Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дидактические этапы формирования приёма сравнения
1 этап
| Операция приема сравнения
| Постановка цели
| Значение освоения операции в педагогическом процессе
| Осознанность применения любого навыка формируется в процессе постановки личной цели приобретения данного навыка. Основная задача освоения первого этапа формирования навыка сравнения состоит в обучении постановки цели процесса сравнения в учебном процессе.
| Применение операции в ходе реализации педагогических задач
| поиск аналогий в учебном материале;
избежание подмены существенных свойств понятия несущественными свойствами;
обобщение и систематизация знаний, поиск общих признаков при формировании понятий;
поиск закономерностей индуктивным путем; предотвращение ошибок по аналогии и выдвижение правдоподобных гипотез по аналогии;
выдвижение гипотез;
построение системы аналогов данного объекта; установление выделение существенного и несущественного в условиях задачи, обобщение ее структуры и осознание границ вариации ее условия внутри данного типа задач;
межпредметных связей в учебном материале и в способах его изучения
| 2 этап
| Операция приема сравнения
| Выделение признаков у объектов
| Значение освоения операции в педагогическом процессе
| Позволяет более глубоко, разносторонне, реалистичнее воспринимать предметы, понятия, факты и яснее осуществлять выбор правильного решения
| Применение операции в ходе реализации педагогических задач
| Развитие креативности, инновационности мышления учащихся
| 3 этап
| Операция приема сравнения
| Установление сходства – сопоставление (частичное сравнение). Установление общих признаков
| Значение освоения операции в педагогическом процессе
| Позволяет эффективно на этапах восприятия и осмысления знаний глубже осознать особенное в изучаемом материале, понять его связь с ранее усвоенными знаниями.
| Применение операции в ходе реализации педагогических задач
| Обнаружение межпредметных связей в учебном материале и в способах его изучения
| 4 этап
| Операция приема сравнения
| Дифференциация объектов (полное сравнение)- установление существенного общего (сопоставления) и несущественного отличительного (противопоставление) в однородных объектах.
| Значение освоения операции в педагогическом процессе
| Позволяет объединить в группы предметы, явления, имеющие сходные черты
| Назначение операции в ходе реализации педагогических задач
| Операция является основой для выбора дальнейшего способа осуществления сравнения: параллельного, последовательного или отсроченного при рассмотрении учебного материала
| 5 этап
| Операция приема сравнения
| Выделение одного основания для сравнения в соответствии с заявленной целью
| Значение освоения операции в педагогическом процессе
| Позволяет обнаружить и обосновать необходимость сравнивать по существенным признакам явления, предметы, факты
| Назначение операции в ходе реализации педагогических задач
| Формирует высокий уровень аналитичности - умение вычленять главное, аргументировать свою точку зрения, описывать последовательно ход решения проблемы
| 6 этап
| Операция приема сравнения
| Сопоставление объектов по данному основанию
| Значение освоения операции в педагогическом процессе
| Позволяет осуществлять анализ и синтез изучаемых понятий, фактов, предметов на высоком уровне. Эффективно на этапах обобщения и систематизации.
| Назначение операции в ходе реализации педагогических задач
| Позволяет объединить в группы предметы, явления, имеющие сходные черты – проводить процесс систематизации, типологизации.
| Операция приема сравнения
| Сопоставление объектов по данному основанию
| Значение освоения операции в педагогическом процессе
| Позволяет осуществлять анализ и синтез изучаемых понятий, фактов, предметов на высоком уровне. Эффективно на этапах обобщения и систематизации.
| Назначение операции в ходе реализации педагогических задач
| Позволяет объединить в группы предметы, явления, имеющие сходные черты – проводить процесс систематизации, типологизации.
| 7 этап
| Операция приема сравнения
| Выводы о результативности достижения поставленной цели в ходе сравнения по выбранным основаниям
| Значение освоения операции в педагогическом процессе
| Формирование навыка самопроверки и самокорректировки способа достижения поставленной цели
| Назначение операции в ходе реализации педагогических задач
| Формирование субъектности, ответственности, самоэффективности
| В соответствии с этапами, мы разработали набор конкретных заданий, описываемых в виде алгоритма выполнения конкретного учебного задания с учетом специфики образовательной программы, реализуемой педагогом. Инструкции к заданиям даются либо четко и последовательно, создавая условия тщательной отработки навыков, либо больше апеллируют к личностной, познавательной активности школьника, позволяя ему самому найти новое в предложенном примере (см. приложение Б).
Выделение в нашем комплексе этапов формирования приема сравнения, позволяет учащимся реализовать индивидуальный подход к решению учебной задачи, а педагогам – возможность гибко управлять процессом обучения. В зависимости от целевых особенностей урока и степени усвоения учащимися его содержания состав действий может изменяться, количество варьироваться (увеличиваться или сокращаться).
Примеры заданий
1 этап Постановка цели
| Традиционная программа
«Начальная школа 21 века»
| Развивающая программа
Л.В. Занкова.
| В глубине воды на дне виднелся морской еж, плавали морские коньки, вдалеке мелькнул плавник акулы. Пойдете вы купаться в таком водоеме? Сравнение каких признаков поможет вам принять верное решение?
| Мальчики весной старательно стремились научиться сравнивать длину веток, количество росы на траве, мха на деревьях, собираясь в поход с друзьями? Как это может им помочь в путешествии?
| Те, кто хочет получить дополнительную оценку пять по математике, может сделать задания на сравнение в конце параграфа.
| Какие задания вы выберете, чтобы получить хорошую оценку? По каким признакам вы сравнивали задания?
|
2 этап Выделение признаков у объектов
| Традиционная программа
«Начальная школа 21 века»
| Развивающая программа
Л.В. Занкова.
| Игра «Найди по признаку»
Оглянись вокруг. Найди как можно больше предметов:
- коричневого цвета;
- прямоугольной формы;
- сделанных из дерева;
- начинающихся с буквы «н».
Назови эти предметы или запиши их названия тетради
| Рассмотри картинки. Изображения каких понятий ты видишь?
Какие признаки у каждого понятия ты можешь перечислить? Какое количество признаков дает возможность точно отделить одно понятие от других?
(Рыба - животное, тело покрыто чешуей (1)
Дерево - растение, есть корень, ствол (2))
|
3 этап Установление сходства – сопоставление (частичное сравнение).
Установление общих признаков
| Традиционная программа
«Начальная школа 21 века»
| Развивающая программа
Л.В. Занкова.
| «Найди общее»
Рассмотри схему. Представь фигуры. Прочитай объяснения. Помоги Саше: запиши в последний прямоугольник общий признак понятий.
| Запиши общие признаки понятий
в прямоугольники.
Объясни, почему ты выбрал именно такие признаки
|
4 этап Дифференциация объектов (полное сравнение)-
установление существенного общего (сопоставления) и
несущественного отличительного (противопоставление) в однородных объектах
| Традиционная программа
«Начальная школа 21 века»
| Развивающая программа
Л.В. Занкова.
| «Что лишнее?»
Зачеркни лишнее. Назови несколько общих признаков оставшейся группы.
|
Что ты наблюдаешь на рисунке? Есть ли что-то выбивающееся из закономерности? Зачеркни лишнее. Назови несколько общих признаков оставшейся группы
|
5 этап Выделение одного основания для сравнения в соответствии с заявленной целью
| Традиционная программа
«Начальная школа 21 века»
| Развивающая программа
Л.В. Занкова
| «Найди общее»
Найди один главный общий признак понятий. Объясни, какой, на твой взгляд, самый главный, по которому тебе легче узнавать?
| «Найди общее»
Выбери два любых понятия, у которых можно найти общее. Запиши понятия в прямоугольники. Найди общие признаки понятий. Объясни, какой, на твой взгляд, самый главный
|
6 этап Сопоставление объектов по данному основанию
| Традиционная программа
«Начальная школа 21 века»
| Развивающая программа
Л.В. Занкова.
| «Сравни понятия»
Чтобы сравнить понятия, нужно найти общие и отличительные признаки этих понятий и задать главный критерий сравнения. Представь дерево, кустарник.
Сравни понятия: найди общие и отличительные признаки понятий Общие признаки запиши в прямоугольники. Отличительные признаки запиши в овалы.
| «Сравни понятия»
Какие признаки наиболее важны для сравнения: общие или отличительные? Запиши и объясни, почему ты выбрал именно такой признак.
|
|