обоснование содерж-я обуч-я; -разработка мет-в, приёмов обуч-я; -обоснов.методики и мет.рекомендаций. Основы: психолог-я, (учётособен.)Лингвистич-я,, дидакт-я (связь с дошк.олигофренопедаг-й).
| 2.Этапы становл. детской речи
1- гуление (2-4м)-отдел.звуки;
2- лепет (4-5)-приобрет.элемен.
Слова; 3-(конец1года)- в речи8-
10слов(сознат.произносит)
4- активного развития фразы
Стадии: 1г.3м.-амофорные слова
1г.10м.-предл-я из 2 слов;
К 7 годам усваивает основные правила и нормы языка
| 3.Особен.реч.разв.дошк-в с ИН
Общие: становл-е речи у
проходит те же этапы, что и внорме, но эти сдвинуты вовремени и имеет особен-ти:
1-не сформ.предпосылки речи;
2-поздно складыв.дореч.средства общения 3-замедл.темп овлад. речью(лепет к 1-2г)
4-характерно системное наруш.речи:
-задерж.разв-е звук.стороны;
-своеобр.форм.смысл.сторона;
- лексич.и грам. речи.
5-отсут.потребности общения
| | 4.Словар.раб. Степени обобщ-я
-длит.процесс колич-го накопл
Слов, усвоен.значений и форм-я
умения испол.их в общении.
Значение: ведёт к форм.психич.
процессов, особен.мышления.
Степени: 0-имя собствен-е, назыв
единич-го предмета(нач.2г)(мяч)
1-имя нарицат. общее наимен-е однород-х предметов, действий, качеств(конец2г)(кукла)
2-слова, обозн.родовые понятия
(игрушки: куклы, мячи)(3, 5г)
3-в слове дан итог предыдущих
степеней(вещь-посуда)(5-6г.)
4-слова, наз.предельные лексич.
обобщения(подрост.период).
| 5.Колич-я и качест-я х-ка словаря
Норма: 10-12 слов к 1 году; понимание опереж.актив.словарь; концу 2 года жизни – 300- 400 слов, к 3 годам 1500
К 4 годам – до 1900 слов, в 5 лет до 2000- 25000, а в 6-7 – до 3500 – 4000
ИН: 1слова (осмысл-е) появл. к 3годам.
Колич-е накопл-е словаря идет медл.
с осложнениями (в 3 г. ИН-1г.норма)
качеств.своеобразие словаря у ИН:
не знают назв. мн.предметов, частей
преобл.сущ-е с конкретным значением. Усвоен.слов абстрак-го знач-я вызыв. больш. трудности; отсут. в речи слова обобщ. Х-ра; ошибки в обозн. детен. Жив; отсут. глаг, обозн. передвижен. Жив-х; мало с приставками; редко употр.слова, обозн.признаки предме
редко употребляют слова, наречий-ограничено.пассив.словарь бол.актив
| 6.Задачи слов.раб.Мет.и приёмы
1-обогащение словаря новыми словам, значениями ряда слов
2-уточнение и закрепл.словаря
3-активвиз.словаря в различных коммуникативных ситуациях
4-устранение нелитерат.слов.
Содержание: 2 компонента:
1-раб.над поним.речи окруж-х
2-обогащ.и активиз-я словаря
(расписано в програм.по годам)
Мет.и приёмы словарной раб.:
- Введ.новых слов в словарь:
Рассматр.и обслед.предметов, наблюд.за раст, жив, деят.людей-экскур, показ картин, чт..и расск.лит.произ., просмотр кинофил. Приёмы: показ с назыв, повтор. слова, подсказыв.нужного слова,
толкование, подбор син-в, антон
| | 7.Особен.усвоения…грамматич-го
строя речи у детей с ИН
1-Фразовая речь после 4 лет
2-трудн.вусвоен. отнош-й, котор. связаны с предметами, пространством, со временем; 3-наблюд.исключения
в употребл. падежей.4-не понимают падежные конструкции с предлогами «за», «перед», «около», смешивают предлоги «на» и «под», «в» и «под»,
5-труд-ти в усвоен.падежных оконч-й мн.числа; 6-долго не усвоенны типы склонений; 7-труд.вусвоен.согласова прил. с существ-ми среднего рода.
8-Несформ-ть функции словообраз-я
9-Синтакс-е ошибки наблюд. в наруше порядка слов в предложении; 10-
бедны и нечетки морфологические обобщения.
| 8.Задачи, содер., значение работы
по форм.грам.стороны речи …
: помочь практич.освоить морфолог.систему родного языка
(измен.по числам, лицам, родам)
-помочь овлад.синтакс.стороной;
-форм.навыков словообразования;
ПУТИ: 1-созд.благоприят.языковой
Среды, дающие образцы грам.речи;
2-спец.обуч-етрудным грамматичес.
формам, направл.на предупр.ошибок
3-форм.грам-х навыков в практике речевого общения; 4-исправл.грам. ошибок.Значение:
1-речь начин. выпол. функцию сообщения; 2-Синтакс играет роль в форм.связной речи;
3-Овлад. грам. правил.речью оказыва
влияние на мышл.(мыслят более логично, последовательно, обобщают)
| 9.Методы, приёмы форм.грамматически
прав.речи у дошк. С ИН.
Методы: дидакт. игры(упраж.в повтор. нужных словоформ., игры-драмматиз-и
(разыгрыв.сценки (мини-спектакли) с игрушками, словесные упр-я(распростр. предлож), рассматр-е картинок(умения строить предлож-я), пересказ коротких рассказов и сказок(обогащ.язык, развивают последов., логичность мышления и речи).
приемы–образец правил. речи педагога
(на 1 этапах), объяснение(как следует употреб. труд.формы, указание, сравн. (двух форм: апельсинов- груш)., повтор-е
раскрытие словообразов-го знач. слова (сахарница- посуда для сахара); создания проблемн. ситуаций, подсказка нужной формы, исправ. ошибок, вопросы подсказывающ. и оценочного характера;
| | 10.Методика форм.морфол.ст.речи
И способов словообраз-я детейс ИН
направления работы: обуч.изменению слов по падежам; -согласованию сущ
с прил.в роде, числе; -употр. предлого (в, на, за, под, около); употр. глаголов.
на занятиях в форме дидакт. игр и игр-драматизаций; требов-я: связь грам-х форм с жизнен. отнош-ми, имитацией с помощ. игрушек, картинок, а также многократные упр.для закреп.навыв.
проводить с игрушками(производить разные действия: усадить куклу за стол, под стол, около стола);
трудные грам. формы, образует дефектолог. Для этого лучше идти от трудной формы (дефект-г) к легкой (ребенок), от мн. числа к единст-му.
Словообраз-е: способы образ.слов
при помощи суф.(учитель – учите-ца) и приставок (ехал – приехал – выехал)
от звукоподраж-х слов.Кря – кря – кря! Кто это? Что она делает? (Крякает).
Образ.назв. профессий от разн. частей речи с помощ. приставок и суффиксов.
Дома строит…
| 11.Методика форм.синтаксич.сторон.
речи у дошк. с ИН.
задача форм.навыков построен.разных типов предлож.и умения соедин. их в связное высказывание.
Внач. учим строить фразы из 2-3 слов
Затем-развив. умение строить предложпростые и сложные. Испол. картинки, коммуник-е ситуации, дидакт-е игры, игры-драмат-и («День куклы»,).
направления:
-рассматр. картинки, учим односложно отвечать на вопросы;
-учим строить простые предложения путем полных ответов на вопросы;
-проводим работу над грамматическим содержанием и распростр.предлож-й;
-упражняем в употр. обобщ-х слов перед однород.член.предложения.
Все упражнения провод.в игровой форме, даваются в контексте игрового сценария, игров. ситуации или игры с использ. картинок, сюрпр. моментов, героев литер- произвед-й.
| 12.Особен.связной речи…Структура коммуникативной деятельности.
1-отсут.полноты и развёрнутости в высказывании(пропуск частей рассказа);
2-наруш.последоват-ти событий(возвращ
К ранее сказанному); 3-искажение логич.
Зависимости явлений(поверхностное понимание явлений)4-неправ.использов.
Языковых средств, связи(местоим, наречия
5-обеднён-ть речи, недостат. выразит-ть
(однообразие); 6-недостат.в грам.оформл.
7-наруш.при испол.речи как регулятора поведения(не поним.инструкции, забыв.
Часть заданий, путают послед-ть).
структура коммуник-й деятельности: мотив- потребности, речевые и внеречевые средства, целевые и контрол-е моменты
| | 14.Задачи, содержание обуч.диалог.речи
1- форм-е собственно-речевых умений:
Вступать в общение, поддерж.и заверш. диалог; говорить в нормальном темпе;
2-ф-е умений речевого этикета(приветст…
3-ф-е умений общаться в паре, группе;
4-ф-е неречевых умений(испол.мимики…
: -содержательность жизни детей(орг-я игр.итруд.деят-ти, игр-диалогов, сюж-рол
моделиров.ситуаций); - обеспечение речевой среды(орг-я общения в повсед.жизни(саду, семье, с детьми)
-орг-я совместной деят-ти; - создание и обновление образов.среды.(ост.см.прогр
| | 15.Задачи, содерж.обуч.монолог.реч
: 1-ф-е умения пересказывать текст;
2-ф-самостоят.состав.рассказ, описан
Картинки; см в программе.
(монологи по игрушкам, предметам, кар
тине, из опыта, творческие рассказы.
| | 13.Система, задачи, содержание раб. по ф-ю связной речи в спец.дошк.учр
2 направления: 1-от целого к части
(восприят.и пониман.речи); 2-от части-к целому(навыки говорения).Задачи:
На1году: р-е понимания речи окруж-х
Ф-е речевого общения(употреб.глагол
Повелит.наклонения и инфинитива:
Спать! Играть!
2г.обуч: ф-е умения вести диалог в
сочетании с воспит.навыков культ.
поведения;
3г.: ф-е развитие диалогичес. формы общения в спец. созд-х и естественных ситуациях общения; умения вступать в общение, отвеч.на вопросы и задавать свои; (отвеч.по телеф.встречать гостя…)
Развитие умения анализировать содерж.неслож. сказок, рассказов, повторять отдельные предложения,
4г: ф-е умения точно отвеч.на вопрос.,
участв.в беседе; ф-е умения составлять рассказы-описаний окруж.предметов (с испол. опорн.схемы), рассказов по предметной и сюж. картинам;
умения эмоционал. пересказывать литературные произведения, рассказывать стих-я, считалки, поговорки
| |
17.Методика обуч.пересказа д.с ИН
Раб.ведётся систематично(1-2р.в месяц)
как часть занятия)Структура занятия:
1-вводная часть(беседа, показ картин)
2-словар.раб(объяс.незнак.слов путём показа, игрушек, прогов.хором, индив
3-первичное чт.(эмоц.рассказ-е текста)
4-повторное чт.с установк на запомин. и последующим пересказом; 5-анализ
текста(ответы прогов.хором)6-повтор.
чтение(пауза для подгот.к ответам);
7-пересказ.Испол.: вопросы, подсказки, указания, дел. текста на части, пересказ по частям, по ролям, игры-драматиз-и
с испол.игрушек.
| 16.Методика ф-я монологич.речи..с ИН
Типы монологов: опис-е, повествование, пересказ, рассказ;
Направл-я работы: -умения отобрать словарь; сост.предложение; - раскрывать тему, основную мысль; строить высказ-е
в опред.композиции(при опис., повествов
(повествование: начало середин конец
Серию сюж.картинок выложить, использ. Карточки-опоры, созд.проблем.ситуаций во время сюж-ролев.игр, разыгрыв.роли сказ. Героев, продавца, врача…) испол.модули:
(схемы, модели, пиктограммы, картинно-
граф.план, мнемотехнику, мнемотаблицы,
предметно-схематические модели)
| | 19.Система раб.по воспит.звуковой культуры речи в СДУ
Работа по форм-ю ЗКРначин.с уточн. артикуляции сохран. звук.Одноврем. с вед.раб. по развит. и совершенст-ю слух.внимания и памяти, фонематич-х процессов.Начин.работа с развития способности узнавать и различать неречевые звуки.После приступаем к различ. реч. звуков: гл. и согласных.
Напрвл-я: 1- Ф-е звук.культуры речи
2-Разв-е реч.дыхания.3-Р-е силы голоса; 4-Р-е прав. звукопроизнош-я.
5-Р-е темповой речи; 6-Р-е интонацй выразител-ти речи(сразу по подражр
| 18.Методика обуч.рассказыванию по игрушке.
-подбор игрушек; -называние; -выдел. признаков(величина, цвет, материал)
-определ.назначения, дествия с ней;
-сравн.с другой; -состав.предложений;
(в диалог)-сост.рассказа(микромонолог
Структура занятия:
1-вводная.2.показ игрушки;
3-вопросы к детям; 4-образец, план;
5-указания детям; 6-сост.рассказа
7-сюрпризные моменты(2игрушка..)
8-оценка педагога; 9-анализ.
| 20.Методика раб.с художествен.лит-ой..
Начальный этап: научить вслушиваться в текст произв-я, выраб.положит-е отноше к речи взрослого, к тексту(проводить на фольклорном материале) Этапы работы над текстом художес произведения:
1 – рассказ.худ.произвед-я;
2 – обыгрыв.текста с испол.кукол.театра;
3– повтор.рассказыв-е текста с использов. иллюстраций или фланелеграфа;
4 – пересказ по вопрос.с опор. на наглядть;
5 – пересказ с опорой на игрушки, иллюстр;
6 – пересказ без опор. на игруш, иллюстр
7– беседа по тексту и закрепл. в сознании нравств.принципов в данном произведени.
порядок заучивания стихов:
-Повтор. за педагогом; -Раб. над пониман. текста; -Повтор. текста одноврем с педагог.
-Повторение текста при помощи педагога.
-Повторение текста самостоятельно.
Заучивание стихов проводится целиком.
| | 21.Методика раб.над прозаическим произ-ем в СДУ.
Этапы раб: 1рассказ.худ.произвед-я;
2 – обыгрыв. текста с испол. кукол. театра; 3– повтор.рассказыв-е текста с испол. иллюстр. или фланелеграфа;
4 – пересказ по вопрос.с опор. на наглядть; 5 – пересказ с опорой на игрушки, иллюстр; 6 – пересказ без опор. на игруш, иллюстр.7– беседа по тексту и закрепл. в сознании нравств.принципов в данном произведении.
Внач. Раб. не требовать развернутого пересказа, подводить к активному участию в беседе, помогатьправильно оформить предложение.
| 22.Этапы раб.по драматизации сказок
1- подготов. –знаком. с персонажами сказки «Колобок»(Знаком. с зайкой.попрыгать, как зайки; с мишкой: походка, что любит ягоды, мед…)
с лисой: надеть шапочку, показ, как ходит лиса; игра зайки на лужайке и лиса; с колобком: Игра проводится в виде кукольного театра.(песенка)
2—знакомст. со сказкой «Колобок»
(рассказ учит. с действ.сигрушками
Игра провод. повторно, где игрушками-персонажами сказки действуют дети)
3-игра-драматизация .( учит. рассказ. сказку, а дети изображают, затем меняются ролями)
| 23.Метод.раб. над стихотв.произвед-м
порядок заучивания стихов:
-Повтор. за педагогом; -Раб. над пониман. текста; -Повтор. текста одноврем с педагог.
-Повторение текста при помощи педагога.
-Повторение текста самостоятельно.
Заучив.стихов провод. целиком. Дробл.
на строчки недопустимо. Если стих.больш, его разбить на части и заучив.частями. Заучив.стихи с привнесен.игр. моментов. (рассказ. стих. мишке, кукле.Такая работа мотивирует многократн. повтор. текста.
| | 25.Охар-ть специфику испол.основных
Методов при раб.по разв.речи…с ИН
Наглядные: дел. на непосредственны е: (метод наблюдения, экскурсии, осмотр помещения, рассматр. натур.предм-в. Опосредствованные: основаны на примен.изобразител. наглядности.
Словесные – чтение, рассказыв. худпроизвед-й, заучив. наизусть, пересказ, обобщ.беседа, рассказ.без опоры на нагляд. материал. Практические направл. на примен. реч. навыков и умений и их совершенствование.
Частные: методы имитации, беседа,
пересказа(с опорой на вопросы педагога и наглядность).
| 24.Основные требования к провед. фронтальных и индивид.занятий…
1Тщательная подготовка к занятию.
2.Соответ. материала возраст.возможн. умственного и речевого развития детей
3.Воспитательный характер занятия
4.Эмоциональный характер занятий
5.. Распределение приемов обучения в соответствии со структурой занятия(ввод. Часть: заинтер., повтор, сообщ.темы; основ
Реш.новой задачи: испол.вед.приёмы…)
6.Реч.актив-ть каждогона всех этапах заня
7.Сочет.коллек-го х-ра обуч.с индивид. Подходом; 8.Учет гигиенических и эстетических требований.9.Учет резул-в занятия. (Резул.наблюд-й запис.в дневн
10.закрепл.пройд. на других занятиях или в другой деятельности.
| |
ИГРА
1.Сущность игры.Своеобразие…
Игра представ.особую деят-ть, которая
форм-ся в детс. годы и сопровождает челов.на протяж. всей его жизни.Игра – это исторически сложивш. деят-ть, основанная на воспроизв-и действий взр-х и отношений между ними.Игра возник.когда проявл.
сюжет(куклу спать)переносят опыт в
простые ситуации.В норме игра возник.
2, 5-3годами позируется на сф-х предметно-
практич.действиях(овлад.оруд.действи
| 2.Влиян. игры на форм.личности ребё
Игра-социальна по структуре, позволяет войти в мир отн-й взр-х, поведений,
эмоций; влияет на повед.ребён, на ф-е
базиса его личной культуры, на развит.
Его эмоций, интел.сферы.
У истоков разв-я игры лежит овладение ребенком предметным миром. Леонтьева, Эльконин показ.завис-ть между игрой
реб и его умст.разв-м, доказ. воздействие игры на повед. дошк-ка. В игре создаются условия для овлад. произвольными формами поведения.
| 3.Структура игры как деят-ти
-мотив(двигатель; у детей с ИН нет, т.к
отсут.познав.актив.и мотив-я к общею
-тема(завис.от жизн.опыт; у ИНбытовы
-сюжет(связан с темой, от возраста, у
ИН-простые, бытовые, с1сюж.линией
-игров.действия(х-ся последов-ю, у ИН
замена процессуальными(многокр
повтор-я с1и тем же предметом)
-игров.роль(принят. роли на себя, уИН
не прин.самост-но, справ.под руковод)
-воображ. ситуация(завис.от потребностей
Реб., жиз.опыта, социал.обстановки, у
ИН-не в состоянии вообразить игр.
-игровой материал(в норме не являет.
Необход.условием, т.к.в игре присут.
Предметы-заместители, уИН-нет, поэт
Необход.созд.усл-я для введ..
-результат(уИН игра вызыв.положит.
Эмоции, созд.ситуац.успеха)
| | 4.Социал-истор.природ игры, классиф-я игр.
1 теория игры сформул-на К.Гроссом.
(игра-явлениесвязан.с жизнедеят-ю человека)
Игра- дитя труда-счит.немец. психолог
В.Вунд, далее эторазвил русск. философ Г.В.Плеханов.Игра имеет социал.основу.1, доказал это – К.Д.Ушинский.определил
игру как посил. для ребенка способ войти во окруж.мир взр-х. Игры отраж. социал.
среду (Божович,.Леонтьев,, Д.Б.Эльконин).
Фребель 1, выдвин. полож-е об игре как средстве воспит-я. В классиф-и он положил принцип диффер-го влиян.игр на развити
ума (умств. игры), внеш.органов чувств
(сенсор.игры), движ-й (моторные игры)
Лесгафт раздел.игры2групы: имитац-е (подраж-е) и подви-е (игры с правилами).
Крупская2группы: творческие (игры, придуманные самими детьми) и игры с правилами(придум. взр-ми)Новоселова: самостоят.игры; сюжетно-отобразит-е;
сюж.-ролев; режиссерские; театрал-е
ОСТАЛ.СМ.В-С №15
| | 5.Этапы становл.игры в онтогенезе
1- ознакомительная игра( Манипул-е..
2- предметная игр проход.ряд этапов:
1- подраж. действиям с игрушк. взр-го;
2- самост. выпол. усвоен. дейст с игрушки, а затем усвоен.действия перенос. на другие предметы. 3- появл. элемен.изобразит.
Игры(условно-орудийные действия)
3- действия с предметами-заменителя
(конец3г.)4-3-4 года сюж.-отобразителя игра переходит в сюжетно-ролевую.
(разв. ролев. диалог, в4-5 лет дети сами договор.перед началом игры.В 5-7 лет замысел игры динамичный, развивающийся. Перед игрой дети намеч. общий план.
| | 6.хар-ка ознакомит.и отобразит.игры
Ознакомительная игра(предметно-
игровую деят-ть. Её содерж-е составляют д манипуляции, осущ.в ходе обследования предмета; эта деят-ть потом меняет своё содержание: обслед. Направ. навыявление особен. предмета- игрушки и перерастает в ориентир-ые действия- операции.
Отобразительная игра: ЭТАПЫ:
1- подраж. действиям с игруш. взр-го;
2- самост.выпол. усвоен. действия с игрушками, а затем усвоен. действия переносят на другие предметы.
3 этап – появл. элем. изобразительной игры(условно-орудийные действия
подраж. действиям с предметами,
которые он наблюдал в повсед-й жизни. В играет в один или рядом с кем-то.
| | 7.Харак-ка сюжетно-отобразител.игры
В 2-3 года игра возникает стихийно.
В конце3 года дети начин.готовить
условия для игры, обозначать замысел игры. Сюжеты бытовые, однообразные, немногочисленные, неустойчивые.
Дети начин.объед. в игре2-3 знакомых события, включ. в игру эпизод из сказок. Дети играм вдвоем, а затемнебол.групп
К концу 3 года дети выпол. действия с предметами-заменителями. В 3-4 года сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую.
| | 10.Особенности игровой деятельности у:
1.На момент поступ. в СДУ игр. деятельность несформиров.(на уровне манипуляции)
2.встреч.процессуал. действия (ребенок беспрерывно повтор.1и тот игр. процесс).
3.х-но выпол.игр. действий без речевого сопровождения.4.нет потребност в игре
5.неустойчивый интерес к игре;
6.наруш.мел. мотор. и зрит.-двигательной координации затруд. точное и четкое выполнен. отдельных игровых действий.
7.недостат.объем знанийоб окруж.дейст
8.невыступают инициаторами игры;
9.Функ-я замещения спонтан неформир
10.В самост. играх дети редко взаимодейств друг с другом; 11.не проявляют в играх инициативы и творчества.12.в играх
редко раздается смех и плач «понарошку»,, дети затруд.в выражении чувств.
11.Основные положения обучения игре
1.в режиме дняСДУстрого определяется время для провед. занятий по обуч.игре;
2.игры провод.во всех режим-х моментах, а свободной деятельности детей;
3.при орг-и игр.уголка в группе игрушки
наход.в прямом доступе, разные, отвеч.
Эстетич, гигиен, педагог.требованиям.
4.орг-я наблюд. в природе, экскурсиях, в семье, созд. жив. уголка, изгот-е атрибутов.
| | 8. 4 уровня развития игры по Элькони
1 ур – бытов. действия с предметами, направленные на соучастника игры.
2 ур – действия с пре-ми. На 1-ыйплан выдвиг.соответ-е игр.действия реальному.
3 – выпол. роли и вытекающих из нее действий, среди котор. начин.выделят. действия, передающ. характер отношений к другим участникам игры.
4 уровень – выполнение действий,
Связан.с отношен.к друг. людям, роли которых выпол. партнеры по игре.
12.Особен.раб.по форм-ю сюжетно-
ролевой игры у дошк.с ИН.
1.индив. и дифференцирован.подход, 2.сниженный темп обучения,
3.структурная простота содерж. знаний и умений, 4.повторяемость в обучении, самостоят-ть и активность ребенка в процессе обучения. 5.Реализация комплексного подхода к обучению
| 9.Особен.форм-я предпосылок игр.
деят-ти у дошк.с ИН
игра стихийно не возникает, т.к.все
предыдущ.виды деят-ти форм-ся с опозданием и своеобразны: 1год-наруш.двиг.сфера, эмоц.-личн.контакт
жизн.опыт скудный, действия с предметами
хаотичны, овладевают орудийн.дейст
но не проигрывают, т.к.наруш.функц.
переноса.
Норма: эмоц.контакт-манипул.действия-
-2-3г.предм-практич.деят-ть(овлад.
Оруд.действиями)-2, 5г.игра.
13.Задачи и содержание обучения
сюж.-ролевой игре дошк.с ИН.
-Вызвать интерес к игрушкам;
- сформ-ть эмоц. отнош-е к игрушке;
- научить бережно относ.к игрушкам;
- научить совершать действия с предметами с учетом их функционал-го назначения;
- сформ-ть навыки игров. Поведения
: 1.Ознак-е с окруж. миром с целью
Форм-я представ.об объектах окружающей и отражения их внеш. и внутренних
свойств, функцион-х особен. в игре.
2.Форм-е познав-х действий и ориентирв пв в пространстве.3.Обуч.ринятию игр. образа, роли.4.Разв-е психомоторики, для точного выполнения задуманного действия, модели.5.Овлад.различ.средствами межличн. общения и разв-я, ф-й речи.
| | 14.Виды дидактич.игр.Отличие от др-х
Дидак. игры с предметами(пирамидка,
Кубики) настольно-печатные игры(лото
Домино, разрезная картинка)словесные
Игры(испорченный телефон)
Отличие: имеет 2цели: 1– обучающая, которую преследует взрослый, 2– игровая, ради которой действует ребенок.
Дид. игра всегда игра с правилами и
Всегда обучающая.
| 15.Историч.аспект происхожден.игры
Снач.игра возникла как ритуальная,
Игр.взр-е(удачная охота), потом
Носила религиоз.х-р брачные игры(с
появл.кланов)При раскопках нашли прототипы игрушек: маленькие орудия
труда.Вывод: на основе труда возник.
Ритуал.игры, а игры-трудов.операции
Социал-я значимость: возник.потреб-ть
Играть со своими соплеменниками.В
Соврем.об-ве через игру мы готовим
Новое поколение, реб.усваив.социал.
Опыт, поним.что сущест.разные роли,
Профессии, отношения. Снач.реб.отобр
действия, игр.операаци отнош-я
выраж.эмоци, поэтому игра социальна
| 16.Структура дидактической игры
Дидакт-я игра – средство обучения,
при данный вид игры имеет определён.структуру:
Обучающая (дидактическая) задача.
Игровые правила.(обяз.выполняются
Иначе не выполн.обучающая задача)
Игровые действия.
| | 17.Методика провед.дидактическ.игры
Орг-я осущ. в3 направлениях:
1-Подготов к провед. дидактическ. Игры
(отбор игр.матер.в соотв.с темой, задач.)
2- Провед. дидакт. игры(предъявл.игр.
задачи в доступ.форме, в пр-се игры реб
обуч.различ.способам действия: совмес
по подраж, образцу, словес.инструкции)
3-Анализ дидакт. игры(отметить, что
Получ, что нет и почему)
Важным условием результативного испол.дид.игр в обуч. явл. соблюдение послед-ти в подборе игры, учитываются дидакт. принципы: доступ-ть, повторяемть, постепенность выполнения заданий.
23.Требования, предъявл.к игрушке
1)Игрушка должна содействовать развитию реб.на каждой возраст. ступеньке дошк. детства.Вподборе игрушек учит.особен. возраста, единой педаг-ки ценной игрушки для детей дошк-в нет и быть не может.
2)Особые требов. предъявл.к тематике, содерж. игр-и, т.к. от этого зависят х-р
игры, дейст-я, кот. реб.выпол, его чувства,
3)Игрушка должна увлекать образами. Содейств-ть разв-ю дошк-ка игрушка, наполнен.добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям.
4)Игруш. д.быть динамичной, побуждать реб. к разным действиям в игре.
5)Игр. д. быть привлекательна, красочно оформлена.
6)Игр. должна отвеч. гигиен. требований.
| 18.Виды подвижных игр.Влияние…
1- Подвижные игры с правилами
( сюжетные подвижные игры: с мячами
бессюжетные подвижные игры: кегли,
бросании, метании, попадании в цель;
игры забавы: эстафеты, соревнования)
2- Подв.игры с элем. спортивных игр
(футбол, баскетбол, волейбол)
3- Собственно-подвижные( делятся по
степени подвижности по высокой,
средней, низкой степени подвижности)
Подвиж. игры позволяют оказывать влияние на ребенка через образы, выпол-е ими роли, правила, которые обязательно необходимо соблюдать.
24.Виды игрушек.Особен.испол.игр…
- сюжетные (образные) игрушки;
- дидакт. игрушки; - игрушки-забавы;
- спорт. игрушки; - музыкал.игрушки;
- технич-е; -театрализованные;
- строительные и конструктивные материалы; - игрушки самоделки.
Особое вним. следует обратить на 1 встречу реб. с игрушкой, кот.обязател должна вызвать положит. эмоцион. реакцию, чувство радости.не реком. предлагать все игрушки сразу.
| 19.Методика провед.подвижныхигр
Провед. подв. игр тщат.планируется и готов-ся. Разнообр. место провед. игр.
организатором игр явл.педагог, кот. вызыв.интер.к игренапом.прав.игры
направления: - подготовка к провед. игры; - орг-я детей; - приемы создан. игровой ситуации, обуч.подв.игре;
- объяснение игры; - распред. ролей;
- руковод. ходом игры; - итог игры;
- дозировка и варьиров-е подв.игр.
Приемы провед. подвижных игр:
- коллективные;
- по подражанию;
- по словесной инструкции.
| | 20.Игра-драматизация, отличия от други
Драматизация – это игра творч. характера, в впроцессе кот. дети отражают содержание лит.произв-я.В раскрыв. взаимосвязь с
сюж-ролев. играми. В частности, это:
- наличие динамического сюжета;
- наличие ролей; - испол.разных средств выразительности; - возмож.самовыражения;
- испол. приобрет. социального опыта.
-: Игра-драм.: сюжет готовый, чётко
прописаны ролии есть хар-р этих ролей;
Сюж-ролев.: творч.игра, реб.сам через
Речевые средства передаёт характер
Персонажа.
| 21.Виды игр-драматизац. Методика
1.Дети выступ.в роли персонаж. игры.
2.Дети изобр. героев с помощ. игрушек, озвучивают их. 3. Стендовые игры или игры с испол. наст.театра (теневой театр).
4.Театр «Петрушки, Би-ба-бо» (перчаточн принцип устройства, испол. ширма).
Обучение происходит поэтапно:
1.Подготовительный этап:
-работа с текстом (упрощается);
-подготовка атрибутов игры;
-работа над разв. движ-й реч.навыков.
2. Знакомство с текстом.
3. Подготовка к проведению игры-драматизации (распределение ролей
4. Проведение игры-драматизации.
Ведущим явл.педагог. Действия детей или игр.персонажей сопровож. речью. Испол.музыку.
| 22.Опред.понятия»Игрушка»…
Игрушки – спец. изготовл. предметы,
предназн. для игр, обеспеч.игр. деят-ти
Возникли с развит. труд.деятел-ти первобыт. чел. В Древнем Египте делали из дерева, ткани(фигурки дом. жив-х, куклы, мячи) из слонов. кости, янтаря.Расцвет игруш-х промыслов относ.к ХVI-ХVП вв. разв. народная дерев. и гончарн игрушки.
Промыш-е произв-во игрушек нач. в немец.городе Нюрнберге в ХIХв.
Конец ХIХ – начало ХХ в. – время разв. технич-х игрушек. В 1901 г. в Великобрит. созд.1 метал.констр-р.
Разв.электронной промыш-ти созд.электрон. игрушки с дистанцион-м управлен-м, телеигры, компьют.игры
| |
ФЭМП
1.Охар-ть матем.раз-е
дет.с ИН в усл.совр.дошк
-комплексный подход
-системно-структурныйсинергетический поход;
Форм.познав. интереса к деят-с деят.с матем.содерж-ем;
разв-е познав-х процес-в
во взаимосвязи с развитием и коррекцией речи, развитие матем-х способностей, с
учетом психофизиологических особен. детей; выбор принцв, методв и содерж-я работы в соответствии с индивид. Особен. и возможностями детей; построен. предметно-развив.среды дляформ-ю и разв-я матем-х предст; поэтапное матем. разви в предметно-прак-й, трудовой, игров и реч.деятельн-ти
| 2.Основные направл-я мат.
разв-я дошк.с ИН.
1-Количество (1-2 г.обуч),
2-Количество и счет(3-4 г)
(форм-е предст-й о колич-м
срав. множеств в процессе
предм-но-практ-х преобраз)
3- Форма(форме предст-й об объемных, плоскост-х формах, их различении, сравнении;
4- Величина(формирование представлений о величине предметов, их сравнении (длина, высота, ширина, толщина); овлад.способами наложения, приложения;
Ост.смотри программу.
| 3.Предметно-развив.среда
для матем.разв-я дет.с ИН
-естест.комфор.обстановка,
Орг-я в прост-ве и во времени
Насыщ.разнообр.предм, игр
Дидакт.материалом.
3 компонента: 1-предмет-е
содержание(игры, предм-ы,
игр.матер-лы, дид.,,;
2-учеб-мет.пособия, модели
измерит.приборы, матер-лы
3-измерение во времени
(в завис.от года обуч.менять
содержание).
Требования: пространство 2м.кв.на1реб); лёгкая мебел
Ковровое покрытие(одното
пособия в закрыт.варианте
| 4.Содер-е мат.раз-я.. 1-2г.обуч.
1год-форм.предст-я о величине
как о простр-м признаке предм
ввод.понятие: одинаковые; дид.
Игры: Найди такой же; 2год-
Форм.предс.о длине, высоте
(приёмы: показ велич-ы ведущ.
Рукой провести слева-направо;
Высота-снизу-вверх; ширина-по
диагонали; толщ.-обхват предм.
обслед.: налож-е, прилож-е)
форм.предст.о двойной зависимости
между линейными размерами
предметов(подгот.к поним. О
числе)
| | 5.Содер.мат.раз-я..3-4г.обучен.
3год-Форм. счетные навыки:
указ-ть на предметы по порядку, дотрагив-ся до каждого рукой,
Форм представ-е о числах (1-5); сравн.числа; учим образ.число 2; сосчитывать, отсчитывать предметы в пределах 5.; состав-ть сериационный ряд из3предм-в, разн.подлине
Учим реш. практ-е задачи на наглядном материале(приёмы:
Пересчёта переклад-ть, прикасаясь рукой, прослеживая глазами);
4год-форм.предст-й об образовании чисел 7-10); получ-е последующего и предыдущего чисел путем
добавленя (удаления)предмета
Учим реш.задачи на нахождение суммы и остатка в пределах 2-5 на знак. прак-м материале; показывать реш. с помощ.предм-х действий
Срав. по размеру контрастные предметы «на глаз»; проверять прием.наложения, приложения.;
| | 7.Основные трудности по
усвоению..дочисл.колич…
1.отклонен. в разв.восприят.
(весь материал восприн.
Фрагментарно)
2.слаборегулир.ф-я речи
(затруд.в поним.инструк-й;
Контролир.действий)
3.с трудом обобщают получ.
опыт(застрев.на привычном способе, с трудом переключ.
С1 операции на 2)
4.некритичность мышления
(уверены в правил-ти своих
действий).5.Всё показывают
на наглядно-действ-м уровне
| | 6.Основ.направл.раб.по
усвоен…дочисловых колич.
1-подбор и группировка предметов по определён. Качественному признаку;
2-форм.предст.один- много
Много-мало;
3-составл.упорядоченного Ряда(черед-е и сериация пред-в по качеств.признаку)
4-сопоставление множеств. устан-е отношений: больше, меньше, поровну;
5-преобраз-е дискретных Множеств, измен.-х колич.
Элементов;
6-преобраз. Непрерывных множеств,
сохран.количество элем-в.
7-сопоставление численно-
Стей множеств, восприним.
различными анализаторами.
| | 8.Алгоритм …дочисловых
количест.представлений
Построим башню(испол.
«Розовая башня»Монтес
Взять 3 кубика):
1.Найди вот такой большой кубик(показ; дети испол.
Приём приложения)
2.положить перед собой
3.найти большой кубик
Из оставшихся(указать на
лежащие кубики)
4.положить его на первый
5.послед.кубик маленьк
положить на верх;
6.проверить, правильная
ли башня получилась
(ощупать постройку)
| | 9.Фрагмент занятия…дочисл
количест.представлений
Тема: Куб, шар
Дети и педагог сидят в кругу.
У.берёт шар, катит по очереди
Детям: «лови Маша..; Затем
Взять в руки и сказать: Шарик
Он круглый(обвести контур)
Он катится, дать каждому
Ощупать, затем: Кати мне шар.
Взять кубик, толкнуть: Лови Маша кубик.Не катится.Предложить
Катить кубик.Взять в руки, сказ
Кубик не круглый(обвести
Контур)он не катится.Дать
Каждому ощупать его углы.
Продолж. занятие за столами
Выставить шар, кубик.повторить
Названия, попросить каждого
Показать.Указать на 1 из них
попрос. назвать: Что это взят
желоб и прокатит каждый…
14.Примеры задач-поручен…:
-Саша, поставьнастол2 машинки.
Миша, а ты на стол1самолет.
Расскаж, что сделал Саша.(Саш)
Расскаж, что сделал Миша?)
Далее предлож. рассказать сразу о том, что сдел. Саша, Миша.
Ск.всего игрушек мальчики поставил на стол?
Задачи – иллюстрации:
Иллюст-я дерева, вкроне которого сделаны прорези для картинок. В прорези вставл 2 белочки
- на дереве было 2 белочки.
К ним прыг.ещё2 белочки…
Задачи-драматизации(начин
с их)День Рождения, магазин
(задачи из реальной жизни)
| | 11.Основные приёмы по
увоен.числовой системы
1-дотрагив.до предмета и
назыв.слово-числит.вслух;
2-дотраг.указкой, при этом
Наз.слово-числит.вслух;
3-считать шёпотом, водя
Глазами, не дотрагиваясь;
4-во внутренней речи (про
себя)и выдают результат;
менять счёт.материал;
расположение; пересчит.
Множ-ва на слух, ощупь
(волш.мешок); посчитали-
Ст.хлопнули, прыгнули…)
15.Метод.приёмы по обуч.
реш.ариф.задач дошк.сИН
Этапы: 1-пропедевтич-й
(педаг.показ.смысл+, - путём
объед.множеств или делен
у меня1гриб, я положу ещё1
2-осущ.форм.ориентировки
В задании, в ходе наблюд.за
действиями педагога(Умиши
был1мяч, ему подар.ещё1.
дети пересчитали; учим
поним.смысл матем.слов:
ск.стало, осталось, повторять
3-подводим у усвоен.структуры задачи( условие, вопрос, чис
данные; учим реш.задачи)
зад.на +, - 1 предмета.
4-учим формул.ариф.дейст.
+, -(числов.данные одинаков
а действия разные(прилете
улетели-поним.глаголов)
| 25.Осн.метод.приёмы по ф-ю
предст-й о времени у дошк.с ИН
1.Упр-я форм.предст-й о частях
суток провод.в ходе режимных моментов(Утром делаем зарядку. Сейчас утро — мы завтракаем..
2.При форм.предст-й о времени
года ежедн.обеспеч-ть зрительно воспринимаемыеобразы характ-х для этого времени года признаков: природных сюжетов с изображением сезон. труда людей, одежды.
3.испол.нагляд.пособия: Суточный домик(лента с картин.в окошке)
Макет: Суточные часы
16.Результаты продвиж-я в разв
коррек-воспит.пр-се в мл.класс
1..ф-е простр.предст-йнеобход. элемент подготов.реб. к школе
(ф-е ориент. на плоскости листа
связ.с разв.ЗУН при овлад.письмом, чтен, ручн. трудом, ориентир. в пространстве стр.учебника, тетради, в пространстве парты и т.п.).
2. складыв.обобщ.представл-я
для реш. практич. и умств-х задач; способст.разв. мышл-я,
влияет на форм-е изобраз-х и конструктивных способн-й, обогащ.речь, эмоц, личн. сферу
| | 10.Особен.усвоен.числов
Системы.
1-неосознан. механ-й счет в прям.порядке, отсут.обрат.
счета; 2зависимость счетной
деятел-ти от качественных
особен-й предметов и их пространст-го расположения; 3несформиров. обобщенных представл.о количестве;
4трудности вусвоен.правил пересчета предметов, 5-«безытоговый» счет; 6-
трудн. выпол. дейст.+ -;.
13.Типы арифет.задач…
1-з-чи с одинак. числовыми данными на разн.действ
(У Саши было 2воздушных шара. Один шар улетел. Или: Коле подар. 2 книги и1…)2
2-внешне похожие, но с
разным ариф.действием
(На дереве сид.2 птички,
1 улетела. Сколько птичек осталось на дереве? Или: «На дереве сидели 2птички. Прилетела еще1..)
З-чи-поручения, драм-и,
Иллюстрации см №14
| | 17.Уровень представлен.
практ.матем.умений …
к стар.дошк.возрасту.
1.м.материал восприним
Фрагментарно; затруд.в
Узнав.и различ.геом.ф-р;
2.слаб. переключ.с1движ
на2 препятст.группир.
пред-в, объед.и разделен.
Мн-ва на подмн-ва; слож.
В пересчёте предметов;
3. низкий уровен обследов-х
действий(берут в руки не
обследуют)4.редко учитывают
геом.форму конструктивно
или ИЗО.5. сложно даётся
соотнесение объёмных и плоскостных фигур.
6.некритичность
мышления(уверенность
в своих действиях)
| 18.Основные геометрич.
предст-я..в СДУ.
На1году: знак.с шаром; выпол
действия; (катить)предлаг.
разных размеров, цветов;
противопоставление-кубик:
катится-не катится, ставим на кубик, а шар-нет.
На послед.годах знак.с
призмой, овоидом(геом.
форма срав.с изуч);
учим соотнос. геом.форму с
геом.фигурой: шар-круг.
| 19.Осн.методич.приёмы по
форм.предст-й о протяжён
1.показ величины пред-в:
ведущей рукой провести
слева-направо; высота-снизу
-вверх; ширина-по диагонале
Толщина-обхват предм-та;
Приём обслед-я: наложен-я
(испол.разн цвета); прилож
(рядом ложить);
2.в процессе игр с автодид.
Игрушками(матрёшки)испол
Метод проб и ошибок;
3.упорядочивания предм-в:
найти место в готовом
упорядоченном ряду(снач.
по образцу: Сделай также!
Потом-инструкции);
В одном направлении: от
Больш. к меньш, с постепен.
Добавл.количества.
| 20.Виды работы по формир-ю
предст-й о форме предметов…
1этап- пропедевтический:
( обследование, общупывание,
манипулир-е, прослеж.за движ.
предмета в пространстве;
инструкция: Дай такой же!)
2-учим находить по словесной
инструк-и, (по названию);
3-ребёнок обозначает словом
4-Соотнос.предметы с геометр.
формой;
12.Фрагмент занятия по усвоен.
Числовой системы…
Дидакт.игра «Ветер дует».
Образ-е числа 3. Педагог веером имитирует дуновения ветра, предлагает помочь ветру —
подуть. Педагог показывает 2
листика одного цвета:
Что принес ветер? (Листья.)
Как узнать, сколько листиков?
(Нужно сосчитать.)
Дети сосчитывают: «1, два —
всего два». Опять подул ветер,
принес еще 1. Педагог демонстрирует образование числа 3 (2 и еще 1). Дети сосчитывают, называют, сколько стало, показывают такое же количество пальцев на руке.
| | 21.Особен.разв-я простр.
предст-й у дошк. С ИН
1.разрыв между нагляд.и словесным компонентам
пространст-го анализа;
2.Несформ.обобщен-го поним.простр-х обознач-й
3.Низк. уровеннаглядно-действен-го мышления
4.узость, нецеленапр-ть.слабая дифференцир-ть восприятия;
5.несформиров.оптико- пространствен-го гнозиса, праксиса.
| 22.Основные направ-я раб.
по форм-ю простран.пред-й
1-формир-е представлен-й о
простр-х признакахпредм-в
2-ф-е предст-й о схеме тела
3-ф-е предст-й о простр-х
отношениях объектов и собственного тела.
4-ф-е прдст-й о простран-х
отношениях объектов и их
взаимном расположении.
5-формиров-е временных представлений
| 23.Особен.разв-я времен.
представ-й у дошк.с ИН
1. не владеют элементарной временной терминологией
2. нечеткие представления о длительности временных интервалов
3. затруднения в формир-и представл-й отдаленности и последоваи событий.
4.не устанавл. причинно-
следственные отношения
5.слабо ориентируются в
простран.-времен.отнош-х (до, после, за, вчера.сначала
| 24.Значение формир.простран.
и времен.предст-й у дошк.с ИН
1.Уровень сформир-ти времен оказыв. влияние на овлад. граммат. категорией времени. Практич-я деятел-ть помогает осмысливат времен.ситуации в словесно-образном плане.
2.ф-е простр.предст-йнеобход. элемент подготов.реб. к школе
(ф-е ориент.на плоскостилиста, связ.с разв.ЗУН при овлад.письчтен-м, ручн.трудом, ориентир в пространстве стр.учебника, тетради, в пространстве парты)
3.складыв.обобщ.представл-я для реш. практич. и умств-х задач; способст.разв. мышл-я, влияет на форм-е изобраз-х и конструктивных способн-й, обогащ.речь, эмоц, личн. сферу
| |
| | |
| |
| |
|