Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система практических занятий
Тема 1. «Основные проблемы экономической организации общества» 1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии: § Чем обусловлено разделение на позитивную и нормативную экономику? § Что такое экономический ресурс? Почему необходимо заботиться о наилучшем распределении ресурсов? § Приведите примеры возможной постановки и решения фундаментальных задач экономики? § Какой экономический смысл содержит график производственных возможностей? При каких условиях кривая трансформации меняет свое положение? § Объясните понятие «вмененные издержки». Какова альтернативная стоимость вашей учебы в университете? § Какие права из «пучка правомочий» вы считаете наиболее важными с точки зрения: общества в целом; работодателя; работополучателя? 2) Решение типовых задач по теме. 3) Итоговая контрольная работа по теме.
Тема 2. «Экономические системы» 1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии: § Каковы преимущества и недостатки административно-командной экономики? § Проанализируйте черты рыночной экономики. Почему данная экономическая система нестабильна? § По каким причинам традиционная экономика сохраняет свою стабильность? В каких регионах мира на современном этапе развития мировой экономики сохраняется традиционная система в ее «чистом» виде? § Почему в современной экономической практике процветает смешанный тип хозяйствования? § Переход России к рынку неизбежный? Почему? § В чем цели и проблемы приватизации в России как одно из рыночных преобразований? 2) Выполнение ситуационного задания: «Используя положительные черты каждой экономической системы, решите в ее рамках разовую проблему общества – обеспечение инвалидов средствами передвижения». 3 ) Контрольный тест по теме.
Тема 3. «Основы рыночного хозяйства» 1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии: § В чем сущность натурального хозяйства? В каких формах оно сохранилось и существует в настоящее время? § Какие разновидности товарного (рыночного) хозяйства выделяют? В чем сходства и различия этих видов? § Почему произошел переход от товарных денег к металлическим деньгам? § Почему именно деньги в экономике являются средством обмена, платежа и накопления? § Почему совершенная конкуренция, в «чистом» ее виде, не свойственна современной экономики? § В чем проявляются недостатки несовершенной конкуренции с точки зрения потребительского поведения? 2) Контрольный тест по теме.
Тема 4. «Сущность рыночного механизма»
1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии: § Чем объясняется отрицательный наклон кривой рыночного спроса? § В каких случаях закон спроса не выполняется? § Приведите примеры нескольких парных неценовых факторов, при изменении каждого из которых кривая рыночного предложения смещается, а при определенном их совместном изменении – не смещается. § Как влияет на рыночное предложение товара фактор времени? Отобразите графически. § Что означает излишек потребителя и производителя? § При изменении спроса какие мероприятия на рынке восстанавливают равновесие в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах? § Перечислите факторы влияющие на эластичность товара по цене? 2) Решение типовых задач. 3) Итоговая контрольная работа по теме.
Тема 5. «Теория потребительского поведения» 1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии: § Покажите на своем примере связь закона убывающей предельной полезности с законом спроса. § Почему экономистов интересует точка касания линии бюджетного ограничения данного потребителя и его кривой безразличия? § Как соотносятся эффект замещения и эффект дохода разных категорий товаров: лучших, худших, нейтральных и Гиффена? § Каковы составляющие рационального выбора потребителя? § Почему кривые безразличия не пересекаются? 2) Решение типовых задач. 3) Итоговая контрольная работа по теме.
Тема 6. «Теория фирмы» 1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии: § Какие факторы в процессе функционирования фирмы могут повлиять на величину издержек? § Приведите примеры переменных издержек фирмы. Поясните, оказывают ли воздействие изменения постоянных издержек на величину предельных издержек? § Есть ли различие между краткосрочными и долгосрочными производственными возможностями конкретной фирмы? § Сформулируйте закон убывающей отдачи. Приведите примеры действия этого закона. § Почему важно при открытии собственного дела просчитать и учесть внутренние (неявные) издержки? 2) Решение типовых задач. 3) Итоговая контрольная работа по теме. Тема 7. «Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции» 1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии: § В краткосрочном периоде фирма совершенный конкурент (СК) терпит убытки при условии P< ATC? Возможна ли деятельность фирмы в данных обстоятельствах? § При каком условии фирма СК максимизирует прибыль? Отобразите графически. § Почему в долгосрочном периоде фирма СК получает только нормальную (нулевую) прибыль? § Какие характерные черты присущи монополии? Приведите примеры отраслей, соответствующих этой рыночной структуре. § Приводит ли постоянное увеличение цены на монопольный товар к росту прибыли фирмы-монополиста? Может ли монополист прибегать к снижению цен? § Почему монополист в долгосрочном периоде может получать положительную, а не нулевую прибыль? § Какие формы неценовой конкуренции использует монополистическая фирма? Почему? § Какие товары считаются дифференцированными? Приведите примеры таких товаров. § Чем опасны олигополии для рынка? Почему такие фирмы способны цену в краткосрочном периоде? 2) Решение типовых задач. 3) Итоговая контрольная работа по теме.
Тема 8 «Рынки факторов производства» 1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии: § Почему спрос на ресурс называют производным? Каково значение этого утверждения? § Какие факторы влияют на эластичность спроса на ресурс? § При каком условии использование ресурса максимизирует прибыль? § Объясните факторы, обусловливающие дифференциацию заработной платы? § Зависит ли цена труда от цены готовой продукции? § Объясните связь между физическим капиталом и инвестициями; инвестициями и процентом с капитала? § Перечислите факторы земельной ренты. § Почему решение об инвестировании и покупке земельного участка связано со ставкой ссудного процента? §. Как повлияют на рынок денежного капитала инфляционные ожидания? В каком направлении при этом будут смещаться кривые спроса и предложения на рынке капит 2) Решение типовых задач. 3) Итоговая контрольная работа по теме.
Тема 9. «Показатели развития национальной экономики» 1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии: § В чем принципиальное отличие ВВП от ВНП? § Как избежать повторного счета при оценке ВВП (ВНП)? § Почему трансфертные платежи не учитываются в ВВП (ВНП)? § Почему в условиях рыночной экономики номинальный ВВП не отражает действительного объема производства? § Что означает располагаемый доход участника экономики? 2) Решение типовых задач. 3) Итоговая контрольная работа по теме.
Тема 10. «Макроэкономическое равновесие» 1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии: § Какие факторы влияют на совокупный спрос (АД). Как изменение этих факторов отразится на кривой совокупного спроса? § В чем отличие кривой совокупного предложения от кривой рыночного предложения? § В каких условиях функционирует национальная экономика при классической теории? В чем просчет классиков при оценке равновесия? § Какие условия характерны для кейнсианской модели макроэкономического равновесия? Почему номинальные величины неизменны? § Объясните, что произойдет с величиной совокупного потребления и инвестиций в случае ожидания домашними хозяйствами роста уровня инфляции? § Что влияет на величину инвестиций? § Чем объясняется категория «автономное потребление»? § Охарактеризуйте график кейнсианского креста. § По каким причинам в экономике появляется инфляционный или дефляционный разрыв? Как их устранить и достичь равновесия? § Объясните эффект мультипликационного расширения и отобразите графически. § Что означает парадокс бережливости? 2) Решение типовых задач. 3) Итоговая контрольная работа по теме.
Тема 11. «Макроэкономическая нестабильность» 1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии: § Для какого типа экономической системы характерна цикличность? Почему? § Как изменяются основные экономические показатели на разных фазах экономического цикла? § Что означает синхронизация экономических циклов? § В чем причины и последствия безработицы? § Можно ли в экономике избежать естественной безработицы и почему? § В чем вы видите причины инфляции? Чем она опасна для экономики? § Объясните, каковы, на Ваш взгляд, причины существования скрытой безработицы? Какие меры могут быть предложены для ее ликвидации? § Объясните, почему при высокой инфляции возникают трудности с долгосрочным планированием, а решения принимают спекулятивную направленность? §. Известно, что экономический рост способствует достижению целей социальной политики. Верным ли является утверждение о том, что социальная политика является фактором экономического роста? Ответ поясните § В чем состоит антициклическое действие трансфертных платежей? 2) Решение типовых задач. 3) Итоговая контрольная работа по теме.
Тема 12. «Налогово-бюджетная (фискальная) политика государства» 1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии: § Раскройте смысловое содержание составных частей государственного бюджета. § Перечислите классификацию налогов (с примерами). § На примере кривой Лаффера сформулируйте критерии эффективности налоговой системы. § Проиллюстрируйте влияние государственных закупок, а затем налогов на изменение равновесного объема ЧНП, дохода графически и в виде уравнения. § Объясните действие встроенных стабилизаторов. § Можно ли сказать, что существование бюджетного дефицита всегда наносит вред экономическому развитию страны? Ответ поясните. § Сформулируйте проблемы реализации современной фискальной политики, в частности, связанные с бюджетным дефицитом и государственным долгом. 2) Решение типовых задач. 3) Итоговая контрольная работа по теме.
Тема 13. «Денежно-кредитная (монетарная) политика государства»
1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии: § Из каких агрегатов состоит денежная масса? Чем представлен каждый из агрегатов? § Чем определяется стоимость денег? § Из чего слагается общий спрос на деньги, и какие факторы влияют на спрос на деньги? § Как и с помощью чего, банковская система создает предложение денег в экономике? § Назовите инструменты и цели монетарной политики государства. § Какие монопольные функции на денежном рынке выполняет Центральный Банк РФ? § Назовите и приведите примеры группы банковских операций. § Помимо банков, какие финансово-кредитные учреждения осуществляют деятельность на денежном рынке?
2) Решение типовых задач. 3) Итоговая контрольная работа по теме.
Тема 14. «Рынок ценных бумаг» 1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии: § Дилер и брокер – посредники на фондовом рынке. Есть ли принципиальные различия в организации их работы? § Возможно ли существование первичного фондового рынка без вторичного рынка? Есть ли между ними связь? Если нет, объясните почему, если есть, опишите какая. § В чем экономическое значение рынка ценных бумаг? § Каковы проблемы фондового рынка в России? § Почему ценные бумаги называют «полуденьги» или «почти деньги»? 2) Решение типовых задач. 3) Итоговая контрольная работа по теме.
Тема 15. «Государственное регулирование экономики (ГРЭ)»
1) Вопросы для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на занятии: § Перечислите причины и цели ГРЭ. § В какие периоды функционирования национальной экономики усиливается значение ГРЭ? § Каковы принципы распределения доходов в обществе? В чем их преимущества и недостатки? § В чем состоит противоречие между эффективностью и справедливостью в рыночной экономике? § Найдите аргументы против равенства в распределении доходов. Каким должно быть распределение доходов, его механизм, на ваш взгляд? § Перечислите направления социальной политики государства и их инструменты. 2) Контрольный тест по теме.
|