Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся.Стр 1 из 3Следующая ⇒
М. Без-Корнилович и его «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся. Михаил Осипович Без-Корнилович (1796-1862) – белорусский историк, краевед и этнограф, военный топограф, статистик, генерал-майор русской армии. Родился в Могилевской губернии, в дворянской семье. Отец рано умер, значительную материальную помощь вдове оказывал двоюродный брат отца - военный топограф С. И. Корнилович. Вторая четверть 19 в. была временем обширных топографических съемок европейской России. За руководство топографической съемкой Бессарабии (1816-1823 гг.) С. И. Корнилович получил чин генерала. Его влияние на племянника (воспитанием которого он руководил) было так велико, что племянник пошел по его пути. Под руководством М.О. Без-Корниловича в 1831-1847 гг. проводилось топографическое и военно-статистическое изучение Минской, Новгородской, Витебской, Минской, Волынской губерний и Белостоцкого округа. Занимаясь съемками, Без-Корнилович одновременно проявлял глубокий интерес к истории, этнографии, статистике края, которым он занимался, и результаты своих занятий отражал в печати. Во время посещения Беларуси М. О. Без-Корнилович собирал исторический и этнографический материал, на основе которого была издана книга «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся» (1855), в которой дан полный обзор историко-экономической жизни городов и местечек Витебской и Могилевской губерний. Целью книги, скромно говорилось в предисловии, является «ознакомить читателей с Белоруссией, а также доставить материалы тому, кто примет на себя труд составить о ней подробное описание». После экскурса в историю Полоцкого княжества на основе летописей (18 страниц) автор посвятил 32 страницы истории Витебска и его древностям, рассматривал далее земли западных уездов Витебской губернии (ныне Литва), выделив 35 страниц истории Полоцка и его памятникам, переходил к другим городам Витебской губернии, затем к Могилеву и городам его губернии и заканчивал книгу обширными этнографическими сведениями о Беларуси (ее национальном составе, занятиях населения, верованиях). Упоминает автор и белорусские курганы, «из которых только малая часть раскопана – остальные уцелели, в особенности на тех местах, где время вырастило лес». Территорию Белоруссии ограничивал Витебской и Могилевской губерниями, остальные земли называл Литвой. Белорусами считал только «наследников кривичей». О белорусах говорил, как про особенный народ и ставил их в единый ряд с соседними народами. Отмечал сплоченность Полоцкой земли в 1230- 1240-е годы в борьбе с немецкой агрессией. Доказывал происхождение великого князя ВКЛ Витеня из рода полоцких князей. Дал довольно объективную характеристику белорусского народа, описал его тяжелую жизнь, однако как помещик-крепостник для улучшения крестьянского хозяйства предлагал сселять крестьян в большие деревни, сохранять патриархальные семьи и даже объединять в одну семью (один двор) небольшие семьи соседей. Отдельные разделы книги описывают народные обряды, обычаи, производственную деятельность, народную метеорологию. Н.Чернышевский считал эту книгу «не бесполезной для тех, у кого под руками нет хорошего сбора книг по русской истории». М.О. Без-Корнилович автор военно-статистического обозрения «Витебская губерния» (1852), где при описании городов в исторических справках сообщает об остатках древности, о земляном укреплении в Городке, где видны каменные фундаменты, свидетельствующие о существовании на том месте каменного замка. Огромное влияние на научные интересы М.О.Без-Корниловича оказал его талантливый младший брат декабрист А.О.Корнилович. К следственному делу декабристов М.О.Без-Корнилович не привлекался, но был к ним близок. Переписка его с братом началась тогда, когда брат сидел в Петропавловской крепости и продолжалась до смерти А.О.Корниловича в 1834 г. на Кавказе. Брат-декабрист из тюрьмы побуждал М.О.Без-Корниловича к научным занятиям. Книга М.О.Без-Корниловича «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии и присовокуплением и других сведений к ней же относящихся» не прошла незамеченной и получила несколько рецензий в тогдашних журналах «Отечественные Записки» и «Северная Пчела». Рецензенты сходились на том, «что книга господина Без-Корниловича любопытна и полезна». Она не была совершенной, но она была первой, где рассказывалось о западнорусских землях и их истории и в этом ее большое значение. 34. Творчество В. Сырокомли.(дополнительный материал-Алесь Марціновіч “Хто мы, адкуль мы...” Мн., 2008, т.2, с.169- В. Сырокомля) Владислав Сырокомля (1823-1862), настоящая фамилия Кондратович Людвиг, белорусский и польский поэт-гуманист, писатель, публицист, этнограф, собиратель белорусского фольклора. Взял себе псевдоним от родового герба. Родился в фольварке Смольгов, Бобруйского уезда Минской губернии в семье белорусской шляхты. Детство провел в арендованных фольварках Смоличи, Яськовичи, Кудиновичи, Мархочовщина на Минщине. Начальное образование получил дома. В 1833 г. начал учебу в Несвижской доминиканской школе, которую через три года закрыли. Он переводится в доминиканскую школу в Новогрудке, которую заканчивает в 1837 г., некоторое время помогал родителям по хозяйству дома и начинает писать стихи. С 1840-1844 гг. работал в канцелярии управления радзивилловскими имениями, где получил возможность познакомиться с классической литературой, периодикой, архивами Радзивиллов, с местными эрудитами – выпускниками Виленского университета, пользоваться их книгосборами, посещать литературные вечера. Кроме этого, он заносил в дневники местные легенды, рассказы о прошлом Несвижа и его аристократических хозяев, которые «свои имена то золотом, то кровью записали в память народа». Все это помогло Сырокомле сформировать свое мировосприятие и отношение к историческим событиям и настоящему. В одном из первых своих поэтических стихотворений он рисует картину тяжелого, горестного состояния крестьянина, подчеркивает его душевную красоту и доброту: З палацау, пыхл1вых адвечна, Красуня, сыдз1 у маю хатку, Але прыхап1 усе ж манатк1, бо у мяне напаткаеш галечу, Святая усюды пустота, Ды нават не думай аб хлебе, Бо верны каханак мо лепей Карм1ць цябе будзе пяшчотай. В 1844 г. Сыракомля женится с 16-летней Павлиной Митрошевской, после этого он уходит со службы и становится арендатором фольварка Залучье в Новогрудском уезде. Здесь полностью раскрывается его поэтический талант, здесь впервые он ощутил радость литературной славы. Его поэтическое стихотворение-разговор «Почтальон», напечатанное в Виленском журнале «Атенеум»(1844), и переведенное в сокращенном варианте Л.Трефелевым на русский язык, стало популярной русской народной песней «Когда я на почте служил ямщиком». В этом журнале печатались и другие произведения «Народные разговоры» поэта, где героем был белорусский крестьянин или шляхтиц. Поэт подчеркивал единство своего творчества с народом, его интересами и надеждами. «Не я пяю – писал он, - а люд божы…» В это время выходят в свет его разговоры «Хадыка», «Высокородный Ян Демборог». Он занимался переводами с латыни, публицистикой, писал «Историю литературы в Польше». Сырокомля выступал за историческое просвещение нации, отмечал, что это играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Среди его работ «Путешествия по моих бывших окраинах», «Краткое исследование языка и характера поэзии русинов Минской провинции», «Минск», «Неман от его истоков до устья», наброски о прошлом Несвижа для книги М. Болинского «Древняя Польша», множественные артикулы в периодической печати. В 1852 г. умирают в течение недели три его дочери и поэт не может жить больше там, где когда-то жизнь протекала счастливо. Он переезжает в фольварок Борейковщина, на границе Вильно и Ошмян, но жизнь здесь не принесла ему радости. Поэт много путешествовал по Беларуси, Польше и Литве. В печати вышли 6 томов его переводов поэтов-латинистов 16-18 вв., несколько сборников поэм-разговоров, «История литературы в Польше». В это время встречает актрису Е.Маевскую, жену А.Киркора, влюбляется в нее. Это чувство принесло ему и радость и крупные неприятности, недоразумения знакомых и друзей. Маевская оставила своего мужа и уехала за границу. В Познани Сырокомля встречается с ней, актриса, чтобы побыть больше с любимым, нарочно ранит себя кинжалом. Весть о «греховной любви» вызвала ханжеское неудовольствие широкой общественности. Чтобы оправдаться, поэт пишет поэму «Стелла Фарнорина», где рассказывает о любви Рафаэля к дочери лекаря Стелле, что привело к написанию художником «Сикстинской мадонны». Но общественность враждебно относится к поэме. В Познани поэт налаживал связи с патриотическими силами Пруссии и Австрии. В 1861 г. с этой же целью он приезжает в Варшаву, под чужим паспортом, где его арестовывают, но из-за вмешательства друзей, отпускают. Поэт болен туберкулезом, он умирает на 40-м году жизни. В Барейковщине создан музей-библиотека В. Сырокомли.
28.
Жил в эмиграции в Австрии, Швейцарии, Италии, Франции, где усовершенствовал мастерство игры на фортепиано у Ф.Шопена, дружил с А.Мицкевичем. В 1856 г. вернулся на родину в Варацевичи, жил в Гродно, часто путешествовал по Беларуси и Литве. Как результат этих путешествий известен своими зарисовками архитектурных памятников и мест, связанных с жизнью и деятельностью знаменитых людей на территории Беларуси, Украины, Польши, Литвы. Эти рисунки он делал карандашом, акварелью, сепией. Его пейзажи отличаются поэтичностью и романтической возвышенностью. Архитектурные зарисовки отмечаются строгой документальностью, поэтому имеют большую ценность для истории архитектуры. Только на Беларуси им сделано больше чем 200 таких рисунков. В этой серии рисунки белорусских городов Гродно (более чем 20), Витебска, Полоцка, Минска, Могилева, Новогрудка, Пинска, Несвижа, Каменца, Сенно, Чашников, Гомеля, Свислочи, Друи, Освеи, Пружан и др. Историческую ценность имеют зарисовки памятников, которые не сохранились до наших дней или частично разрушены или перестроены: замки в Крево(Сморгонский р-н), Гольшаны(Ошмянский р-н), Мир (Кореличский р-н), Гераненах (Ивьевский р-н), Смолянах (Оршанский р-н), Новогрудке, Пинске, Каменецкой башни, Горы-Горецкого земледельческого института, дома – крепости в Гайтюнишках (Вороновский р-н), поместий и дворцов в Бешенковичах, Логойске, Пружанах, Деречине и т.д. Среди его зарисовок памятники культовой архитектуры: Борисоглебская церковь в Гродно и Новогрудке, Софийский собор и Спасо-_Ефросиньевская церковь в Полоцке, монастыри базилианский в Жировичах (Слонимский р-н), Троицкий в Слуцке, кастелы в Свислочи, Кобрине, Ишкольце (Барановичский р-н), Гнезно (Волковысский р-н), Койданове (Держинский р-н), Ружанах (Пружанский р-н), Желудок (Щучинский р-н). На основе его зарисовок и акварелей художником А. Мисуревичем созданы и выпущены в Варшаве литографии (260 графических рисунков в 8 сериях). Большое количество рисунков Н. Орды сохраняется в Национальном музее в Кракове.
37.
Первая мировая война, революция и события гражданской войны прервали краеведческую работу в Белоруссии, тем более что она попала в круговорот военных действий.
О серьезной работе по краеведению не могло быть и речи, но краеведческие организации стали возникать стихийно уже в 1918 г. В Слуцке появилось культурно-просветительское общество «Папараць-кветка». Его деятельность проявлялась в собирании фольклора, распространении книг на белорусском языке, популяризации знаний о Беларуси. Товарищество имело три секции: литературную, краеведческую и драматически-хоровую) и два филиала в волостях – «Криницу» в Старице и «Зорьку» в Липниках, издавало журнал «Наша каляіна». В этом же году был создан кружок краеведения «Вихрь» в с. Смолярня, Игуменского уезда, в с. Хуторы «Буря». Эти кружки ставили своей задачей всестороннее изучение уезда, пропаганду идей краеведения среди населения. Члены кружков, куда входила преимущественно молодежь, собирали и записывали этнографический и фольклорный материал, делали зарисовки, фотографии. В 1919 г. возник кружок при Витебском отделении Московского археологического института. Он занимался изучением этнографии Белоруссии, собиранием предметов материальной и духовной культуры белорусского народа. В рукописном журнале «Белорусский этнограф» выпускавшемся участниками кружка, помещали работы А.П.Сапунов, М.В.Мелешко и другие исследователи Беларуси. В 1919-1921 гг. исследование древностей в Беларуси формально находилось в руках Народного комиссариата просвещения БССР, ими занималось в Минске общество истории и древностей, по поручению которого в 1921 г. были произведены раскопки курганов в Заславле. Но нужна была специальная организация для проведения всех этих работ. В 1922 г. создается Институт белорусской культуры, который объединил все, что относилось к делу изучения республики. Вначале Институт разрабатывал белорусскую научную терминологию и издавал руководства для молодой белорусской школы. В 1923 г. Инбелькульт выделил из себя учреждение, которое занялось регистрацией краеведческих организаций. Создание краеведческих кружков было поддержано партией и правительством и вызвал широкий отклик на местах. Первым оформилось Слуцкое уездное товарищество, затем возникают общества и кружки в Витебске, Червене и других населенных пунктах. Координировало работу краеведческих организаций - ^ Центральное бюро краеведения. Руководителем ЦБК стал Вл-р Иванович Пичета – академик АН СССР. В задачи бюро входило объединять и направлять работу краеведческих организаций республики. В январе 1924 г. в Ленинграде состоялась конференция краеведческих бюро страны, на которой уже присутствовали и представители белорусского бюро. В 1924 краеведческие организации возникают в Могилеве, Орше, Борисове. К концу года их число возросло до 19. После создания ЦБК необходимо было выработать более четкие формы краеведческого движения, конкретизировать направления дальнейшей работы. Это было сделано на 1 Всебелорусском краеведческом съезде, проходившем с 7 по 20 февраля 1926 г. в Минске. В его работе приняло участие 87 краеведческих организаций из 167 зарегистрированных в ЦБК. Съезд принял ряд резолюций по организационным и практическим вопросам. Конференция 1 Всебелорусского краеведческого съезда приняла решение издавать периодический орган бюро – журнал «Наш край», первый номер которого вышел в 1925 г. в Минске. В журнале были помещены две программы работы краеведов- общая, которая охватывала все вопросы краеведения, и частная- по описанию поселений городского типа (городов, местечек, и др.). Общая программа требовала всестороннего изучения населенных пунктов и отдельных территориальных единиц. Она включала характеристику природно-географических условий, изучение археологии и истории края, описание современного состава населения, транспорта, связи, просвещения, управления и т.д. Краеведческие организации росли из года в год. Кружки и общества охватывали широкие массы трудящихся. Число краеведов к 1925г. возросло до 5 тыс. чел. В постановлении «О краеведческой работе в области истории и археологии и об охране памятников древности» съезд призвал краеведческие организации направить работу на учет и описание памятников археологии, архитектуры и искусства, на охрану памятников древности. «Краеведческие организации на местах, - говорилось в резолюции съезда, - должны вести самое пристальное и повседневное наблюдение за тем, чтобы не уничтожались никакие памятники археологии и вообще древности, никем, без разрешения соответствующих учреждений, не раскапывались и не разрушались». Отдельным пунктом съезд указал на необходимость организации кружков краеведения при сельсоветах, избах-читальнях, школах, создания краеведческих музеев и библиотек, развития лекционной пропаганды, экскурсионной работы, издательской деятельности. Краеведы должны были наблюдать за тем, чтобы памятники археологии никем не разрушались, без специального разрешения не раскапывались, не вспахивались крестьянами. Съезд принял решение обратиться в соответствующие органы Советской власти с ходатайством об издании закона об охране памятников истории, искусства и природы. После съезда стали создаваться окружные, районные (городские) товарищества и кружки краеведения. В 1926 г. большинство окружных товариществ было принято на местный бюджет. Из средств исполкомов финансировались археологические раскопки, экспедиции, экскурсии, краеведческие музеи. Существенное влияние на развитие краеведения оказывало ведущее научное учреждение республики- Институт белорусской культуры, выделенный в феврале 1926 г. из состава Наркомпроса в самостоятельное учреждение при СНК. Секции института - этнографическая, историко-археологическая, социально-экономическая и др. составляли и разрабатывали для краеведческих организаций и краеведов-любителей программы, опросные листы, анкеты, инструкции, оказывали помощь в практической работе. К началу 1927 г. в ЦБК БССР было прислано с мест 87 230 карточек с диалектными словами, 9632 фольклорные записи, 179 коллекций, 413 описаний и сообщений о памятниках истории и культуры, природе и экономике края, 796 других сведений. В республике в это время действовало 18 музеев, в которых насчитывалось 11 239 экспонатов. В 1929 г. состоялась II Всебелорусская конференция, которая призвала местные товарищества «взять твердый курс на организацию краеведческих музеев». К началу 1930г насчитывалось 333 краеведческие организации, объединившие 10500 членов, 4 окружных, 15 районных, 12 школьных краеведческих музеев и 8 краеведческих уголков. О направлении краеведческих организаций можно судить хотя бы по тому фактуЮ что только в 1929 г. краеведами было прочитано 50 научных докладов, проведено 112 экскурсий и 4 экспедиции, собрано 5745 экспонатов, сделано 232 описания, издано 4 рукописных сборника и журнала, 2 газеты, заполнено 847 ответов на анкеты и т.д. Большую роль в развитии белорусского краеведения сыграл журнал «Наш край», в котором освещалась тематика и методика краеведческой работы. Кроме журнала, материалы по краеведению публиковались в газете «Савецкая Беларусь», журналах «Полымя», «Маладосць», окружных и районных изданиях краеведческих организаций -«Віцебшчына», “Магілеўшчына”, “Барысаўшчына” и др.
|