![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коммуникативная компетентность учителя
Коммуникативная компетентность как важная составляющая общей профессиональной компетентности педагога непосредственно связана с эффективностью взаимодействия, общения человека в соответствии с требованиями педагогических проблемных ситуаций, которые необходимо разрешить. Изучение коммуникативной компетентности педагога, ее функций и структуры привлекало многих исследователей (Клюева Н.В., Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Петровская Л.А. и др.). В исследованиях коммуникативной компетентности педагогов чаще всего научному анализу подвергались коммуникативные навыки и умения педагога (Бодалев А. А., Кан-Калик В. А., Конев Ю. А., Маркова А. К. и др. В основе коммуникативной компетентности лежит педагогическое общение. Однако, понятие «коммуникативная компетентность» шире, чем «педагогическое общение». Первое представляет собой многофункциональные виды человеческой деятельности в безграничной области общения типа «человек-человек». Педагогическое общение имеет границы, задаваемые задачами учебно-воспитательного процесса, его содержанием и возможными путями их решения. Основными субъектами педагогического общения в являются педагог и обучаемый. В различных источниках коммуникативная компетентность рассматривается как: – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников]; – уровень сформированности межличностного опыта, то есть обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе [Ю.Н. Емельянов, 1991, [64]; – способность осознавать, устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, решать коммуникативные задачи в разнообразных ситуациях профессионального взаимодействия адекватными средствами, то есть использовать систему внутренних ресурсов, необходимых для осуществления эффективной коммуникативной деятельности [Л.К. Гейхман]; – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к изменению собственного речевого поведения. Все перечисленное есть не что иное, как необходимые условия успешной коммуникации. Другими словами, коммуникативная компетентность - это готовность и способность к осуществлению успешной коммуникации [Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова]; – способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты, справляться с разнообразием мнений и конфликтов, вести переговоры, сотрудничать и работать в команде [Суханова]; – компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента [Зимняя]; – умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться [Селевко]; – способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов [Головко]; – владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности [Маркова]. В структурном отношении А.К. Маркова выделяет следующие компоненты коммуникативной компетентности: – профессиональные знания – способы, стили общения; – профессиональные умения – приемы, используемые для достаточного общения; – профессионально-психологические установки и личностные особенности, которые в совокупности подразумевают тактичность, эмоциональность, этика и т.д. Е.М. Кузьмина в структурном плане выделяет следующие компоненты коммуникативной компетентности: – теоретический блок – знания в области межличностного взаимодействия; – практический блок – коммуникативные умения; – личностный блок – коммуникативные свойства и качества личности, необходимые для установления межличностного взаимодействия. Таким образом, по мнению ряда исследователей (Л.М. Митина, Л.А Петровская), главной составляющей коммуникативной компетентности является операционный блок, включающий в себя знания, умения и навыки общения. В то же время другие исследователи (А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина) считают, что помимо операционного блока обязательно должна быть система внутренних ресурсов, включающая в себя способности, качества, установки, ценностные ориентации. Выделение коммуникативных умений в структуре коммуникативной компетентности является общепринятым. Можно выделить следующие блоки профессиональных коммуникативных умений учителя: социально-психологический, нравственно-этический, эстетический, технологический. К социально-психологическому блоку относятся умения: располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), рефлексировать, адекватно воспринимать и понимать своеобразие личности каждого ребенка и группы, ее статусную структуру. прогнозировать развитие межсубъектных отношений, использовать психологические средства – вербальные, невербальные, проксемические, механизмы коммуникативного воздействия – внушения, убеждения и т.д. В структуру нравственно-этического блока входят умения: строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться правилами и принципами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ребенка, организовывать творческое сотрудничество с классом и с каждым учеником, инициировать благоприятный нравственный климат общения. В эстетический блок входят умения: гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать учащихся к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения. В структуру технологического блока входят умения: использовать учебно-воспитательные средства. Методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность. Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность. Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. аttrachere – привлекать, притягивать) учителя как предпосылка переживания радости общения с детьми. К ведущим признакам педагогической коммуникабельности можно отнести следующее: – потребность в общении с детьми; – его положительная эмоциональная тональность; – доминирующее переживание чувства удовлетворения им; – взаимная личная аттракция (учителя и учащихся); – понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты; – конструктивное разрешение межличностных противоречий; – гуманизм и демократизм общения; – эстетика общения. Таким образом, понятие «коммуникативной компетентности» напрямую связано с профессиональным мастерством педагога и является средством достижения педагогического мастерства. Коммуникативная компетенция включает в себя разносторонние коммуникативные умения и навыки, которые являются психологическим инструментом для достижения целей обучения в полном объёме. Развитие коммуникативной компетентности учителя следует рассматривать как процесс саморазвития и самосовершенствования, а диагностику компетентности – как самодиагностику и самоанализ.
|