![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кооперации и интеграции как инструментарий получения конкурентных преимуществ.
Специализация тесно связана с кооперированием и интеграцией производства. По сути, это две стороны одного процесса («одной медали»), поэтому в экономическом плане их обычно рассматривают в единстве. Кооперация[69] (лат. cooperatio) — форма организации труда, при которой определённое количество людей (предпринимателей, хозяйственников) или предприятий совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда/производства; Интегра́ ция (экономи́ ческая) [70] — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики. Для организаций или хозяйствующих субъектов модель интеграционного поведения, как правило, зависит от двух факторов: компетенций, которыми владеет компания, и совпадением целей или интересов в бизнесе. Совпадение целей, интересов бизнеса Высокое
Низкое Схожие Различные Компетенции Рисунок 3.1. Направления интеграции в зависимости от целей бизнеса и компетенций хозяйствующего субъекта. Для организаций или хозяйствующих субъектов модель поведения, как правило, зависит от двух факторов: компетенций, которыми владеет компания, и совпадением целей или интересов в бизнесе. При этом прослеживается закономерность – чем выше совпадение в целях бизнеса, тем больше оснований для прямой конкуренции, а схожесть во владении навыками и компетенциями усиливает процесс дезинтеграции. П. Дойль[71] полагает, что существуют четыре категории конкурентов. Охарактеризовать их помогает матрица «товары — потребители» (рис. 2.3.).
Рисунок 3.2. Типы конкурентов. Прямые конкуренты — это фирмы, которые предлагают схожие товары и услуги схожим категориям покупателей. Товарные конкуренты продают одинаковую продукцию разным группам покупателей. Косвенные конкуренты продают различные товары схожим категориям потребителей. К неявным конкурентам относятся фирмы различного профиля, выпускающие различную продукцию и предлагающие ее разным группам потребителей. Поскольку прямой противоположностью конкуренции является кооперация и интеграция, то предложенную схему можно дополнить интеграцией. (Выделено курсивом) Глобализация не может возникнуть на пустом месте, поэтому процесс и этапы интеграции можно представить следующим образом: кооперация – интеграция – интеграция и диверсификация – стратегические альянсы –транснационализация – глобализация, как это представлено на схеме.
Рисунок 3.3. Этапы (стадии) формирования глобализации Реализуя стратегию роста и развития рынка, фирма выходит на международный рынок, интернационализирует свою деятельность. Это позволяет: · получить новые конкурентные преимущества — доступ к наиболее перспективным НИОКР, научным исследованиям, снижение издержек производства на сырье, транспорт, в отдельных регионах — на зарплату, уменьшение налоговых выплат; · нарастить производственные мощности, повысить эффективность сбытовой деятельности путем создания отделений, филиалов и дочерних предприятий; · «погасить» сезонные колебания спроса на внутреннем рынке; использовать возможности государственных программ поддержки, принятых в своей стране или в стране пребывания; · компенсировать колебания валютного курса, обойти таможенные тарифы или административные ограничения импорта. Процесс интернационализации — это всегда процесс развития самой компании, а значит, и усиления ее конкурентоспособности. В литературе выделяют несколько его этапов: 1) местная стадия развития, характеризующаяся местным производством; 2) начальная стадия интернационализации, отличающаяся наличием контактов за рубежом до момента операций зарубежных дилеров и агентов; 3) стадия развития, предполагающая все виды контактов с зарубежными контрагентами до создания производственного предприятия за рубежом; 4) стадия роста, означающая наличие производственных предприятий за рубежом, которые расположены не более чем в шести странах; 5) многонациональная стадия, предполагающая создание производственных предприятий более чем в шести странах мира (транснациональных компаний). [72] Интернационализацию деятельности фирмы иногда представляют и в виде ряда стадий (рис. 3.4). [73] Рис. 3.4. Стадии интернационализации деятельности фирмы. Итак, выход фирмы на международный рынок, как правило, начинается с экспортных продаж и может осуществляться в виде непрямого или прямого экспорта. В случае непрямого экспорта, спорадического и нестабильного, фирма организует производство в своей собственной стране, зарубежные поставки обрабатываются как поставки на внутренний рынок, а международные операции поручаются другим организациям — местным коммерческим фирмам, ведущим дела с иностранными клиентами, международным торговым компаниям или экспортно-импортным компаниям. Если первый экспортный опыт оказался удачным, может последовать экстенсивная продажа на большем числе национальных рынков. В результате такого «тестирования» рынков фирма должна отобрать для дальнейшей разработки наиболее перспективные рынки и наиболее прибыльные товары. Экспортные продажи после этого становятся интенсивными, а рыночные контакты — более глубокими и эффективными, но зависимость от внутреннего рынка страны еще не преодолевается. При прямом экспорте внутри фирмы создаются специальные подразделения, ответственные за сбыт и экспансию на зарубежных рынках. Продукция все больше приспосабливается к потребностям зарубежных покупателей, хотя отечественные образцы еще продолжают оставаться в качестве отправных. Наиболее высоким уровнем проникновения на зарубежные рынки является производство за рубежом — в виде сборки готовых изделий из частей и узлов, изготовленных в стране расположения фирмы: контрактов на производство с местным изготовителем; лицензионных соглашений с местным производителем; создания СП; прямого инвестирования (покупки или создания совершенно нового предприятия) и пр. В таблице 3.1. показана связь причин занятия экспортом с типами экспортного поведения фирм/
Таблица 3.1. Мотивы экспортирования и типы экспортного поведения фирм
Выход конкретной фирмы на рынки другого государства зависит от опыта международной деятельности компании, ее целей и задач и может принимать самые разные формы. Примеры
|