Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи и общий смысл учебно-тренировочного процесса.
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ФУТБОЛИСТА. Перспективный план - основа подготовки футболиста. Планирование — это один из элементов управления тренировочным процессом. Под управлением в спорте принято понимать перевод системы из одного состояния в другое согласно тем задачам, которые ставят перед собой тренер и спортсмен.
Чтобы успешно управлять тренировочным процессом, надо решить как минимум следующие задачи: 1) определить цель для каждого этапа тренировки; 2) разработать методику контроля за состоянием тренирующегося; 3) определить средства и методы для оптимального проведения процесса тренировки. Существует перспективное планирование (на несколько лет), текущее (на один год), оперативное (на месяц, неделю) и конспект занятия. Перспективное планирование Практика показывает, что футболисты достигают высокого уровня мастерства в среднем после 7—8 лет систематических занятий. В зависимости от того, правильно ли намечена перспектива совершенствования спортсмена, рационально ли спланированы тренировочные средства, нагрузки, контрольные нормативы, во многом будут зависеть темпы роста его достижений, результативность тренировки в годичных циклах. Перспективный план — основа всей подготовки спортсмена. Чтобы правильно построить перспективный план, нужно знать, какой возрастной период наиболее благоприятен для достижения наивысших результатов. Научные наблюдения показывают, что функциональные возможности организма футболиста, его приспособляемость к нагрузкам и восстановление затраченной энергии становятся оптимальными в большинстве случаев только после 21 года. Большинство случаев ухудшения функционального состояния, с временными или стойкими отклонениями в состоянии здоровья и падением работоспособности, появившимися в связи с изменениями в режиме тренировки в командах мастеров, относилось к футболистам в возрасте 18—20 лет. Поэтому для молодых футболистов, выступающих за команды взрослых, нужна особенно строгая дозировка тренировочных и соревновательных нагрузок. Все это следует учитывать, составляя перспективный план тренировки команды и отдельного футболиста. Командный и индивидуальный перспективные планы должны быть взаимосвязаны. Сроки перспективного планирования устанавливаются в зависимости от возраста футболистов, степени их подготовленности, сроков проведения соревнований. Обычно во взрослых командах перспективный план составляется на 4 года (интервал от одних олимпийских игр до других), в юношеских и детских командах — на весь период обучения и тренировки. Подготовка перспективных планов не должна сводиться к механическому воспроизведению нескольких годичных планов. Надо предусмотреть рациональное изменение задач тренировки, величины тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в различные годы подготовки спортсмена. Основное требование плана — неуклонное повышение физической, технической, тактической, волевой и функциональной подготовки футболистов. В перспективном плане должны найти отражение следующие разделы: 1) цели и задачи многолетней тренировки; 2) спортивно-технические показатели по годам подготовки;
3) характер и объем упражнений; 4) комплектование команды; 5) места занятий, состязаний, оборудование и инвентарь; 6) врачебный и педагогический контроль. В первом разделе раскрываются основные цели и задачи тренировки отдельно по каждому году или по отдельным этапам обучения и тренировки. Во втором разделе планируются места, которые предполагается занять в том или ином соревновании, средние контрольные нормативы для команды по годам. В третьем разделе плана отражаются все виды подготовки и примерное их процентное соотношение по годам обучения и тренировки. Объем упражнений обычно планируется во времени, отводимом на те или иные виды упражнений. В четвертом разделе предусматривается решение вопросов, связанных с комплектованием команды. В пятом разделе планируется приобретение спортивного инвентаря и оборудования (стойки, переносные ворота, стенки и др.). Здесь же планируются места тренировок и соревнований. В шестом разделе в основных чертах раскрывается педагогический и врачебный контроль (прием контрольных нормативов, определение времени занятий, диспансерное обслуживание и т. п.). Для определения сдвигов в физическом развитии и росте спортивного мастерства, которые происходят под влиянием тренировки, следует проводить: 1) контрольную проверку по тестам, предусмотренным планом; 2) просмотры выступлений футболистов в матчах и оценка их игры; 3)анкетный опрос футболистов с целью определения изменений в режиме их тренировки и быта. Полученные данные обрабатывают в конце каждого года и сравнивают между собой. Это позволяет сделать определенные выводы и внести необходимые коррективы в тренировку и планы. Процесс тренировки принято делить на несколько этапов. Первый этап — отбор и обучение. Он обычно продолжается 1—2 года и завершается, когда занимающиеся уже владеют основами техники. Второй этап — тренировка, он длится обычно 5—6 лет. Условное его окончание — переход в команду мастеров. Третий этап — спортивное совершенствование. Этот этап длится до окончания регулярных выступлений.
|