Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Римское общество в V-III вв. до н.э. Борьба плебеев и патрициев
Немаловажную роль в процессе формирования структуры римского общества сыграла этническая неоднородность населения Рима. На этот счет среди ученых существует несколько точек зрения. В исследовании процесса развития римского этногенезиса и его влияния на формирование социальной системы римского общества большую роль сыграли произведения античной исторической литературы. Наиболее ранним из историков, сохранившем сведения о римской этнической истории, является Саллюстий Крисп. В кратком экскурсе в историю формирования Римского государства утверждает: «Город Рим, насколько я узнал, основывали и владели им сначала троянцы, которые бежали вместе с вождем Энеем, и с ним аборигины, племя дикое, без законов, без власти и своевольное». Дали Саллюстий сообщает, что эти разнородные и происхождению, и по языку, и по культуре элементы удивительно легко и быстро сжились и объединились в едином полисе3. Из выше сказанного можно сделать вывод, что Саллюстий в своих сообщениях о древнем населении Рима придерживается традиционной римской версии начала римского этногенезиса, указывая на троянцев, как на основателей Рима, причем он отличает мирный характер этого процесса. В произведениях Диодора Сицилийского (90-21 года до н.э.) в основном влияние направлено на эпоху ранней римской республики. Сведения, сообщаемые им по проблеме населения древнего Рима очень отрывочны. Упоминает он лишь о передвижении по Италии сикелов4. Дионисий Галикарнасский (с 30 года до н.э. в Риме) основывается преимущественно на сообщениях греческих авторов. Из сообщений Дионисия выясняется, что первоначально территория Рима, как и всего Лация, была занята варварами. Затем Рим был захвачен пришедшими с гор аборигенами, к которым потом присоединились другие народы. Эта смесь народов получила в последствии название латинов по имени правившего там царя Латина5. Основными, можно сказать, уже вполне сложившимися организмами древнего Рима являлись трибы и курии, род и семья. Все эти элементы социальной структуры образовались на основе этнических единств, которые были одновременно и политическими единицами. Если говорить о курии, то в отечественной исторической литературе она понимается по разному: как «фратрии» или как «союз мужей», или «союз воиновРазвитие скотоводства и усложнение процесса земледелия уже утвердили в Риме отцовский род. Курии не были оторваны от родо - племенной организации, а составляли ее органическую часть. Основное отличие курии от фратрии состоит в том, что фратрии охватывают всех членов входящих в них родов, курии - только мужчин. Таким образом, о куриях говорится как об объединении людей, а так же о месте, где они собирались. Курии обладали общностью земли, а так же общностью святынь и празднеств. В вопросе о создании и деятельности триб ученые видят элементы искусственности, точнее - сознательный акт, который можно отнести ко времени до середины VIII века до н.э., когда образовались их подразделения, курии. Трибы образовались на протяжении правления царей от Ромула до этруссков. Основателем системы триб ученые считают Сервия Туллия, которому приписывается реформа общественного строя, получившая название «политическая революция». Если трибы и курии представляли собой объединения основанные на общественных началах, то и род и семья всегда были более крепкими в социальном плане организмами, которые были укреплены более сильными связями, т.е. кровнородственными. Определяя характер римского gens (рода), надо иметь ввиду, что в современной науке существуют различные представления об институте рода. Часть ученых высказывается в пользу того, что в материнском роде, свойственном раннему родовому обществу, производственные отношения в основном совпадали с отношениями между кровными родственниками, иными словами, род в то время был общиной, социально - экономическим организмом, для которого характерны общеродовая собственность на основные средства производства, коллективный труд и потребление, а так же абсолютное полноправие всех членов. В отличии от материнского, отцовский род, по мнению исследователей, перестает быть основной социально - экономической ячейкой общества, каковой становится большая патриархальная семья, которая называется так же семейной, или домовой общиной. В процессе развития производительных сил производственные отношения уже не совпадают в нем с кровнородственными. Род уже не является общиной. Он превращается в экзогамный коллектив кровных родственников, в основном регулирующий брачные отношения14. Так если говорить о царской эпохе, где идет переход от первобытно общинного строя к классовому обществу, основной общественной единицей становится отцовский экзогамный род. Члены рода были связаны взаимным правом наследия. Роды представляли собой не «сплоченные» коллективы родственников, а уже разделялись на семьи. После разложения первобытнообщинного строя известные элементы родовой организации сохранились, хотя в царский период связи между сородичами значительно ослабли и многие институты родового строя исчезли, но все же его черты оставались в виде пережитков. Таким образом, роды превращаются в замкнутые корпорации15. И так, роды (gentes) были живым действующим организмом в Риме второй половины VIII века до н.э., причем не смотря на постепенны распад рода на отдельные семьи, общественное пользование землей сохранилось. Таким образом, в древнем Риме, как и у других народов, имущественное и социальное расслоение населения идет вместе с распадом родоплеменного строя и образованием частной собственности на землю, скот и другое имущество19. И хотя такое расслоение уже создает предпосылки формирования общественных классов, дает возможность для оформления этих классов в зачаточном виде, пережитки родоплеменных отношений накладывают свой отпечаток на этот процесс. Патрициями в древнем Риме называлась родовая аристократия. Первоначально патрициями называлась, по-видимому, коренное население Рима, входившее в родовую организацию и противостоявшее плебеям. Согласно традиции патриции составляли сначала 100, затем уже 300 отцовских родов и образовывали римский народ (populus). Сначала VI века до н.э. в период формирования классового общества и государства, патриции превращаются в господствующий класс - сословие Римской республики, обладающим всеми гражданскими и политическими правами, главным из которых являлось замещение высших магистратур. Картина социальной жизни усложнялась тем, что растущий город пополнялся еще за счет завоеванного населения, а так же добровольных пришельцев, иногда целых родов. Сначала пришлое население включалось в родовую организацию трех триб. Но потом доступ в нее был прекращен, и новые поселенцы оказались на положении неполноправных, поскольку лишены были участия в куриатных комициях и в сенате. Число же их быстро увеличивалось, пополнялось, почему их и стали называть плебсом (от plere - наполнять)3. Первая попытка научного объяснения происхождения плебеев принадлежит Нибуру, утверждавшему, что римский плебс образовался из жителей ближайших к Риму селений, которые были покорены первыми царями и приведены в Рим. Они были свободными, но не имели ни каких прав и не могли вступать в брак с патрициями. Со времени Анка Марция плебеи составляли многочисленное свободное население, не имевшее своей организации вплоть до реформ Сервия Туллия4. Теорию Нибура оспаривал Инэ, видевший в плебеях бывших клиентов, которые принадлежали к туземному населению и после завоевания находились в крепостной зависимости от патрициев, а потом получили освобождение. Таким образом, в условиях развития в Риме рабовладельческих отношений, на ряду с местным населением, когда-то принадлежавшем к родовым организациям, и уже в царский период все еще сохранившем родовые формы общежития, стало появляться и быстро увеличиваться пришлое население. Оно было лично свободным, но т.к. не происходило из старых римских родовых общин, не могло пользоваться общей землей и не имело права принимать участие в решении общих дел. В результате уже в этот период в Риме создается сложная картина социального расслоения. На ряду с зарождением в обществе двух основных групп - рабов и рабовладельцев, среди свободных уже в царский период обособляются - римский народ (populus), т.е. потомки старых родовых организаций и плебеи - жители покоренных Римом областей, и новые поселенцы, причем надо учитывать, что каждая из двух последних групп - римский народ и плебеи - не была однородна по своему социальному составу. В ожесточенной борьбе этих групп и происходит крушение родового строя в Риме. Уже в конце царского периода эта борьба привела к тому, что были заложены основы будущего римского государства.. По своему составу плебс делился на городской и сельский. Последний был значительно более однородным, различались в основном лишь по размерам принадлежащему тому или иному крестьянину участка, хотя, как отмечает Штаерман, несомненно и в его среде выделялись более богатые люди, выступавшие в качестве ростовщиков, закабалявших бедноту, и неимущие, наживавшиеся батраками, попадавшие в кабалу, уходившие в город и в армию. Городской плебс был гораздо более многосложен, включая как богатых торговцев и владельцев ремесленных предприятий, так и мелких ремесленников и торговцев, наемных работников, людей без определенных занятий, живших за счет государства и патронов. Не смотря на разнообразие этого сословия, права которыми они располагали распространялись на всех11. Так, плебеи, например, не имели права пользоваться общественной землей, т.к. реформа Сервия Туллия даже в народном собрании представляла преимущественное положение римской знати. Таким образом в эпоху существования Рима, быстрый процесс разложения родового строя, развитие рабовладения в Средиземноморье, завоевание Рима этруссками создали здесь сложную и своеобразную социальную дифференциацию.
Во внутренней истории Римского государства одним из важных является процесс формирования рабовладельческого общества, в основу которого легла борьба между патрициями и плебеями. В основу этого процесса легло прежде всего неравное экономическое положение этих двух сословий. Патриции не участвовали в производстве благодаря эксплуатации клиентов и рабов. Плебеи же занимались трудом и жили за счет доходов от своего труда, т.е. существование плебеев предполагало прежде всего существование за счет собственного труда. Однако, эти классовые различия между патрициями и плебеями были очень тесно связаны с сословными различиями и во многом ими и объяснялись. Плебеи были совершенно бесправны, хотя лично и свободны, они не могли претендовать на получение общественных земель, появляющихся в результате новых завоеваний; они так же не могли участвовать в управлении государством, в отличие от патрициев, которые этим правом пользовались. Тем самым классовые различия оказались закрепленными правовыми установлениями, неполноправием плебеев. Борьба патрициев и плебеев продолжалась с конца VI века и почти до конца IV века до н.э., принимая при этом иногда и острые формы. Эта борьба вызывала в середине VI века до н.э. проведение реформ, приписываемых шестому царю Сервию Туллию, который ввел новое устройство римской общины на основе территориально - имущественного принципа. Так называемая Сервиева конституция означала уничтожение примитивной патрицианской civitas и создания патрицианского - плебейского государства, которое в ходе своего дальнейшего развития превращается в классическое рабовладельческое государство13. Однако формально включение плебеев в состав единой с патрициями общины не решало вопрос о средствах производства, и прежде всего оземле. На основании этого можно сделать вывод, что суть борьбы патрициев и плебеев заключалась, или другими словами сводилась к борьбе мелкой земельной собственности с крупной14. Таким образом, в результате реформ плебеи были включены в состав гражданской общины, а значит и в вооруженные силы государства. Все это дало в их руки своеобразную форму борьбы за свои права в виде сецессии (secessio), т.е. ухода плебеев из Рима, обычно на Авентинский холм или Священную гору. При удалении плебеев, составляющих основную массу войска, Рим тем самым оставался почти открытым для врагов. Кроме общественной земли плебеи требовали отмены долговой кабалы, ограничения процента ростовщиков и уравновешивания с патрициями в политических правах16. После первой сецессии плебеи получили право избирать своих магистров, т.е. народных трибунов в трибутных комициях. Обязанность и права народных трибунов состояли в том, чтобы защитить плебеев от произвола патрицианских магистратов. На этом заканчивается первый этап борьбы, охвативший период от реформ Сервия Туллия до установления народного трибуната. . Плебеи требовали раздела общественного поля. Тит Ливий сообщает, что в качестве инициатора аграрного законопроекта выступил консул (486 год до н.э.) Спурий Кассий, который предложил раздать плебеям половину только что отнятых у герников двух третьих земли. К этому он хотел присоединить часть уже имеющейся ager publicus20. Патриции, противясь этому требованию, в большинстве случаев выдают общественную землю за свою частную21. С помощью второго консула Прокула Вергиния законопроект Кассия был отклонен, а его автор обвинен в стремлении к захвату царской власти и казнен. В 478 году до н.э. плебеи вновь выступают с требованием закона о разделе общественных земель. Их представителем и защитником на этот раз становится народный трибун Понтифиций, который после отказа сената поставил законопроект на утверждение народным собранием22. Но сенат и патриции вновь сумели отклонить требования плебеев. В ответ на это в 460 году до н.э. вспыхнуло новое восстание плебеев под руководством Аппия Тедрония из сабинов. В нем приняло участие около 4 500 человек, которые захватили капитолий, а Аппий Тедроний заявил, что он хочет снять тяжелое ядро рабства23. Следующий этап борьбы связан с составлением «Законов XII таблиц», когда плебеи боролись за право входить в состав комиссии децемвиров (451 год до н.э.). Но в первый год ее работы в состав комиссии они не были включены, и лишь на второй год они добились права участия в комиссии своих представителей24. Тем самым, принятие «Законов XII таблиц» стало определенной победой плебеев в борьбе с патрициями. В частности, законы частично улучшали положение эксплуатируемых: ограничен ссудный процент, уменьшен произвол патрициев над клиентами и рабами, ограничены полномочия сената, поскольку принятые законы установили, что «решение народного собрания должно иметь силу закона»25. Последний третий этап борьбы начинается с 80-х годов IV века до н.э., когда в результате жестокого экономического кризиса и роста задолженности, причиной которого стал набег галлов около 390 года до н.э., вновь обострилась борьба между патрициями и плебеями27. Был посажен в тюрьму Марк Манлий Капитолийский, первый патриций действовавший в интересах плебеев. Как сообщает Ливий, плебеи заставили сенат издать постановление об освобождении Манлия, который после освобождения стал еще активнее призывать простой народ на борьбу против патрициев. Но вскоре Манлий был обвинен в стремлении к царской власти и по приговору суда он был сброшен с Тарпейской скалы (384 год до н.э.)28. В 378 году до н.э. для постройки каменной стены вокруг Рима был введен новый налог, следствием чего стало увеличение долгов плебейского населения и новое обострение социального конфликта29. Для решения данного конфликта, народными трибунами были предложены следующие законопроекты (рогации) в пользу плебеев: это ограничение земельных наделов патрициев, об освобождении должников - плебеев от уплаты процентов кредиторам, о праве избирать одного высшего магистра - консула из плебеев. Борьба за принятие этих законопроектов длилась около 10 лет, и только в 367 году до н.э. сопротивление знати было сломлено и все три закона приняты Недовольство основной массы плебеев вылилось в 342 году до н.э. в крупное восстание. Основным требованием восставших было отмена долговой кабалы. Но долговая кабала, не смотря на ее официальное отменение, как общественный институт осталась. В 326 году до н.э. вспыхнуло вновь восстание плебеев против долговой кабалы. Как сообщат Ливий, закабаленные были освобождены и запрещено на будущее время брать должником в кабалу32. Последним годом борьбы между патрициями и плебеями принято считать 287 год до н.э., когда диктатор из плебеев, Гортензий вторично провел закон, по которому решения плебесцитов (постановления принятые плебеями на собраниях по трибам) - закон для всех граждан, в том числе патрициев. Таким образом с конца III века до н.э. верхушка плебса получила доступ ко всем магистратурам. В результате борьбы патрициев и плебеев изменился и социальный состав римского общества. В ходе этой борьбы оформилась социальная структура римского общества как общества рабовладельческого. Богатые и средние слои патрициев и плебеев составили класс рабовладельцев, а бедные слои патрициев и плебеев - класс плебса. Внутри класса рабовладельцев мы видим оформившиеся в результате борьбы патрициев и плебеев сословия нобилитета и всадников. Плебс представлял из себя класс - сословие мелких собственников - производителей (земледельцы, ремесленники, мелкие торговцы). Плебс делился на сельский и городской. Сельский плебс по сравнению с городским был более однородным, хотя и среди него были люди с значительными земельными участками, а так же ростовщики, закабалившие бедноту. В состав городского плебса входили богатые торговцы и владельцы крупных ремесленных мастерских, мелкие ремесленники и торговцы, наемные работники и люмпен пролетарии, жившие на подачки государства и патронов33. 1. Положение женщины в римском праве Положение женщины в римском обществе было весьма высоким. Для наилучшего понимания ее положения необходимо обратиться к римскому праву. В древнем праве женщины подвергались многим ограничениям в частноправовых отношениях. Они состояли либо под властью отца или мужа, либо, сделавшись persona sui juris (например вследствие смерти отца), должны были состоять всю свою жизнь под опекой — tutela mulierum. При браке cum manu жена состояла под властью мужа — manus — и считалась filiae loco. В позднейшем праве супруги в принципе равноправны. Однако муж играет все-таки руководящую роль. Жена принимает имя мужа, разделяет его положение и имеет одно с ним местожительство. Она должна следовать за ним; поэтому муж против всякого, кто удерживает ее от этого, может предъявить interdictum de uxore exhibenda ac ducenda. Муж обязан содержать ее. Он считается защитником жены и поэтому может выступать в процессах в качестве презумптивного ее представителя.1 При браке cum manu жена была лишена активной имущественной правоспособности: все, что она приобретала, переходило к мужу. В позднейшем праве восторжествовал принцип имущественной равноправности супругов, выражающийся в раздельности их имуществ. Каждый из супругов самостоятельно распоряжается своим имуществом, они на общем основании могут вступать в сделки между собою. При этом, однако, наблюдаются три особенности: 1) дарения между супругами недействительны; 2) супруги не могут предъявлять друг против друга инфамирующие иски; поэтому если один из них присвоил себе незаконно вещь другого (украл ее, растратил деньги супруга и т. п.), то потерпевший не может предъявить к виновному actio furti; взамен этого ему дается особый иск, направленный на возврат присвоенного, и вознаграждение за убыток, который не влек за собою infamia; но и этот иск мог быть предъявлен к виновному или наследникам его только после прекращения брака; 3) в случае спора все объекты, находящиеся в руках того или другого из супругов, считаются собственностью мужа, поскольку жена не может доказать противного (так назыв. praesumptio Muciana).1 Строгая раздельность имуществ могла быть смягчена тем, что муж получал со стороны жены приданое (dos), предназначенное ad onera matrimonii sublevanda. В таком случае делалось различие между приданым и собственным имуществом жены; последнее носило название purapherna или bona paraphernalia. Относительно таких bona paraphernalia следует заметить, что жена, конечно, могла предоставить управление ими мужу; в таком случае муж считался ее мандатарием; в отличие от обыкновенного мандатария он отвечал, однако, перед нею не за omnis culpa, а только за culpa in concreto, то есть от него требовалось только diligentia, quam suis rebus adhibere solet.2 Подводя итог, можно сказать, что в древнем праве женщины подвергались многим ограничениям в частноправовых отношениях. Они состояли либо под властью отца или мужа, либо, сделавшись persona sui juris (например вследствие смерти отца), должны были состоять всю свою жизнь под опекой — tutela mulierum. С течением времени, tutela mulierum вышла из употребления, и различие между женщинами и мужчинами в области гражданского права все более стало утрачиваться. В Юстиниановском праве и тем более в современном праве различие пола по общему правилу не имеет значения в сфере частноправных отношений. Подводя итог, можно сказать, что в Древнем Риме женщины не имели гражданских прав и были формально отстранены от участия в государственных делах. Их положение не было таким приниженным, как в Древней Греции. Римлянки пользовались относительной свободой — могли появляться в обществе, ездить в гости, посещать приемы. Семейная жизнь римлянок также отличалась от жизни гречанок. Обычным являлось участие римских женщин в общественной жизни. Женщины из высших слоев разбирались в вопросах политики и способны были защищать свои права. Они оказывали влияние на политическую жизнь республики, а позднее и империи: лишенные права участвовать в голосовании, римлянки агитировали за того или иного кандидата, способствовали принятию тех или иных решений и законов на собраниях. Значительной была роль женщины в религиозном культе. Весталки пользовались большим уважением и почетом в римском обществе. Возможностей получить образование у римлянок было больше, чем у гречанок. В эпоху империи многие женщины увлекались литературой, искусством, изучали историю и философию. В древние времена в архаичном обществе сложилось представление об идеальном типе женщины как воплощении римских добродетелей — стойкости характера, трудолюбия, соблюдения чести. Уважались целомудрие, стыдливость, чистота души, супружеская верность. Особым почетом среди замужних римлянок пользовались знатные матроны, жены и матери в семьях патрициев.
18. Римские завоевания в Италии и образование римско-италийской федерации. В первые века I тысячелетия до н. э. латины, сабины, вольски, эквы, самниты находились на стадии разложения первобытнообщинных отношений, жили в условиях военной демократии. На этой стадии развития война является постоянной совместной работой, которая ведется ради захвата объективных условий существования и для упрочения этих захватов. Главным объектом завоеваний была земля. Во время набегов захватывались скот, оружие, любая утварь. С ростом производительных сил появляются излишки продукции, распространяется патриархальное рабство, увеличивается народонаселение. Это приводит к тому, что значение войны возрастает. С установлением Республики расширение римской территории продолжалось. В завоеванные земли римляне выводили колонии, которые становились форпостами дальнейших завоеваний. Античный Рим не мог обойтись без колонизации. Низкий уровень развития производительных сил обусловливал ограничение населения в полисах и тем самым уход части граждан в колонию. Основание ее проводилось по решению народного собрания, определявшего место поселения и число колонистов. Для организации колонии избиралась комиссия из трех человек, дававшая ей имя, осуществлявшая контроль за размежеванием территории, выделением в ней общественных и частных земель и совершением полагающихся религиозных обрядов. Практическую работу проводили специалисты-землемеры. Рима этрусского царя Тарквиния Гордого (510 г. до н. э.) активизировались этруски. Царь города Клузия, Порсена, оказывая помощь Тарквинию и надеясь на поддержку недовольного патрициями плебса, осадил Рим. В римских легендах борьба с Порсеной изображается как цепь патриотических подвигов героев. Так, один из них, знатный юноша Гай Муций, стремясь убить Порсену, пробрался во вражеский лагерь, но по ошибке убил его секретаря. Он был схвачен и доставлен к царю. На допросе Муций, демонстрируя свою стойкость, положил руку на огонь, разведенный для жертвоприношений, и спокойно переносил нестерпимую боль. Сраженный этим, Порсена отпустил героя, а Муций, потерявший сожженную правую руку, получил в Риме почетное прозвище Сцеволы (Левши). В действительности же Рим справиться с Порсеной в одиночку не смог. На помощь ему пришли латины и извечные враги этрусков — кампанские греки. Их объединенными усилиями и была достигнута победа под Арицией (508 г. до н. э.). к фактическому распаду римско-латинского союза. Дружественные отношения с Римом сохранял лишь Тускул. За это тускуланцы сохранили право браков с римскими гражданами, но без права голосования в римских комициях. На протяжении IV в. до н. э. над римлянами и другими италийцами не раз нависала галльская угроза. Это обусловило возобновление римско-латинского союза (358 г. до н.э.), к которому присоединились и другие общины Средней Италии. Опираясь на этот союз, Рим справился с трудностями и даже потеснил этрусков и вольсков, на земли которых он вывел новых колонистов. другими городами-государствами и племенными союзами. Римско-латинская федерация не была единственной в Италии. В горной части Средней Италии сложился союз самнитских племен. В 354 г. до н. э. римляне заключили с самнитами дружественный договор. Затем последовало установление союзных отношений с рядом городов — латинским Тускулом и с этрусским Цэре. В 348 г. до н. э. был подписан второй торговый договор с Карфагеном. Таким образом, в середине IV в. до н. э. Рим превратился в сильное государство Италии.
Римские успехи встревожили не только кампанцев, но и латинов. Верхушка латинских городов — членов Арицийской федерации выступила в Риме с требованием избрать одного из консулов и половину римского сената из числа латинов. Отказ римлян вызвал так называемую 2-ю Латинскую войну (340—338 г. до н.э.). Военные действия шли на территории Кампании. В битве близ города Свесса латины и кампанцы потерпели поражение. Победа римских войск имела далеко идущие последствия экономического и политического характера. Во-первых, латины, кампанцы и вольски поплатились значительной частью своих земель в пользу Рима. Во-вторых, федерация латинских городов была распущена. В-третьих, она была заменена новым типом союза Рима с каждым латинским городом отдельно. Союзнические отношения с ними оформлялись договорами. Условия их были продиктованы римлянами в зависимости от позиции, занятой тем или иным городом во время войны. Все латинские города сохраняли собственное самоуправление и могли совместно с римлянами участвовать в основании колоний. Но жители одних латинских городов сверх того были включены в состав римского гражданства, т. е. получили в Риме и имущественные, и политические права, а жители других — только имущественные. Однако при переселении в Рим и они всю полноту прав обретали. Статут этой 2-й группы латинов дал начало правовой категории латинского гражданства, которая применялась затем к людям вне зависимости от их принадлежности к латинскому племени. Положение кампанцев и аврунков отличалось от положения латинов тем, что им были предоставлены лишь имущественные права в Риме без права голосования в комициях и без прочих латинских прав (ci- vitas sine suffragio). Они оказались в том же положении, что ранее и этруски из города Цэре, чей статут именовался «цэритским правом». Узнав о гибели Пирра, оставленный им гарнизон сдал римлянам Тарент. Вслед за тем римляне завладели Луканией и Бруттием. Дольше всего держался греческий город Регий. Но и он в 270 г. до н. э. стал добычей Рима. Вся Италия была покорена римлянами, независимым от него практически оставался только этрусский город Вольсинии. Чтобы отстоять свою самостоятельность, вольсинийцы решились на крайнее средство — вооружили своих бесправных бедняков и даже рабов. Однако угнетенные обратили полученное оружие против знати и захватили власть в городе. Тогда вольсинийская верхушка пошла на сговор с Римом. В 265 г. до н. э. римляне овладели Вольсиниями. Теперь весь Апеннинский полуостров до Паданской долины был подчинен Риму. гражданских прав в Риме, т. е. составили привилегированный слой колонистов.
|