![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы деятельности – важный компонент педагогического профессионализма классного руководителя
Определив позицию по отношению к какой-либо педагогической проблеме (в частности, к организации воспитательного процесса), воспитатель использует в соответствии с ней принципы, средства, способы деятельности. Приведем краткую характеристику некоторых методологических установок (подходов), необходимых в организации деятельности классного руководителя. Личностно-деятельностный подход предполагает максимальное развитие индивидуальных особенностей личности через вовлечение ее в различные виды деятельности, обеспечивает активизацию процессов саморазвития, самообразования, самовоспитания; предполагает максимальную обращенность к внутреннему миру личности. Культурологический подход предполагает приобщение субъектов к общественной культуре, культуре России, самореализацию в. культуре, выработку на этой основе своей социально-профессиональной позиции. С точки зрения антропологического реализма субъект рассматривается как целостная креативно развивающаяся личность. Это обусловливает реализацию принципа природосообразности, такую структуру взаимодействия воспитателя и воспитанника, при которой субъект воспитательного процесса и его деятельность стимулируются активными, диалогическими формами и методами; предусматривает преобразование суперпозиции воспитателя и позиции субординации воспитанника в субъективно равноправные позиции сотрудничающих людей. Само же взаимодействие реализуется средствами познания и самопознания, организации и самоорганизации, контроля и самоконтроля. Амбивалентный подход (Л. И. Новикова) предполагает рассмотрение педагогического явления через «дуальную оппозицию», т. е. двусторонне, с двух противоположных и, казалось бы, взаимоисключающих друг друга сторон. Амбивалентный подход возник при изучении таких феноменов педагогической практики, как «коллектив» и «индивидуальность», «хаос» и «порядок», «свобода» и «ответственность», «дифференциация» и «интеграция». Возрастной подход предполагает учет физиологических, психических и социальных особенностей развития личности, организацию педагогического процесса в соответствии с конкретными возрастными нормами. Индивидуальный подход предусматривает гибкое использование педагогом различных форм, методов и средств воспитания с целью достижения оптимальных результатов в образовании, развитии, формировании каждой отдельной личности. В соответствии с подходом определяются исходные, начальные положения, которыми руководствуется педагог в своей профессиональной деятельности, т.е. определяются педагогические принципы. Назовём общие принципы воспитания: 1. Принцип гуманистической направленности воспитания: гуманное отношение к личности воспитанника; уважение его прав и свобод. 2. Принцип опоры на положительное в человеке. 3. Принцип субъектности – развитие способности воспитанника осознавать своё «Я» во взаимоотношениях с людьми и миром, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию. 4. Принцип единства воспитательных воздействий семьи, коллектива, воспитателей, общественных организаций. 5. Принцип учёта индивидуальных и половозрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей воспитанников. 6. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий. 7. Принцип стимулирования активности личности, её участия в социально полезной и субъективно значимой деятельности. 8. Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. 9. Принцип сотрудничества, партнёрства в воспитательных взаимодействиях.
3. Педагогический мониторинг в деятельности классного руководителя. Понятие о критериях воспитанности
В разные времена под различными углами зрения рассматривался вопрос изучения учащихся. Так, великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях». Он советовал педагогам тщательно изучать физическую и душевную природу человека, своих воспитанников и окружающие обстоятельства. Вести «истории воспитания» каждого ученика. А.Ф. Лазуровский, П.Ф. Лесгафт призывали наблюдать за детьми, разрабатывали методы изучения и давали рекомендации по их применению. П.П. Блонский раскрывал особенности возраста и давал рекомендации по работе с детьми различных возрастных периодов на основе детального изучения каждого ребенка. А.С. Макаренко подчеркивал важность воспитывающей функции изучения школьников, говорил, что воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания. В.А. Сухомлинский утверждал: «Знать ребенка – это та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики…». Современные педагоги-исследователи (Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.) продолжают лучшие традиции отечественной педагогики, глубоко изучая учащихся в процессе своей деятельности. Педагогическое прогнозирование как специальная деятельность и направление в педагогике появилось в 1974 г., термин «педагогический мониторинг» вошел в обиход в 1994-1995 гг. При осуществлении педагогического мониторинга необходимо поставить конкретную задачу. Педагог должен знать уровень развития коллектива, уровень развития, образованности и воспитанности каждой отдельной личности, микросреду, в которой находятся его воспитанники, изучать и отслеживать эффективность намеченных или уже избранных форм, методов и средств. Он проектирует возможные варианты деятельности, намечает перспективу реализации поставленной задачи, оценивает, отслеживает положительные и отрицательные «сдвиги» в развитии, образовании и формировании личности школьника. Таким образом, педагогический мониторинг присутствует на всех этапах педагогического процесса. Педагогический мониторинг – диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития). Исходя из сущности деятельности классного руководителя, педагогический мониторинг в системе его работы состоит из двух основных этапов. Первый этап – аналитико-прогностический включает следующие последовательные действия: - осмысление содержания, предмета педагогического мониторинга, т.е., что будет отслеживаться в педагогическом процессе (направления педагогического мониторинга); - определение критериев (или корректировка критериев, представленных в Программе воспитания для конкретной возрастной группы), по которым отслеживаются результаты педагогического процесса (критериальная карта педагогического мониторинга); - распределение того, что будет изучаться им самим, согласование содержания диагностических актов, проводимых учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом и др. (программа педагогического мониторинга); - выбор методов изучения школьников, диагностических методик и определение, согласование с другими специалистами времени диагностико-прогностической системы классного руководителя; - определение (разработка) форм анализа и фиксации результатов педагогического мониторинга (формы фиксации результатов педагогического мониторинга). На втором этапе педагогического мониторинга в системе работы классного руководителя осуществляются следующие действия: - осуществление классным руководителем педагогического мониторинга на практике, координация действий других специалистов; - организация учебы и обмена опытом между предметниками, психологом, социальным педагогом и другими специалистами по содержанию, методам диагностики, оценки и прогнозирования хода и результатов педагогического процесса; - проведение совещаний, педагогических консилиумов по анализу полученных данных, по формулировке конкретных выводов и задач, по рефлексии деятельности педагогов и др. Предметом педагогического мониторинга (отслеживания хода, результатов, перспектив педагогического процесса) является воспитанность детей и профессионализм педагогов. Критериальная карта педагогического мониторинга Критерием воспитанности на первом этапе познания школьника мы выдвигаем наличие и характер доминанты – того элемента нравственности, который характеризует и отличает дан-то конкретную личность. Доминанта обнаруживается, прежде всего, во внешнем проявлении – в поступках, взаимоотношениях, деятельности и может быть случайной, временной, не соответствующей или соответствующем внутреннему содержанию личности. Внимания и заботы педагога требует доминанта, отражающая внутренний мир ребенка. Доминанта может быть положительной. В этом случае, опираясь на нее, можно достичь больших результатов в нравственном развитии и создать «особую прелесть личности». Доминанта может быть также явно отрицательной. Ее часто называют отклонением, или «западающим звеном». В этом случае при определенных условиях может произойти негативное развитие личности. Определение реального уровня воспитанности – выявление доминанты – осуществляется по ряду признаков: в сознании – умение (высокий, средний, низкий уровень), неумение, нежелание видеть нравственную сторону действительности; осознание нравственности поступков, обостренное чувство ответственности за них, непонимание их; принятие норм нравственности (стремится выработать привычку; понимая норму, не считает ее обязательной для себя); предвидение нравственных последствий своих поступков (высокий, средний, низкий уровень), не задумывается, не желает думать об этом; в чувствах – наличие, степень (высокий, средний, низкий уровень) или отсутствие переживания общественных явлений, неучастие в коллективных делах; обостренная ответственность, наличие или отсутствие заботы о коллективе; повышенное или пониженное внимание к собственной личности, к своему положению в коллективе, к «своим делам»; в поведении – при необходимости выбора принимает творческое решение, может или не может (не желает) самостоятельно принять решение, действует в соответствии с известной ему нормой, вопреки ей, или ограничивает круг распространения нравственного поведения (по-разному ведет себя с близкими и незнакомыми); устойчивость или неустойчивость поступков в различных ситуациях (под контролем – одно поведение, в отсутствии контроля – другое). В процессе познания школьников необходимо обращать особое внимание на их отношения. По мнению О.С. Богдановой, именно в отношениях человек проявляется как целостная личность. В отношениях чаще всего проявляются и доминанты. Мы согласны с Н.Е. Щурковой в том, что для первоклассника таким ключевым отношением является «природа»; для младших школьников – «социальные нормы»; для младшего подростка – «человек»; для старшего подростка – «общество»; для старшеклассника – «образ жизни»; для выпускника – «жизненная позиция». В ходе познания школьников с целью уточнения отдельных сторон целостного развития личности могут быть использованы в качестве критерия воспитанности конкретные качества личности. Таким образом, критериями воспитанности школьников, по нашему мнению, являются: доминанта как элемент нравственности (на первом этапе познания ребенка) и отношения.
|