Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этические взгляды Канта






Учение о нравственности находится в центре всей системе Канта.Кант сторонник приоритета долженствования над ценностью в морали, вэтом он видит специфику нравственности, кроме того, он первым в историиэтики обратил внимание на всеобщий характер нравственных требований, на то, что они в своем обязующем значении распространяются на всех людей, вконечном счете на человечество в целом. Кант обращает особое внимание нато, что в морали человек должен сам осознавать необходимость(долженствование) определенных действий и сам понуждать себя к этому. Вэтом он и видит специфику моральности, отличая ее от легальности (простоисполнения вменяемых человеку требований, внешнего подчинения). Теснее всего нравственность у Канта сплетена с правом. Если какого-либо человека долг заставил сделать выбор не в пользу своего ближнего, тодля Канта это служит свидетельством его нравственности. В этике Кант развивает учение об автономии морали: утверждаясвободу, человек выступает творцом собственного нравственного мира, он самсебе предписывает закон действий. Для Канта нравственное начало сводится лишь к субъективному сознаниюдолга. Долг есть долг — чистый долг, исполнять его следует единственно изуважения к нему.Уважение к закону есть единственная движущая сила морального долга. Человек, по Канту, не просто разумное существо, он призван побуждатьсяразумом к моральному поведению, что выражается в почитании моральногозакона. Казалось бы, здесь нет речи о личном стремлении к счастью. Нопротиворечие долга и стремления к счастью — лишь кажущееся. Кантпреодолевает его, утверждая, что счастье отдельного человека и блаженствовсего человечества достижимо лишь тогда, когда их поведение подчиняетсяморальному закону. Смысл жизни — в связи добродетели и блаженства. Толькотакой долг, который способствует счастью человека и человечества, имеетэтическую ценность. Человек, говорит Кант, принадлежит в одно и то же время к двум мирам. Один — мир природы, явленийэмпирического бытия, пространства и времени, внешней необходимости; другойже — мир ноуменальный, вне пространства, времени и всего сущего, миринтеллигибельный, мыслимый лишь в категориях практического разума, мирсвободы. Соответственно все мыслимые законы подразделяются Кантом на“законы природы” и “законы свободы”, или нравственности. Свобода для Кантаозначает не беспричинность, а способность разумного существа самомуустанавливать для себя закон в качестве необходимого и универсального.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал