![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследование состояния лексики у детей
Логопед исследует способность детей по следующим показателям: 1) начиная с 3-летнего возраста, называть предметы окружающей обстановки; 2) начиная с 4-летнего возраста, называть предмет картинки с изображениями предметов, действий, качеств и признаков. Предметы и картинки могут быть подобраны по темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, части тела человека, животные, растения, профессии людей, виды природы, времена года; 3) называть действия по предъявленному предмету или картинке: «Доктор что делает?» — ребенок отвечает на вопрос, называя действие. Другой вариант этого приема: сказать, кто как передвигается или издает голос. Например, логопед показывает ребенку картинки с изображениями животных, птиц, предметов, а ребенок называет глагольное слово: щука — плавает, ласточка — летает, кузнечик — прыгает, змея — ползает, собака — лает, медведь — рычит, корова — мычит и т. д. Детям 6–7 лет логопед предлагает более сложное задание: назвать ряд предметов (или их изображений) одним общим словом. Например, показывая ребенку чашку, стакан, блюдце, тарелку, вазу, следует задать вопрос: «Как назвать все эти предметы одним словом?» или «Как назвать одним словом клубнику, землянику, смородину, крыжовник, чернику?» При изучении уровня связной речи важно знать основные этапы довербального и начального вербального развития у детей разного возраста. В 1 мес. — реакция сосредоточения на речевом общении. В 2 мес. — улыбка при общении. В 3 мес. — комплекс оживления при общении с взрослым, гуление. В 4 мес. — дифференцированность комплекса оживления, смех. В 5 мес. — дифференциация направления звука, певучее гуление. В 6 мес. — лепет. В 7 мес. — готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик, звучащую игрушку. В 8 мес. — реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба—ба, ма—ма. В 9 мес. — общение с помощью жестов, игра в «ладушки». В 10 мес. — ситуационное понимание обращенной речи, использование 1—2-х «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией. В 11 мес. — использование 3-х «лепетных слов» с соотнесением. В 12 мес. — использование 3—4-х «лепетных» слов с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом. В 1 г. 3 мес. — словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста. В 1 г. 6 мес. — показывает одну из частей тела, словарный запас 7—20 слов. В 1 г. 9 мес. — показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас — около 20 слов. В 2 года — показывает 5 частей тела, словарный запас — 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов. В 2 г. 6 мес. — адекватно использует местоимения «я», «ты», «мне»; использует предложение из 2-х слов. В 3 года — словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3-х и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».
|