Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список рекомендованной литературы. 1. АлловаГ.Н. Педагогика творчества: Учеб






1. АлловаГ.Н. Педагогика творчества: Учеб. пособие. СПб., 1998.

2. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного твор­чества трудящихся в куяьтурно-просветительньгх учреждениях. М: Просвещение, 1983.

3.5. Классификация самодеятельного творчества

Происходящие организационные процессы в области худо­жественного творчества имеют прямое воздействие на формиро­вание внутреннего мировосприятия человека. Осознание роли творческого культурного потенциала народной художественной культуры, музыкальной педагогики и перспективности исполь­зования такого опыта в современной культурной практике ставит задачу создания условий для существенного преобразования во всех сферах общественной жизни.

Творческий поиск, нестандартный подход к проблеме разви­тия и становления таланта способен зародить интерес к художе­ственной деятельности. Эта предрасположенность к творчеству заложена в самой природе человека. Поэтому XXI век определяет


множество задач в организации целенаправленного и системати­ческого педагогического процесса по формированию и развитию творческих потенций личности, как среди городского, так и сельского населения.

Многообразие форм самодеятельного творчества, видов и жанров поднимает перед теоретиками искусства проблему клас­сификации его ответвлений от сложившихся типов ориентации. К таким типам относится: профессиональное искусство, фольк­лорное и любительское творчество. К тому же возможна «... вне­дренная классификация, объединяющая группы жанров по при­знаку единства характера творчества. В одних случаях это автор­ская самодеятельность, представляющая непосредственную худо­жественно-творческую реакцию человека на действительность; в других - это самодеятельность исполнительская, где участник вы­ражает себя через специально подобранный репертуар профес­сиональных и самодеятельных авторов. Иногда в самодеятельно­сти автор и исполнитель совмещаются» [1]. Е.И. Смирнова выде­ляет две основные категории самодеятельности: [3, с. 102].


Рис. 2. Схема основных категорий самодеятельности

 

1) самодеятельность в области потребления художествен­ной культуры;

2) самодеятельность в области производства художест­венных ценностей.


К традиционным видам и жанрам самодеятельного творчества Е.И. Смирнова относит:

1. Музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструмен­тальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов).

2. Театральное искусство (музыкально-драматические кол­лективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова).

3. Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца).

4. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графи­ков, мастеров декоративно-прикладного искусства).

5. Цирковое искусство (коллективы циркового и ориги­нального жанра).

6. Киноискусство (фотокружки, детские любительские ки­ностудии).

7. Техническое творчество (моделирование, радиоэлектрони­ка, клубы изобретателей и рационализаторов и др.) [3, с. 102-108].

А.С. Каргин отмечает современные аспекты художественной самодеятельности с устойчивой жанрово-видовой структурой, подразделяющейся на народные и классические жанры. Он пред­лагает осуществлять классификацию по шести признакам [1]. Сю­да относится: ориентация на освоение различных пластов художе­ственной культуры; рассмотрение типов художественного испол­нительства, а также видов и жанров искусства. К этому добавляется ориентация по институциональной принадлежности и по социаль­но-демографическому составу. Большая роль, по его мнению, должна отводиться выявлению аспектов самодеятельного творчест­ва в регионах, специфике развития существующих форм, видов и жанров, их новообразованию. Следовательно, современное художе­ственное творчество имеет синтетические, традиционные и органи-зационно-образующиеся жанры. Классификацию самодеятельных коллективов можно представить следующим образом:


Рис. 3. Типы творческих коллективов в системе учреждений культуры и досуга

Каждый жанр представлен автором различными видами. На­пример, в фольклорные виды входят: фольклорные театры, группы скоморохов, кукольников и др. Народно-певческие коллективы имеют солистов, организуются в ансамбли: народной песни, фольклорные. Сюда относятся и народные хоры. Народно-инстру­ментальные и народно-танцевальные также имеют солистов и ансамбли: народных инструментов, народного танца и др.

Раскрывая традиционный классический тип, можно предста­вить музыкальные коллективы такими жанрами и видами, как академические (хоры и ансамбли), симфонические и духовые оркестры. Театральные - народными театрами и новыми фор­мами - музыкально-театральными, народными коллективами. Хореографические коллективы - это танцевальное искусство классического, бального, эстрадного жанра. Изобразительное творчество включает студии живописи, авторско-оформитель-ского искусства (разработка эскизов и пр.). Жанрово-видовое многообразие, различающееся по типам творчества, имеет и дальнейшие пути развития в самодеятельности. Так как в чело-


веке с рождения уже заложены задатки творческого восприятия, то в процессе жизнедеятельности, развивая свои способности и используя приобретенный опыт, человек, непроизвольно способ­ствует проявлению новообразований в самодеятельности.

Мнения исследователей самодеятельного художественного творчества имеют некоторые расхождения в определении клас­сификации самодеятельного творчества, видов деятельности и функций. Так, например, Т.И. Бакланова отмечает наличие не­скольких видов самодеятельного творчества (авторский, испол­нительский, импровизаторский и создание новых «технологий») и видов деятельности, имеющих организационно-воспитатель­ную, художественно-личностную основу (реализация внутрен­них потребностей личности) [2].

Нам близка позиция Е.И. Смирновой, которая в зависимости от целей и задач, стоящих в деятельности коллективов художе­ственной самодеятельности, классифицирует их по следующим основным признакам:

L По ориентации на основные пласты художественной культуры:

- ориентированная на этно-фольклорные виды народного, национального искусства (с внутренним подразделением на ви­ды или формы этно-фольклорной культурной культуры);

- ориентированная на виды, школу и стили профессиональ­ного (академического) искусства (с внутренним подразделением на виды и жанры);

- оригинальная, включающая виды художественной само­деятельности, не имеющие аналога или образца ни в профессио­нальном, ни в народном искусстве.

2. По типам творчества и ориентации на основные пла­
сты художественной культуры:

- исполнительская деятельность;

- авторская и авторско-исполнительская;

- импровизационная.

3, По степени организации и субъекту организации:

- «неорганизованная», «неформальная» или самооргани­зующаяся самодеятельность;

- самодеятельность нестабильных организационных форм (ор­ганизуемая средствами массовой информации, ситуативная и др.).


- организованная в стабильные объединения разных типов
на базе различных социо-культурных институтов, социально-
контролируемая и педагогически направляемая.

4. По преобладающему виду деятельности:

- объединения учебного типа;

- объединения познавательного и художественно-исследова­тельского типа;

- художественно-пропагандистские и художественно-орга-низаторские объединения;

- игрового типа;

- творческие;

- объединения комплексного типа с широким спектром ви­дов деятельности.

5. По месту локализации:

- сельская художественная самодеятельность;

- художественная самодеятельность малых городов (со сла­бым художественно-профессиональным фоном);

- художественная самодеятельность крупного города (с сильным художественно-профессиональным фоном).

6. По возрастному составу:

- детская (младшего школьного возраста, подростков), юношеская;

- художественная самодеятельность взрослых (молодежи, старших возрастных групп) [4].

Творческий потенциал и потребность самоактуализации заложена в самой природе человека. Однако самодеятельность и есть деятельность, не утрачивающая свободного проявления характера в организованных и неорганизованных формах, т.е. самодеятельном творчестве.

Многими исследователями в области художественного твор­чества отмечается преимущество неорганизованной самодея­тельности, спонтанной. В большинстве случаев она быстро по­является и распадается, и не многие из них приобретают органи­зованную форму жизнетворчества (учебная деятельность, пред­полагающая творчество; профессиональное искусство; художе­ственная самодеятельность масс). Подобная созидательная дея­тельность имеет высшую форму проявления человеком своих творческих сил и умений.


Актуальной на сегодняшний день является и задача по опти­мизации неорганизованного самодеятельного творчества, помо­щи в ее организации, как в клубных, так и школьных, внешколь­ных учреждениях, по месту жительства. Активность личности, коллектива проявляется в процессе реализации своих способно­стей и навыков в различных сферах творческой деятельности.

Для того чтобы активизировать творческий процесс в раз­личных объединениях, клубах по интересам и привлечь наи­большее количество участников, организатор обязан творчески подходить к каждому индивидуально. Стараясь помочь найти личности «себя» в любой роли позитивной деятельности, руко­водителю необходимо создать единый творческий ансамбль, в котором легко перейти от подражательности к инициативе.

Таким образом, в участниках «творческого ансамбля» самодея­тельного художественного творчества непроизвольно будут закла­дываться основы творческого метода. Зарождая будущую природу коллективного творчества в каждой личности, важно использовать путь вовлечения в разнообразные виды деятельности. Этим спосо­бен возродиться полноценный духовно нравственный человек.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные категории самодеятельности (по Е.И. Смир­новой).

2. Какие виды и жанры художественной самодеятельности предлагает А.С. Картин?

3. Дайте классификацию коллективов художественной самодеятельности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал