Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Публичная речь
Публичная речь - одна из форм делового взаимодействия и искусства, по поводу которого сказано: " Хороших ораторов мало, но много ли на свете людей, способных их слушать" (Ж. Лабрюйер); " В речи слово - выражение мысли... и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает" (Л. Н. Толстой). Публичная речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой. Требования к публичной речи:
- Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной. Французская поговорка гласит: " Хороший оратор должен иметь голову, а не только глотку! " Слушатели намного чаще, чем думают иные, точно чувствуют, на самом ли деле мельница речи перемалывает зерно, или она трещит так громко лишь оттого, что внутри пусто.
- Она должна быть составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, основную часть и заключение.
Подготовка к публичной речи. Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требование. Подготовка речи является творческой работой, доставляющей ее автору радость и импровизационный азарт. К такой подготовке относится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы. Античный риторический канон выделял 5 этапов подготовки и произнесения речи:
- инвенция, или " нахождение", " изобретение". На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.
- диспозиция, или " расположение". Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии к материалу.
- элокуция, или " словесное оформление мысли". В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование выступления и заключения, окончательная редакция текста.
- меморио, запоминание. На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, то есть выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля. " Стиль является физиономией духа, вернее телесной оболочкой", - замечает Шопенгауэр.
Для эффективного выступления с речью деловому человеку недостаточно только выбрать ее тему, необходимо подумать и о назначении речи. Советы для начинающих ораторов. Поль Л. Сопер в книге " Основы искусства речи. Книга о науке убеждать" дает следующие советы начинающим ораторам:
- Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам. Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать вам больше знаний, чем обладают ваши потенциальные слушатели, или тему из такой области, в которой у вас по крайней мере не меньший опыт, чем у слушателей. Выступающий должен иметь общественные интересы и широкий кругозор.
- Подбирайте уместную тему. Выбор темы зависит от места, времени и настроения публики, от актуальности конкретного момента. Официальный повод следует иногда использовать как исходный пункт для развития выбранной вами темы, которая, в свою очередь, может стать интересней и важней.
- Выбирайте тему, соответствующую аудитории. Тема должна быть интересна, важна и понятна для слушателя. Это зависит, главным образом, от следующих факторов:
- основных интересов аудитории;
- групповых интересов;
- злободневных интересов;
- конкретных интересов;
- новизны темы;
- заложенных в теме полярных мнении.
При выборе темы для речи необходимо:
1) Проверить, вызовет ли тема достаточный интерес у слушателя. Самая трудная аудитория для побуждающих речей - это индифферентная аудитория. Поэтому очень важно, как и в речах, описанных выше, выбрать волнующую слушателей тему, задевающую их интересы, провоцирующую потребность поддержать оратора. Это зависит, в свою очередь, от того, способен ли выступающий дать почувствовать слушателю, что вопрос идет о срочных, полезных и желательных действиях.
2) Выяснить, способны ли слушатели к действию. Для ответа на этот вопрос необходимо соотнести не только интересы аудитории, но и ее особенности, например какой смысл предлагать слушателям приобрести что-либо, если у них нет средств или они уже сделали то, о чем их просят?
3) Пользоваться логически безупречной аргументацией, учитывая при этом эмоциональную культуру слушателей и их убеждения.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
Список рекомендуемой литературы
- Акишина А.А., Фирмановская Н.И. Русский речевой этикет. М.: Русский язык, 1978.
- Андреев В.И. Деловая риторика. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 993.
- Атватер И. Я вас слушаю. М., 1988.
- Веселое П.В. Современное деловое письмо в промышленности. М.: Изд-во стандартов, 1990.
- Веселое П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения официальной переписки. М.: Маркетинг, 1993.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М.: Международ-1ые отношения, 1993.
- Гольдин В.Е. Речь и этикет. М.: Просвещение, 1983.
- Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.
- Граудина Л.К. Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М.: Наука, 1989.
- Колесов В.В. Культура речи - культура поведения. Л.: Лениздат, 1988.
- Колтунова М.В. Деловое письмо: Что нужно знать составителю. М.: Дело, 1998.
- Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М.: Флинта, Наука, 1997.
- Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н.Ширяева. М.: Издательская группа " Норма-ИНФРА", 1998.
- Лапинская И.П. Русский язык для менеджеров: Учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 199/1.
- Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М., 1993.
- Манки Г. Организация и проведение технических совещаний. М., 1974.
- Михальская Л.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. М.: Издательский центр " Асаdemia", 1996.
- Мицич П. Как проводить деловые беседы. М.: Экономика, 1987.
- Мучник Б.С. Культура письменной речи. М.: Аспект Пресс, 1996.
- Одинцов В.В. Структура публичной речи. М.: Знание, 1976.
- Прокуровская Н.А., Болдырева Г.Ф., Соловей Л.В. Как подготовить ритора: Учебно-практическое руководство. Ижевск: УдГУ, 1994.
- Рахмйнин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М.: Высшая школа, Инфра-М, 1997.
- Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации (любое издание).
- Русский язык делового общения / Под общ. ред. И.А. Стернина. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1995.
- Русский язык и культура общения для государственных служащих. Саратов: Слово, 1998.
- Русский язык и культура общения для деловых людей. Саратов: Слово, 1997.
- Русский язык и культура общения для нефилологов: Учебное пособие для студентов нефилологических специальностей вузов. Саратов: Слово, 1998.
- Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о разговорной речи. М.: Просвещение, 1996.
- Снелл Ф. Искусство делового общения. М., 1990.
- Сопер П. Основы искусства речи. М.: Прогресс, 1992.
- Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1993.
- Стешов А.В. Устное выступление: логика и композиция (В помощь лектору). Л.: Знание, 1989.
- Сычев О.А. Обучение риторике в эпоху компьютеров: введение в опыт США. М.: Знание, 1991.
- Фишер Р., Браун С. Путь к совместному успеху. СПб.: Академический проект, 1997.
- Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М.: Наука, 1990.
- Формановская Н.И Вы сказали: " Здравствуйте! " М.: Знание, 1989.
- Эрнст Отто. Слово предоставлено вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров. М.: Экономика, 1988.
- Юнина ЕА.. Сагач Г.М. Общая риторика (современная интерпретация). Пермь, 1992.
- Якокка Ли. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1991.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
|