![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные интернациональные и страновые модели международного менеджмента.
Объективная необходимость выделения международного менеджмента в самостоятельную науку было обусловлено, кроме того, еще и существенными различиями ведения бизнеса в различных регионах. В общем менеджменте, как правило, выделяются две национальные модели: американскую, основанную на идеях Ф.У. Тейлора, и японскую, ориентированную на персонал. В тоже время, в рамках теории корпоративного управления выделяют большее количество моделей, а именно: · Англо-американская модель. · Японская модель. · Немецкая (континентальная) модель. Экономическое развитие за пределами стран Запада, начиная с 1950 года, в основном шло за счет копирования процессов, которые проходили в США во время Второй мировой войны, другими словами, в применении принципов научного менеджмента для достижения более высокой производительности физического труда. Страны Востока — и в первую очередь Япония, — развитие которых началось после Второй мировой войны, старались избегать технологических инноваций. Вместо этого они импортировали систему подготовки кадров, которую США разработали во время Второй мировой войны на основе теории Тейлора, и использовали их для подготовки высокопроизводительной рабочей силы. Порой эта работа начиналась буквально на пустом месте, потому что рабочие большей частью ничего не умели и жили еще в доиндустриальном мире. Например, в Японии почти две трети трудоспособного населения в 1950 году все еще проживали в сельской местности и умели только выращивать рис. При этом даже после резкого повышения производительности рабочим в течение примерно десяти лет продолжали платить те же зарплаты, которые они получали когда только пришли на производство; это позволило странам Востока — сначала Японии, Корее, а затем Тайваню и Сингапуру— выпускать такие же промышленные товары, какие производились в западных странах, при гораздо меньших затратах на оплату труда. [14] В связи с вышесказанным представляет интерес анализ черт японского характера и ментальности. Важнейшие из них: трудолюбие, сдержанность и дипломатичность, восприимчивость к новому, бережливость. [15] В тоже время, считается, что японцы умеют вести жесткую «психологическую войну» в предпринимательстве, на переговорах стремятся выявить предел возможностей противоположной стороны, бесконечно повторяют свою изначальную позицию, затягивают решение как частных, так и общих проблем. Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда и принятия решений (группизм). Коллективный характер труда требует от менеджеров умения ладить с людьми. Также, высоко ценится жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности. Японцы склонны к заимствованию новых идей на Западе, но реализуют их зачастую значительно лучше, чем на родине этих идей. Они избегают риска и внедряют инновации скорее эволюционным, чем революционным путем. Для японцев характерна спокойная, ритмичная работа, как правило, отсутствуют авралы и стрессы. По сравнению с США, в Японии наблюдается более низкая производительность в торговле, на транспорте, в сельском хозяйстве. Особенности американской модели, во многом обусловлены национальными особенностями североамериканцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, «богоизбранность», стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, в фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности. Американская модель утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской и континентальной моделей, особенно в отношении к персоналу. Самым характерным примером такого сближения является концепция американского профессора японского происхождения Уильяма Оучи, получившая название модель «Z» Наиболее существенные различия в национальных моделях касаются таких критериев, как: [16] · Доминирующие качества делового человека; · Критерии к продвижению по службе; · Профессиональная компетентность; · Процесс принятия решений; · Отношение работников к фирме и сроки контрактов; · Отношение сотрудников к работе; · Характер проведения инноваций; · Форма деловых отношений. Приведем сравнительную характеристику японской, американской и переходной моделей У.Оучи в таблице 1.
Таблица 1.
|