Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
Диагностика – это процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье и заболевании. Цель диагностики – способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию. Основные задачи диагностики: 1. Регулярное проведение врачебного контроля за состоянием занимающихся физической культурой и спортом. 2. Оценка эффективности применяемых средств и методов физической культуры. 3. Нормирование контрольных упражнений для оценки физической, технической, тактической и психической подготовленности спортсменов. 4. Прогнозирование спортивных результатов спортсменов и развития спортивных достижений в отдельных видах спорта. Виды диагностики: врачебный контроль; диспан-серизация; педагогический контроль; самоконтроль. Врачебный контроль – научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом. Главная задача врачебного контроля – обеспечение правильности и высокой эффективности учебно-тренировочных занятии и спортивных мероприятий. Диспансеризация – система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляемая на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния. Педагогический контроль – процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. Контроль за техникой движения может осуществляться с помощью технических средств: фото, видео, киносъемки, но, чаще всего, педагог это делает визуально, отмечая и корректируя правильность выполнения техники движений. Самоконтроль – это метод самонаблюдения за состоянием организма человека. Цель самоконтроля заключается в самостоятельных наблюдениях простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Задачи самоконтроля: расширение знаний о физическом развитии; приобретение навыков в оценивании психофизической подготовки; определение уровня физического развития, тренированности и здоровья, с последующей коррекцией физических нагрузок. Основные методы самоконтроля: инструменталь-ные; визуальные. Основные методы исследования физического развития: наружный осмотр (соматоскопия) и антропометрия (соматометрия). Наружный осмотр – метод, позволяющий оценить осанку, форму грудной клетки, живота, ног, развитие мускулатуры, состояние кожи, степень жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата. Антропометрия – это метод изучения человека, позволяющий измерить параметры тела человека, дать количественную характеристику их изменчивости. Метод стандартов – метод, основанный на сравнении полученных данных со средними стандартными величинами, которые установлены путем изучения большого числа обследованных того же пола, возраста, роста. Метод корреляции – метод, основанный на оценке взаимосвязи отдельных антропометрических показателей. Метод профилей – метод, позволяющий представить полученные данные в графическом изображении на специальных сетках. Метод индексов – метод, основанный на соотношении отдельных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах.
|