Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Позитивный коммуникационный климат.
В процессе общения необходимо стремиться создать позитивный коммуникационный климат. Созданию такого климата способствует соблюдение коммуникативного кодекса, атакже применение ряда психологических принципов общения, сформулированных отечественными и зарубежными учеными. 1. Принцип равной безопасности — обеспечивает непричинение психологического ущерба участникам коммуникации. Этот принцип запрещает оскорбительные выпады против собеседника, унижение чувства собственного достоинства, презрительный или насмешливый тон, обидные реплики, грубые слова и выражения, «навешивание ярлыков». Как известно, словом можно нанести не только психологическую травму, но даже и физический ущерб здоровью. Разумеется, каждый участник диалога имеет право защищать свои позиции, отстаивать свою точку зрения, не соглашаться с оппонентом, но он обязан с уважением относиться к личности собеседника. 2. Принцип децентрической направленности — означает непричинение ущерба общему делу. Суть этого принципа состоит в том, что силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов. Их следует направить на поиск оптимального решения проблемы. Децентрическая направленность, в отличие от эгоцентрической, характеризуется умением анализировать ситуацию или проблему с точки зрения другого человека, исходя не из собственных интересов, а из интересов дела. Отмечается, что это довольно часто нарушаемый принцип [17, с. 179]. 3. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, т.е. непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла. В некоторых случаях оппоненты сознательно искажают позиции собеседников, «передергивают смысл» их слов с целью добиться преимущества в полемике. Это приводит к разногласиям и взаимному непониманию. Зная, на каких принципах основывается позитивный коммуникационный климат, следует учитывать и основные факторы, способствующие его установлению: · признание не на словах, а на деле плюрализма мнений, что является необходимой предпосылкой демократического решения вопросов; · предоставление каждому возможности осуществить свое право высказать собственную точку зрения; · предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции; · определение общей платформы для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества, стремление найти в высказываниях партнера и его поведении то, что объединяет с ним, а не разъединяет. При несоблюдении этих и некоторых других условий и принципов конструктивный диалог может превратиться в деструктивный и речевая коммуникация становится неэффективной. Причинами деструктивности диалога могут стать и личностные особенности его участников: категоричность суждений, неумение идти на компромисс, амбициозность, непонимание реальных процессов, происходящих в обществе. Необходимым условием успешной речевой коммуникации является умение слушать. Исследования показывают, что умением вы слушать собеседника сосредоточенно и выдержанно, вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более 10% людей, а руководители слушают с 25%-ной эффективностью [17, с. 180].
|