Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функция сбалансированности спроса и предложения






Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, ИЛИ изменением цены, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров.

Балансирующую функцию той или иной степени выполняют все виды рыночных цен. В условиях свободного рынка, естественной конкуренции, реализуя эту функцию, цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад) происходит и прилив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимых рынку товаров или услуг. Использование балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной и ценовой политики.

Спрос выражает потребность в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из его возможностей. На практике это проявляется в том, что устанавливается обратная зависимость между рыночной ценой и количеством покупаемых товаров. При прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня цен. Чем выше цена и характернее тенденция к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж товара. При уменьшении цены все идет в обратном направлении. При дефиците, когда не хватает каких-либо товаров и услуг, цены на них неизбежно растут. Когда же на рынок поступает большое количество товаров и услуг данного вида, их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен.

Характерно и постепенное убывание спроса по мере насыщения потребительского рынка. Изменение спроса на товары всегда вызывает адекватную трансформацию рыночного предложения этих товаров. Под предложением обычно понимают уже имеющиеся возможности производства, потенциал ускоренного наращивания мощностей по выпуску товаров, пользующихся повышенным спросом на рынке. Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. С повышением цен увеличивается объем производимых товаров, и наоборот.

Балансирующая функция цены выступает основным фактором регулирования предложения товаров. По каждому товару цена свидетельствует о необходимости либо сокращения его выпуска (если спрос снизился), либо увеличения производства (если спрос имеется). Уровень цен предлагаемых товаров предопределяет уровень прибыли. Чем они выше, тем быстрее растет на рынке предложение товаров. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению приходится переориентировать ресурсы, изменять технологии, менять объемы выпуска и продаж товаров. Естественное взаимодействие спроса и предложения, обеспечение их равновесия на основе цен реально лишь на свободном рынке.

 

4. Экономические функции цены: функция рационального размещения производства. Взаимосвязь и противоречие функций.

Функция рационального размещения производства состоит в том, что посредством ценового механизма производитель получает информацию о том, в какой отрасли или секторе экономики он может получить более высокую прибыль, и соответственно происходит передвижение капиталов между секторами экономики и в рамках одного сектора туда, где более высокая норма прибыли. Такое передвижение капиталов инициируется непосредственно производителями, которые в своей деятельности подчиняются законам конкуренции и спроса.

Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к необходимости согласования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.

Распределительная функция цены тесно взаимодействует с функцией цены как критерия рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и где складывается относительно высокая норма прибыли.

Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной функциями, а также с функцией сбалансирования спроса и предложения, так как в рыночных условиях под воздействием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации.

В хозяйственной жизни взаимосвязи и взаимозависимости между различными функциями цены бывают значительно более сложными многообразными, что должно стать объектом исследования маркетинговых служб предприятий (фирм).

 

5. Методологические вопросы ценообразования: метолология, методика, принципы ценообразования.

Методология ценообразования - это совокупность принципов и методов формирования структуры и динамики цен: разработки концепции ценообразования, определения и обоснования цен, формирования системы цен и управления ценообразованием.

Методика ценообразования - это составной элемент методологии ценообразования, который объединяет ряд методов формирования цен; различается для разных уровней управления, для различных видов продукции; имеет свои особенности.

На основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования, а методики содержат конкретные рекомендации, как ту или иную стратегию реализовать на практике. Существующие методики различаются в зависимости от уровней управления, видов цен и продукции. Выделяют затратные, рыночные и эконометрические методики ценообразования.

Главными принципами ценообразования являются:

1. Научная обоснованность цен - необходимость учета в ценообразовании объективных экономических законов. Для обоснования цен тщательно собирают и анализируют информацию относительно действующих цен, уровня издержек, соотношения спроса и предложения, других рыночных факторах. Особое значение приобретает прогнозирование макро- и микроэкономических показателей. Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становиться ключевым моментом в обосновании уровня цен.

2. Принцип целевой направленности - предприятие должно определить, какие конкретные экономические и социальные задачи оно будет решать в результате использования выбранного подхода к ценообразованию.

3. Принцип непрерывности процесса ценообразования - в реальной рыночной ситуации предприятие должно вносить постоянные изменения в уровень действующих на рынке цен.

4. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен. Целью контроля является проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. Прежде всего, это относится к установлению цен на продукцию предприятий - монополистов и на продукцию первой необходимости. За нарушение установленных государством правил ценообразования предусматриваются административные и экономические санкции.

Принципы ценообразования могут быть реализованы только на основе разработки и применения соответствующих методов (методик). Принципы и методы тесно связаны между собой и образуют методологию.

 

6. Классификация цен по обслуживаемой сфере товарного обращения: оптовые цены на продукцию промышленности.

Оптовые цены на продукцию промышленности - это цены, по кото­рым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организа­ций промышленности независимо от форм собственности в порядке опто­вого оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности.

В свою очередь, оптовые цены на продукцию промышленности под­разделяются на два подвида:

- оптовые цены предприятия (отпускные цены);

- оптовые цены промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) - это цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность даль­нейшей хозяйственной деятельности предприятиям или организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предпри­ятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реали­зации и получить такую прибыль, которая позволила бы им выжить в ус­ловиях рынка.Размер прибыли, необходимый для предприятия (фирмы) определяет­ся потребностями его развития и не может быть меньше минимально до­пустимого уровня, обеспечивающего нормальный процесс воспроизводст­ва. В противном случае предприятие разоряется и гибнет.

Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена, которая применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предпри­ятия. Она может использоваться как в отношении готовых изделий, полу­фабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит.

Оптовые цены промышленности - это цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям.Оптовая цена промышленности включает в себя кроме оптовой (отпу­скной) цены снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка - это цепа услуги по снабжению и сбыту, и как любая цена, она должна компенсиро­вать издержки этих организаций (снабженческо-сбытовых или оптовых) и обеспечивать им прибыль.

Разновидность оптовой цены промышленности является цена бирже­вою товара (или биржевых сделок), которая формируется на базе бирже­вой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товара, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

Таким образом, цены различаются по стадиям товародвижения. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:

1) предприятие - оптовая торговля;

2) оптовая торговля - розничная торговля;

3) розничная торговля - потребители.

 

7. Классификация цен по обслуживаемой сфере товарного обращения: цены на строительную продукцию, закупочные цены, тарифы грузового и пассажирского транспорта.

Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

1) сметная стоимость - предельный размер затрат на строительство каждого объекта;

2) прейскурантная цена - усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м жилой пощади, 1 кв. м полезной площади, 1 кв. м малярных работ и др.);

3) договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказ­чиками и подрядчиками. Сфера действия этой цены все более расширяется I' развитием рыночных отношений. Соответственно сужается сфера действия других видов цен на строительную продукцию.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию - это цены (оптовые), по которым реализуется сель­скохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительными организациями по прямым связям с роз­ничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены - договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотно­шения спроса и предложения.

По своему составу закупочная цена содержит себестоимость и при­быль необходимую для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, по и расширенного воспроизводства.Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных) состоит в том, что в нее не входит НДС и акцизы.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемеще­ние грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с от­правителей грузов и населения. Составные элементы тарифа - издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.

Затраты грузового транспорта распределяются по двум ставкам: став­ки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки за пе­ревозочную операцию (транспортировка грузов).

 

8. Классификация цен по обслуживаемой сфере товарного обращения: розничные цены, цены на бытовые и коммунальные услуги, цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Розничные цены - это цены, по которым товары реализуются в роз­ничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они яв­ляются конечными ценами: по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.

Розничная цена образуется из следующих экономических составляю­щих: оптовая цена промышленности, НДС и торговая надбавка или торго­вая скидка, налог с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торго­вых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торго­вая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в %-х к ценам приобретения товаров (с НДС).

Для правильного понимания категории цены следует различать поня­тия состав цены и структура цены. Состав цены характеризуется ее эко­номическими элементами (себестоимость, прибыль и т.д.), выраженными в их абсолютных значениях, например в рублях. В отличие от состава це­ны структура цены - это соотношение отдельных элементов цены, выра­женное в процентах, или удельный вес отдельных элементов в цене това­ра. Так, если цену взять w 100%, то себестоимость по отношению к цене составит, например, 70%, прибыль - 20% и т.д.

Разновидностью розничной цены является аукционная цена, т.е. цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товара и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.

Кроме продажной цены имеется еще цена потреблени я или издержки потребления. Дело в том, что недостаточно купить товар, чтобы удовле­творить потребность. По многим товарам, особенно длительного пользо­вания, необходимо еще осуществить затраты по эксплуатации — расходы на обслуживание, ремонт, запасные части, топливо, электроэнергию и т.д. Поэтому расходы потребителя складываются из двух частей - рыночной цены товара и цены потребления, состоящей из затрат, связанных с по­треблением товара. Цена потребления, как правило, намного выше про­дажной цены. Так продажная цена, например, транспорта, в общих рас­ходах по эксплуатации за весь срок службы составляет 20%, а бытового холодильника 10%.

В условиях рынка важную роль в формировании цены играет полез­ность товара. Покупатель всегда стремится получить макси­мальную полезность при ограниченном денежном доходе, т.е. стремится израсходовать деньги на покупку товара или услуги с наибольшей эффек­тивностью.

Различают общую и предельную полезность приобретения. Предельная полезность товара или услуги - это полезность единицы (наименьшая польза) из имеющегося запаса данного вида товара или услу­ги.

Общая полезность - это сумма предельных полезностей (или полез­ность всех имеющихся в наличии товаров и услуг).

С увеличением общего количества товаров или услуг, которыми рас­полагает потребитель, предельная полезность уменьшается, а общая - увеличивается. Предельная полезность также уменьшается при переходе от удовлетворения насущных потребностей к менее насущным.

Цены на бытовые и коммунальные услуги - это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, на ремонт одежды и обуви, квартирная плата, плата за телефон и.т.д. Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС.

Цены, обслужи­вающие внешнеторговый оборот - это цены, которые отражают внешнеэкономические связи с другими странами и значительное влияние на их уровень цен мировых рынков, формируе­мых условиями производства и реализации мирового хозяйства.

Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их им­порте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.

Мировая цена есть денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Она формируются под воздействием спроса и предло­жения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных кур­сов и т.д.

Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности че­рез лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта. На мировые цены большое влияние оказывает инфляция.

Розничные цены на импортные потребительские товары устанавлива­ются внутри страны, как правило, свободными, исходя из соотношения спроса и предложения.

Уровень мировых цен учитывается и в розничных ценах и в тарифах на услуги, например, гостиниц для иностранцев, при продаже потреби­тельских товаров на иностранную валюту в специальных валютных мага­зинах

 

Классификация цен по порядку возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов (цены в месте производства продукции, единые, зональные, цены, определяемые на основе базисного пункта).

 

Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потре­бителем транспортных расходов по доставке грузов. Помимо издер­жек производства цена включает издержки обращения и, в частно­сти, расходы по транспортировке товаров до покупателя. Таким образом, географический фактор играет значительную роль в форми­ровании цены.

Исходя из этого экономического признака различают несколько видов цен.

1. Цена в месте производства продукции. По этой цене товар пе­редается покупателю в том месте, где он был произведен, со всеми правами на него и ответственностью. В этом случае покупатель опла­чивает сверх цены все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения.

2. Единая цена с включением расходов по доставке. Этот метод ус­тановления цены предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей независимо от их местоположения, с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов. Эта сумма рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Еди­ная цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места производства товара и фактические транспортные расходы которых значительно превышают средние.

3. Зональные цены. В соответствии с этим методом определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для каждой из зон эти цены являются различными, так как уста­навливаются они с учетом величины транспортных расходов; по мере удаленности зоны цена возрастает.

4. Цены, определяемые на основе базисного пункта. Согласно этому методу предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продук­цию. Фактические цены продажи рассчитываются путем прибав­ления к цене, установленной для ближайшего от заказчика базис­ного пункта, транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.

10. Классификация цен в зависимости от степени новизны товара: цена «снятия сливок», цена «проникновения на рынок».

По новым товарам практикой рыночного ценообразования мно­гих стран выработаны определенные виды и методы образования цен. При выпуске на рынок нового товара предприятие или фирма выбирает, как правило, одну из двух альтернативных стратегий — «снятия сливок» или «проникновения на рынок».

Цена «снятия сливок». Согласно этому методу, с самого начала изготовления и появления нового товара на рынке, на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по такой цене.

Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворенным.

Преимущества метода «снятия сливок»:

1) высокая цена обеспечивает достаточно большой размер прибыли даже при существенных издержках в первый период выпуска товара;

2) высокая цена позволяет сдерживать покупательский спрос, так как при более низкой цене предприятие (фирма) не смогло бы полностью удовлетворить потребность в товаре в связи с ограниченностью своих производственных возможностей;

3) высокая первоначальная цена способствует созданию «имиджа» качественного товара, что может в дальнейшем существенно облегчить его реализацию при снижении цены;

4) повышенная цена способствует увеличению спроса на престиж­ный товар;

5) ошибка в завышенной цене может быть исправлена путем ее сни­жения — покупатели более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению.

Основным недостатком этой стратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов. Поэтому цену «снятия сливок» можно успешно использовать при определенном ограничении конкуренции. Условием успеха является также достаточный спрос.

Цена «проникновения (внедрения) на рынок». С помощью этого метода предприятие (фирма) устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь максимальное число покупателей и занять как можно большую долю рынка. Такая стратегия возможна при больших объемах выпуска това­ров, которые позволяют возмещать общей массой прибыли потери ее на отдельном изделии. А это, в свою очередь, требует значительных финансовых затрат, что делает цену «проникновения на рынок» по­чти неприемлемой для мелких и средних предприятий (фирм), не рас­полагающих такими финансовыми возможностями. Использование этого метода дает эффект при эластичном спросе, а также при усло­вии, что рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.

 

11. «Психологическая» цена, цена «следования за лидером», цена с возмещением издержек производства, престижная цена.

«Психологическая» цена. «Психологичес­кая» цена на товар обычно чуть ниже круглой суммы. Многие маркетологи уверены, что цена должна обязательно выражаться нечетным числом. Например, 99, а не 100 руб., 599, а не 600 руб. и т.д. В результа­те у покупателя создается впечатление: а) очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана; б) более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него. Учитывается также и другой психологический момент: покупатели любят получать сдачу. В действительности в выигрыше остается продавец: количество проданных товаров и соответственно сумма полученной прибыли у него возрастают.

Цена «следования за лидером» в отрасли или на рынке. В соответствии с этой стратегией ценообразования цена на товар устанав­ливается примерно на уровне цены главного конкурента — как пра­вило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т.е. главным конкурентом. На взаимозаменяемую продукцию устанавливается одинаковая цена. Если товары близки друг другу по потребительским характеристикам (автомобили), то в ценах могут быть некоторые различия. Лидерство в ценах обеспечивается только в том случае, если фирма имеет явные преимущества перед конкурентами либо по объемам производства товаров, либо по уровню издержек.

Цена с возмещением издержек производства. В данном случае фирма устанавливает цену на свой товар, основываясь на фактичес­ких издержках производства и средней норме прибыли на рынке или и отрасли. Цена устанавливается по формуле: Ц = И + Р + Н (И + Р)

И — издержки производства; Р — административные расходы и расходы по реализации;

Н — средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.

Престижная цена — устанавливается на высококачественные товары известной фирмы (одежда модельеров Зайцева, Юдашкина), обладающие уникальными свойствами (в данном случае модели). Цены устанавливаются на очень высоком уровне.

Выбор одного из названных методов определения цены осуществ­ляется руководством фирмы; при этом должны учитываться многие факторы:

скорость внедрения на рынок нового товара;

доля рынка сбыта, контролируемая этой фирмой;

характер реализуемого товара (степень новизны, взаимозаменяемость с другими товарами и др.);

период окупаемости инвестиций;

конкретные условия рынка (степень монополизации, ценовая (эластичность спроса, круг потребителей и др.);

положение фирмы в соответствующей отрасли (финансовое по­ложение, связи с другими производителями и др.).

 

12. Классификация цен на товары, реализуемые на рынке относительно длительное время: скользящая цена, долговременная цена, цены потребительского сегмента рынка, гибкая цена.

 

На товары, реализуемые на рынке относительно длительное вре­мя, устанавливаются следующие виды цен:

Скользящая или падающая цена. По мере насыщения рынка она снижается (особенно оптовая цена; розничная цена может быть относительно стабильной). Такой метод установле­ния цены применяется чаще всего по отношению к товарам первой необходимости.

Однако при таком методе определения цены требуется:

• затруднить появление на рынке конкурента;

• постоянно повышать качество товаров;

• сокращать издержки производства.

Долговременная цена — устанавливается на товары массового спроса. Она не подвержена изменениям на протяжении долгого вре­мени. Однако в зависимости от рыночной конъюнктуры в товары, могут вноситься изменения (уменьшаться их размер, незначительно; ухудшаться качество) при неизменной цене.

Цены потребительского сегмента рынка. Суть этого метода оп­ределения цены состоит в следующем: на примерно одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным груп­пам населения с разным уровнем доходов, устанавливаются неодина­ковые цены — например, на различные модификации легковых авто­мобилей, на авиабилеты, на билеты в театры и т.д. Основная пробле­ма в этом случае состоит в определении правильных соотношений цен на различные по качеству товары и услуги.

Гибкая цена — меняется в зависимости от соотношения спроса, и предложения на рынке. Использование такой цены возможно при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки, например, в течение дня при продаже отдельных скоропортящихся продуктов (овощей, свежей рыбы, молочных продуктов, цве­тов и т.д.).Применение этой цены дает эффект тогда, когда право по принятию решения по ценам дано самому нижнему уровню управления (не­посредственно продавцу).

 

13. Классификация цен на товары, реализуемые на рынке относительно длительное время: преимущественная цена; цены на изделия, выпуск которых прекращен; цена, установленная ниже, чем у большинства предприятий; договорная цена.

 

Преимущественная цена. Метод определения этой цены предус­матривает для фирм, занимающих доминирующее положение (доля рынка 70—80%) на рынке, определенное снижение цен на свои това­ры. Такие фирмы могут обеспечить значительное снижение издержек производства за счет роста объемов выпуска и сокращения расходов по реализации товаров.

Главные цели, которые при этом ставятся фирмой:

• предотвратить внедрение на рынок новых конкурентов;

• заставить конкурентов платить большую цену за право внедрения на рынок, а это доступно далеко не каждому конкуренту.

Цены на изделия, выпуск которых прекращен. Речь идет не о распродаже по сниженным ценам, а о продаже снятых с производства товаров ограниченному кругу потребителей, нуждающихся именно в них. Цены на такие товары (например, запасные части к легковым автомобилям и грузовикам самых разных марок и моделей, выпуск которых завершен) выше, чем на обычные.

Цена, установленная ниже, чем у большинства предприятий. Такая цена определяется на товары, дополняющие другой товар, ко­торый реализуется по обычной цене. Эта цена используется как рек­лама. Например, паровозик с вагончиками от детской железной до­роги продается по пониженной цене. Покупатель учитывает преиму­щества и выгоду покупки товара, оснащенного дополнительными устройствами, и приобретает его.

Договорная цена. Суть этого метода определения цены состоит в том, что покупателю предлагаются какие-либо льготы и скидки по сравнению с обычной ценой. Например, при покупке двух видеокас­сет третья дается бесплатно. У покупателя создается впечатление, что он получил значительную выгоду, приобретая данный товар в боль­шем количестве, чем ему необходимо. Фактически же выгоду получа­ет продавец, так как у него увеличивается товарооборот и повышает­ся прибыль.

 

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал