![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Иррационализм в постклассической философии
Основные понятия Постклассическая философия - условной название послегегелевского этапа развития западно европейской философии XIX — начала XX в. Сциентизм- представление об исключительной роли науки в решении проблем общества, считающее науку главным фактором социального и культурного процесса. Отчуждение - социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности чело века и ее результатов в самостоятельную силу, подчас господствующую над ним и враждебную ему. Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле. Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр. В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля. философ вывел логический закон достаточного основания.Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания. В свою очередь, представления (а не объективная действительность и не познающий субъект) делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре самостоятельных закона: • закон бытия — для пространства и времени; • закон причинности — для материального мира; • закон логического основания — для познания; • закон мотивации для действий человека. Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации. Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человекаосуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем: • непосредственного познания; • отвлеченного (рефлективного) познания; • интуиции. Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля.Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля: • лежит в основе сознания; • является всеобщей сущностью вещей. • окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека; • сущность же мира, его вещей, явлений есть не " вещь в себе", а воля; • мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли; • точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений; • воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде " бессознательной", " дремлющей" воли; • окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные " насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье. Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше. Ницше считается основоположником родственной иррационализму " философии жизни". Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека. Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля.Ницше выделяет несколько видов воли человека: • " воля к жизни"; • воля внутри самого человека (" внутренний стержень"); • неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты; • " воля к власти". Последней разновидности воли — " воле к власти" — философ уделяет особое внимание. По Ницше, " воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе " воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего " Я" во внешнем мире, экспансии " Я". Философия Ницше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни, " воля к жизни", " воля к власти") была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др.
|