Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие интеграционных процессов в СНГ.
СНГ было создано в 1991 г. До последнего времени в его состав входило 12 государств (в 2008 г. Грузия подала заявку на выход из СНГ). Соглашение о создании СНГ имеет двойную направленность: 1) нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур: 2) предполагает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства. Объективной основой создания СНГ стала система межреспубликанских взаимосвязей, существовавших в рамках бывшего СССР. Процесс формирования СНГ прошел ряд этапов: 1-й этап-1992 г. - становление СНГ; 2-й этап – 1993-1994 гг. – формирование СНГ. Главным на данном этапе было подписание Договора о создании Экономического Союза СНГ (сентябрь 1993 г.), который предусматривал классическую, выверенную на европейском опыте, последовательность интеграции: ЗСТ (Зона свободной торговли) - ТС (Таможенный союз) - ОР (Общий рынок) товаров, капиталов, услуг, рабочей силы – валютный союз. Однако, на этом этапе, более действительными оказались не многосторонние, а двусторонние отношения. 3-им этапом в развитии СНГ стало подписание в апреле 1994 г. соглашения о создании ЗСТ, которое знаменует переход от 2-х к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли. 4-й - современный этап развития СНГ характеризуется усиливающейся фрагментацией экономического и политического пространства, созданием ряда субрегиональных группировок в составе нескольких членов СНГ. В частности: · Таможенного Союза (1996г.) в составе РФ, РБ, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана (1999 г.), преобразованного в 2000г. в ЕврАЗэс; · Союза РБ и РФ (1997), трансформирующегося в 1999 г. в Союзное государство; · Центральноазиатского Союза (1994) в составе Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркмении; · ГУАМ - в составе Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы, которые имеют общий интерес по созданию транспортного коридора на юге бывшего СССР; · Организации региональной интеграции (2003г.) в составе РБ, Казахстана, России и Украины. Оценивая СНГ в целом, можно отметить, что в его рамках с той или иной степенью эффективности решаются многие социально - экономические проблемы развития и безопасности государств-участников (в основном создана ЗСТ, развивается плодотворное сотрудничество в отдельных сферах деятельности (транспорт, электроэнергетика и проч.), реализуются программы по формированию общего образовательного пространства, в сфере военного сотрудничества и т.д. В то же время СНГ не смогло стать эффективно действующим региональным объединением государств. Большинство из провозглашенных целей и задач, особенно в области экономики, остаются невыполненными. Возможно, главная причина в том, что интеграция начинается с первичных экономических субъектов. Нельзя создавать интеграционную группировку только посредствам политических решений. Необходимо убедить предприятия и фирмы, что сотрудничество будет взаимовыгодным. Кроме того, для успеха интеграции нужны развитые рыночные отношения. С другой стороны, у СНГ существует хорошая документальная база: принят устав, различные акты и другие учредительные документы. Созданы соответствующие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный экономический комитет, Экономический суд и др. Также созданы специальные органы для сотрудничества в некоторых отраслях и структуры, призванные развивать интеграционное сотрудничество. В то же время органы СНГ фактически лишены властных полномочий, без которых невозможно эффективное развитие интеграции и предполагаемое создание единого экономического пространства. В целях повышения действенности данного образования Советом глав государств Содружества 5.10.2007 г. была одобрена Концепция дальнейшего развития СНГ и утвержден План основных мероприятий по ее реализации.
34. Платежный баланс: понятие, принципы составления, структура. Платежный баланс – это стоимостное выражение всего комплекса мирохозяйственных связей страны в форме соотношения денежных поступлений и платежей; - это систематизированные записи (статистическая система) всех экономических сделок между резидентами и нерезидентами за определенный период времени (1 год) Принципы составления 1. Принцип двойной записи (двойного счета) двусторонняя запись экономических сделок, отражение каждой операции дважды – по кредиту одного счета и дебету другого 2. Принцип учета экономической территории в ПБ фиксируются сделки, совершенные резидентами определенной экономической территории с нерезидентами 3. Принцип учета резидентности и центра экономического интереса в ПБ отражаются операции, осуществленные резидентами страны, критерий определения которых - центр экономического интереса Резиденты - домашние хозяйства или юридические лица, находящиеся в стране более года и имеющие на ее экономической территории центр своего экономического интереса Центр экономического интереса имеется, если, размещаясь на экономической территории страны и имея жилые помещения, производственные площади или другие сооружения, субъект занимается хозяйственной деятельностью или ведет экономические операции в значительных масштабах в течение неопределенно долгого или определенного, но достаточно продолжительного времени (год и более) 4. Принцип оценки экономических сделок -требуется единая система оценки сделок -рекомендуется оценка по рыночным (фактическим) ценам -когда рыночную цену установить невозможно, оценка производится по ценам аналогичных сделок или товаров, существовавших на рынке в период времени, за который проводится оценка: 5. Принцип учета времени сделки -время регистрации записей по кредиту и дебету должно совпадать -операции отражаются в ПБ в момент создания, трансформации, обмена, передачи или исчезновения экономической стоимости 6. Принцип единой единицы учета -единица учета должна быть стабильной, чтобы изменения ее курса в течение учетного периода не отражались на итоговых показателях Структура ПБ · торговый баланс · баланс услуг и некоммерческих операций · баланс доходов · баланс трансфертов · баланс движения капиталов и кредитов · баланс движения золотовалютных резервов · Счет текущих операций · Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами Торговый баланс (ТБ) отражает реальные операции с товарами, т. е. экспорт и импорт · активный ТБ · пассивный ТБ Баланс услуг и некоммерческих операций включает платежи и поступления от операций по купле-продаже услуг Баланс доходов · выплаты доходов по инвестициям за границей и процентов по международным кредитам · предоставление военной помощи иностранным государствам, военные расходы за рубежом · выплаты лицам наемного труда (резидентам – за границей и нерезидентам – в стране) Баланс трансфертов · односторонние переводы (трансфертные платежи) - записи, отражающие переход прав собственности на реальные или финансовые ресурсы от резидентов к нерезидентам и наоборот, Счет текущих операций · охватывает трансакции, совершаемые в сфере реальной экономики, на рынке товаров и услуг · отражает величину реальных ценностей, которые страна передала загранице или получила от нее в дополнение к ВВП · показывает, живет ли страна «по своим доходам» Cчет операций с капиталом и финансовых операций выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов Баланс движения золотовалютных резервов показывает операции, связанные с изменением официальных золотовалютных резервов, располагаемых страной, изменение обязательств страны перед иностранными банками В общем виде структуру платежного баланса можно представить следующим образом: I. Текущий счет: - товары, - услуги, - доходы, - текущие трансферты. II. Счет операций с капиталом и финансовых операций: А. Счет операций с капиталом - капитальные трансферты Б. Счет финансовых операций - прямые инвестиции, - портфельные инвестиции, - другие инвестиции, - резервные активы: монетарное золото, специальные права заимствования, резервная позиция в МВФ, другие зарубежные активы.
|