Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические сведение






Сувениры. Это слово заставляет улыбнуться любого человека, и с ходу вспомнить ту радость, которую дарит не только сам факт преподнесения сувенира-подарка, но и «сладкое» ожидание его. Откуда же появилась традиция дарить подарки? Это один из самых древних обычаев в мире. Легенда о рождении Иисуса - это первое что приходит на ум. Знаменитые золото, ладан и смирна, преподнесенные волхвами младенцу были одними из первых зафиксированных в истории подарков. Однако подарки дарили и раньше. У древних римлян существовала традиция дарения подарков на новый год, вначале только вассалам, должностным лицам того времени, однако эта традиция так понравилась гражданам, что они стали дарить подарки друг другу по самым различным поводам.

Подарки дарили и в доисторические времена. Примечательно, что одна из главных функций даров, переданных избраннице, совершенно не изменилась, через миллионы лет развития цивилизации, лишь только несколько видоизменившись, дошла и до наших дней. И действительно, вспомните, самые теплые и дорогие (вовсе не по стоимости) подарки вы дарили своим любимым. Другая категория сувениров- социозначимая, возникла во времена появления социальной организации доселе разобщенных небольших племен, основанных на родстве. Дар вождю, затем королю, царю и прочим высшим должностным лицам того времени рассматривался как ритуал, необходимый для полноправного членства в обществе, участия человека в его жизни, характеризовал и определял общественный статус дарителя. Тогда же появилось большинство из существующих ныне официальных поводов для дарения, например свадьба. С возникновением и укреплением религий, появился обычай дара человека - богу, эволюционировавший от кровавых жертвоприношений до пожертвований нашего времени.

Первые прототипы сувениров появились еще в Древнем Египте. Они были обнаружены при раскопках гробниц и развалин древних городов. Среди найденных артефактов часто встречаются статуэтки с изображениями, которые представляли собой аналоги современных логотипов. Такие знаки ставились также на глиняные кружки и горшки. Еще десятки тысяч лет назад люди стали дарить подарки, но не друг другу, а своим умершим.

Древние люди считали, что жизнь после смерти существует, и умершему понадобятся многие вещи, которыми он пользовался в этом мире: оружие, посуда, хозяйственная утварь и многое другое. Однако, так как у человека того времени было не так уж много материальных ценностей, а производить их было довольно трудно, нашлись те, кто предложил мудрое решение. Если на тот свет попадает не сам человек, а его душа, то и с душой человека отправляется всего лишь душа вещи. Поэтому в могилы, курганы, гробницы, усыпальницы древних людей стали класть не сами предметы обихода, а их уменьшенные копии. Ученые-историки называют такие предметы «вотивными», а мы могли бы сказать, что тогда были изобретены первые сувениры – вещи, которые нередко не имеют практического назначения, зато служат важными знаками внимания. И только великие правители типа египетских фараонов продолжали собирать в своих пирамидах, так сказать, полноразмерные вещи. Также в древнем Египте принято было задабривать подарками и сувенирами богов.

В те времена подарки в целом были строго ритуализированы, имелся твердый перечень даров, необходимых в том или ином случае. Однако с развитием индивидуализации дар плавно превращался в подарок, сувенир, т.е. приобретал тот смысл, который мы вкладываем в него сегодня. Подарки постепенно приняли более личный, индивидуальный смысл, и несут сегодня одну главную функцию - принесения радости человеку, косвенное выражение вашего к нему отношения.

Подарки для важных гостей использовались во времена древней Руси. Целой индустрии по производству сувенирной продукции в промышленных масштабах тогда еще конечно не существовало, однако можно с уверенностью сказать, что сувениры существуют уже не первую тысячу лет.

Как правило, первые сувениры были глиняными, металлическими или деревянными - в ход шли наиболее популярные подручные средства. Сувениры - семейная реликвия - передавались детям и внукам. На протяжении столетий менялись значение и функции сувениров. И вот уже в ХIХ веке широкую популярность получают сувениры - медальоны, связанные с каким-либо человеком и романтическими чувствами по отношению к нему. Такие сувениры пользовались огромной популярностью, особенно в аристократическом обществе.

Первым рекламным сувениром считается календарь, который в 1845 был подарен американским предпринимателем нескольким своим клиентам. Главной его особенностью, которая и превращала обычный календарь в рекламный сувенир, была надпись, которая содержала контактные данные предпринимателя. Этот прием оказался настолько эффективным в качестве рекламного инструмента, что очень скоро примеру предпринимателя последовали многие мелкие, а потом и крупные компании. И буквально через несколько лет рекламные сувениры стали повсеместно использоваться на рекламном рынке. Использоваться стали не только календари, но и другие иной раз даже не совсем обычные вещи. Например, в конце 18 века рекламными сувенирами служили даже такие предметы как попоны для лошадей и щупы для измерения остатка бензина в топливном баке. Более популярными были, конечно, традиционные календари, ручки и записные книжки с фирменной символикой, которые с успехом используются в этих целях и в настоящее время. Ну а современным этапом развития подарков следует считать появление возможностей для выражения себя через подарки. Иными словами, даря подарок уже не преследуется цель обезопасить себя, задобрить человека, от которого зависишь, не стремление получить ответный дар, или вступить во взаимоотношения - но стремление рассказать о себе, показать свои индивидуальные, личные черты. Здесь вполне уместно будет вспомнить о таких достижениях современности, как дарение уникальных, эксклюзивных сувениров, сделанных в единичном экземпляре, или выпущенных малым тиражом, оформленных по вашему желанию, дизайн которых придумали вы. Особенно приятно, когда этими предметами будут пользоваться практически постоянно. Это, к примеру, может быть чашка или тарелка, на которой отпечатан рисунок, сделанный вами, или ваша фотография. Майка, бейсболка, кепка или любой другой предмет одежды с уникальным рисунком, фотографией, слоганом или орнаментом, придуманным вами, который больше нигде не повторяется. Благо возможностей для воплощения в жизнь всех ваших фантазий в этом направлении предостаточно, дерзайте, и тогда подарок окажется действительно индивидуальным, и будет напоминать именно о вас.

 

 

1.3 Композиция, её средства и законы

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу дизайнера. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света, тени и цвета.

Светотень как средство композиции применяется для передачи объема предмета. Степень рельефности объемной формы связана с условиями освещения, что имеет непосредственное отношение к выражению конструктивной идеи произведения. К тому же степень освещенности изображаемого оказывает значительное влияние на характер цветовых и тональных контрастов, на уравновешенность, взаимосвязь частей и цельность композиции.

Трактовка объема и освещенности объектов зависит от светотеневых эффектов, образующих всевозможные контрасты тени, полутени и рефлексы, наделенные своими цветовыми качествами и свойствами. В объемно-пластических произведениях важная роль принадлежит действию законов линейной, воздушной и цветовой перспективы. Даже элементарная изобразительная грамота требует учета перспективных изменений изображаемых предметов, занимающих свое место в реальном пространстве. Это касается изменения высоты каждого предмета, ширины и длины его поверхностей, уходящих в глубину пространственных планов.

Для передачи в композиции иллюзии пространства используются закономерности воздушной и цветовой перспективы.

Сущность воздушной перспективы заключается в том, что выраженность различного вида контрастов (светотеневых, цветовых, вылеченных) на ближних к нам объектах бывает наиболее сильной, по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени на его поверхности ослабевают. Воздействие воздушной перспективы связано с мерой прозрачности, чистоты и толщины воздушного слоя атмосферы, окутывающей предметный мир.

Вместе с изменением тоновых, то есть светлотных, отношений на разных пространственных планах меняется и сила контрастов цветовых. Происходит это также под влиянием слоя воздуха, фильтрующего световые лучи, задерживающего часть светового спектра или изменяющего его звучание. Здесь надо иметь в виду следующее. С постепенным удалением объекта от переднего плана ослабляется его цветовая насыщенность, и цвет его становится холоднее. Скажем, лес на переднем плане воспринимается зеленым, а на дальнем видится сине-зеленым или даже голубым.

Здесь названы лишь основные средства композиции. История изобразительного искусства накопила множество способов отображения реальной действительности в художественных образах. Все эти средства просто невозможно перечислить.

Целостность формы отражает логику и органичность связи конструктивного решения изделия с его композиционным воплощением. Конструктивные элементы изделий необходимо объединить не только технически, с помощью болтов, сварки, но и композиционно, представив любую структуру как гармоничную целостность.

Целостность связана с другим средством композиции - соподчиненностью и достигается при соблюдении закономерностей соподчинения элементов, а без этого условия она отсутствует.

Целостность формы отражает многие свойства композиции и носит как бы общий характер. Организация формы тем сложнее, чем сложнее форма отдельных элементов и связи между ними.

Композиционное равновесие-это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно неадекватно простому равенству величин, зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра (существуют разные толкования понятия " центр композиции", однако в большинстве случаев оно трактуется как место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами. Как правило, это и смысловой центр предмета и, таким образом, связано с характером организации пространства, пропорциями, расположением главной (если она имеется) и второстепенных осей, с пластикой формы, с цветовыми и тональными отношениями отдельных частей целого. Композиционное равновесие легче достигается при проектировании симметричных форм, так как ось симметрии уже создает предпосылки такого равновесия, хотя еще его не гарантирует.

Соблюдение закономерностей композиционного равновесия в искусстве является обязательным требованием. Техника же имеет возможности создавать физические крепления и часто игнорирует зрительное равновесие. Однако физическая надежность, достигаемая с помощью болтов или сварки, и композиционное равновесие - не одно и то же.

Симметрия-это наглядно проявляющееся средство композиции. Под ней понимают повторение, отражение левого в правом, верхнего в нижнем и так далее. Как средство композиции симметрия используется давно. В разные времена она понималась по-разному - от строгих канонов до такой свободной трактовки, когда за симметрией сохранялась лишь роль организующего начала. В природе абсолютной симметрии нет. Отступления от симметрии неизбежны и в технике, что обусловливается функциональными и конструктивными факторами. Такое отступление вполне допустимо, так как само по себе не дезорганизует форму. Однако в этом случае асимметричный элемент необходимо органически увязать с остальным объемом, композиционно уравновесить и тогда симметричная в своей основе композиция может стать еще более оригинальной.

Асимметрия. Использование асимметрии в симметрично развивающейся форме часто встречается при проектировании отдельных изделий мебели и особенно интерьеров. Поэтому важно научиться хорошо разбираться в особенностях соподчинения, которые действуют при отступлениях от симметрии. Асимметрия как свойство-состояние формы имеет принципиальное отличие от симметрии. При организации асимметричной композиции используются многие закономерности, так как отдельные элементы лишены своей связующей - оси симметрии. Работа над асимметричной формой сложнее, чем над симметричной. Здесь необходимо тонкое понимание композиционного равновесия, так как соподчиненность формы обычно и сводится именно к нему.

Динамичность. Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при контрасте их создается динамизм, при этом зрительное движение получается в направлении большей величины. Активная и односторонне направленная форма является необходимым условием появления динамичности. Например, куб создает впечатление статичности, а вертикальный параллелепипед - динамичности. Но если параллелепипед положить плашмя, исчезает односторонняя направленность формы, и мы получаем статичный объем.

Динамичность свойственна и неподвижным и быстродвижущимся предметам. В первом случае она обусловливается не требованиями эксплуатации, а является результатом необходимой конструктивной компоновки, следствием взаимодействия различных размерных величин. Для неподвижных предметов динамичность, таким образом, не является качеством, которое определяет форму.

Динамичность формы быстродвижущихся предметов, обусловлена функционально и определяется условиями аэродинамики. При проектировании различных изделий не следует задавать динамичность тем вещам, в которых она не вызвана функционально или требованиями конструкции. Очень важно также в форме одного и того же предмета выразить единую меру динамичности. Броскость динамичной формы распространила моду на " динамичность" в изделиях, вообще не связанных с движением. Иногда такая динамичность противоречит функции вещи. Например, циферблат часов, которому придается динамичная форма, лишь мешает считывать показания стрелок.

Статичность-это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии является главной организующей форму осью. Если с этих позиций рассматривать различные предметы, можно отметить, что в средствах транспорта статичность исключается. В станках сочетаются статичные и движущиеся элементы. Для мебели характерны более статичные формы, хотя и в ней есть асимметричные элементы, которые придают сувенирам характер динамичности.

Единство характера формы.

Оно определяется совокупностью индивидуальных черт, которые отличают внешне одинаковые по назначению и даже по принципу сувенира. От характера формы следует отличать стилевые особенности формы, а от разнохарактерности - разностильность. Разнохарактерной может оказаться форма сувенира в пределах одного стиля. Например, в отдельности даже красивые элементы не сольются в одно композиционное целое, если они не будут подчиняться этому целому. Умение в том должно и заключаться, чтобы по части сувенира воссоздать характер формы всего целого.

При решении характера формы необходимо учитывать ряд условий: продолжительность морального срока службы изделия, тенденции развития формы изделий данной группы, роль вещи в ансамбле других изделий, характер ее потребления, особенности материала, конструкцию. Если предмет является элементом среди многих других, форма его по возможности должна быть более нейтральной. В то же время нельзя впадать и в другую крайность, т.е. создавать утомительно однообразную среду. Разнохарактерные по форме и цвету средства индивидуального транспорта делают улицы города более нарядными. Если же предмет необходимо сделать акцентом в композиции, определенное обострение его характера формы вполне оправдано.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал