Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Масштаб цен ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Масштаб цен — означает меру выражения стоимости при реализации или оценке каких-либо благ в денежных единицах данной страны. Масштаб цен — это способ соизмерения покупательных способностей или стоимостей товаров, другими словами, через масштаб цен проявляется функция денег как меры стоимости. Первоначально весовое содержание монет совпадало с масштабом цен, однако постепенно он начал обособляться от весового содержания монет (это было связано с порчей монет, их износом, переходом к чеканке монет из более дешевых металлов). С прекращением размена кредитных денег на золото официальный масштаб цен утратил свой экономический смысл. В результате Ямайского соглашения официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц были отменены. В настоящее время масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.
30. Налоговая система государства Налоговая система любого государства представляет собой: во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов; во-вторых, систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей; в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов. С известной долей условности первый из аспектов может быть назван системой налогов, второй - системой налогового законодательства, а третий - институциональной системой налогообложения. Все они взаимосвязаны, и невозможно рассмотреть систему налогов независимо от законодательства и подзаконных нормативных актов, а последние - независимо от институтов, которые их принимают и администрируют. Налоговые платежи в развитых странах играют решающую роль в обеспечении органов государственной и муниципальной власти денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций. Доходная часть бюджетов всех уровней бюджетной системы государства формируется благодаря функционированию налоговой системы, поэтому основной задачей органов государственного управления является нахождение варианта налоговой системы, разумно сочетающей интересы государства и интересы налогоплательщиков. Необходимым условием реализации указанной задачи может быть только грамотный, научно обоснованный подход к решению данного вопроса. Основу любой налоговой системы составляет совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке на территории государства. Развитые страны организуют налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости, эффективности, удобности и определенности налогообложения с использованием" новейших научных достижений. При этом на практике налоговые системы разных стран различаются по составу и структуре налогов, способам взимания, количеству элементов налога, масштабу налоговых полномочий различных уровней власти, а также по структуре государственных институтов, обеспечивающих принятие нормативных правовых актов и налоговое администрирование. Специалисты в области налогового права понимают налоговую систему как «...совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства...». Некоторые авторы рассматривает налоговую систему как «...законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых соответствующими органами с субъектов налога (налогоплательщиков)...». Е. Н. Евстигнеев понимает под налоговой системой «...взаимосвязанную совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения...». К существенным условиям налогообложения в свою очередь относят: действующий комплекс и общие элементы налогов и сборов, систему и принципы налогового законодательства, порядок установления и ввода в действие налогов, порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней, систему налоговых органов, формы и методы налогового контроля, права и ответственность участников налоговых отношений. Таким образом, налоговая система государства - это сложный комплекс целого ряда элементов, каждый из которых выполняет конкретную задачу. В практике налогообложения распространены следующие общепризнанные в большинстве стран элементы налогов: субъект, объект, источник, единица обложения, ставка, налоговые льготы, налогооблагаемая база, налоговый оклад. Каждый налог содержит все эти элементы. Налогоплательщики и плательщики сборов (субъекты налога и (или) сбора) — организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Объект налога — предмет, в том числе действие, подлежащее обложению (доход, имущество, товар, отдельные виды деятельности, передача имущества и т.д.). Объект налогообложения — предмет на который падает налог: доход, имущество, заработная плата, капитал и т.д. Единица обложения — единица измерения объекта (например, по подоходному налогу — рубль, налогу на землю — га). Налоговая база — часть объекта, выраженная в облагаемых единицах, к которой применяется по закону налоговая ставка. Она равна объекту за минусом налоговых льгот. Налоговый период представляет собой период времени, по которому определяются обязанности налогоплательщика по тому или иному налогу (ведение налогового учета, представление отчетов и деклараций, необходимых для осуществления налогового контроля, уплата причитающихся сумм налога и другие обязанности, установленные Налоговым Кодексом и (или) иным актом налогового законодательства). Налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных. Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с действующим законодательством. Налоговые скидки — уменьшение налоговой базы на определенную величину в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом. Налоговый кредит представляет собой изменение срока исполнения налогового обязательства по налогу (кроме сбора) при наличии определенных оснований на срок от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком или иным обязанным лицом суммы кредита. Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Источник налога — доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог.
31. Рынок земли. Земельная рента Рынок земли, как фактора производства, раздваивается на рынок сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. и на рынок земли как природного ресурса. Спрос на сырье, материалы, топливо определяется спросом и ценой на продукт, применяемыми технологиями. Цена предложения на данном рынке определяется, как и на любом другом, предельными издержками. Но эти издержки включают в себя специфический элемент - земельную ренту. В долгосрочном плане земля - единственно ограниченный ресурс, выступающий ограничением всех других ресурсов. Но в каждый данный период времени для фирмы предложение земли изменяется в зависимости от спроса и цен на продукт, от соотношения ставки процентов и земельной ренты. Земельная рента – доход, вменяемый земле как природному, не возобновляемому ресурсу, частный случай экономической ренты (любая плата, приходящаяся на долю ограниченного ресурса и превосходящая его альтернативную стоимость). Исходя из того, что земля есть фиксированный природный ресурс и, предполагая ее однокачественность, мы можем сказать, что земельная рента не является фактором, стимулирующим увеличение предложения ресурса (в сравнении с заработной платой или ставкой процентов). Поэтому увеличение спроса на землю как на ресурс увеличит ренту и цену продукции (с/х, добывающей промышленности), но не увеличит предложение земли. Увеличение спроса на землю (Nd1.Nd2, Nd3) при фиксированном предложении земли (Sn) увеличит земельную ренту и цену продукции, но не предложение земли. Если спрос на землю меньше ее предложения (Nd0), то земельная рента будет = 0. До сих пор мы рассматривали землю как однокачественную. На практике земли различаются плодородием, местоположением и т.д. Более качественные земли принесут больший доход. Так как рыночная цена определяется предельными издержками (максимально допускаемыми рынком в данных условиях), то лучшие участки земли принесут добавочный доход – дифференциальную ренту. Владелец земли включит и ее в арендную плату. Земля может не только сдаваться в аренду, но и продаваться в собственность. Приобретая земельный участок, инвестор рассчитывает на получение дохода в виде ренты и в виде прироста цены земельного участка. Он отказался от использования дохода в настоящем ради большего дохода в будущем. Так как количество лет, в течение которых взимается рента, стремится к бесконечности, то дисконтированная стоимость земли определяется по формуле: Vp=n/г, где n- годовая рента; r- годовая ставка процентов (реальная). Цена земли зависит не только от ее естественного плодородия или местоположения, но и от величины капитала, вложенного в землю (в виде сооружений) и от ожиданий инвесторов относительно возможных альтернатив ее использования. Таким образом, цена земли есть капитализированная земельная рента. При равенстве спроса и предложения она определяется как частное от деления годовой ренты на процентную ставку.
32. Мировое хозяйство Мировое хозяйство — это система взаимосвязанных национальных хозяйств, в основе которых лежит международное разделение труда, различные экономические отношения. Оно охватывает все страны и характеризуется неоднородностью и внутренней противоречивостью.
33. Международные экономические отношения и их основные формы Международные экономические отношения (МЭО) представляют собой связи многочисленных хозяйствующих субъектов отдельных стран или их групп по поводу производства и обмена в международном масштабе разного рода объектами - товарами, услугами, капиталами и рабочей силой. Эти отношения осуществляются в процессе участия национальных предприятий и компаний в международном разделении труда (МРТ). На реализацию МЭО влияют также политические, социально-экономические, правовые и иные факторы. Механизм реализации МЭО на макроуровне включает организационные, правовые нормы и инструменты по их реализации (международные экономические договоры и соглашения, организации международной торговли и т.д.), соответствующую деятельность международных экономических организаций, направленную на достижение целей по координируемому развитию международных экономических отношений. Международная практика свидетельствует, что современные МЭО требуют существенного, постоянного наднационального, межгосударственного регулирования. Механизм осуществления МЭО на микроуровне включает систему международного маркетинга и организации и техники внешнеэкономической деятельности. При всем внешнем сходстве с общим (внутренним) маркетингом международный маркетинг представляет собой специфический инструмент управления предпринимательством на международном уровне. Его специфика проявляется, прежде всего, в методах изучения особенностей национальных рынков, а также мировых рынков тех или иных товаров и услуг. Международное разделение труда – объективная основа международного обмена товарами, услугами, знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо от их экономической развитости и характера общественного строя. Суть МРТ заключается в снижении издержек производства и максимальном удовлетворении потребностей потребителей. Именно МРТ является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты. Международное разделение труда можно определить как важную ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях. МРТ играет возрастающую роль в осуществлении процессов расширенного производства в странах мира, обеспечивает взаимосвязь этих процессов, формирует соответствующие международные пропорции в отраслевом и территориально-страновом аспектах. В любых социально-экономических условиях стоимость образуется из затрат средств производства, оплаты необходимого труда и прибавочной стоимости, то все товары, поступающие на рынок, независимо от их происхождения участвуют в формировании интернациональной стоимости, мировых цен. Товары обмениваются в пропорциях, подчиняющихся законам мирового рынка, в том числе и закону стоимости. Реализация преимуществ МРТ в ходе международного обмена товарами и услугами обеспечивает любой стране при благоприятных условиях получение разности между интернациональной и национальной стоимостью экспортируемых товаров и услуг. К числу общечеловеческих побудительных мотивов к участию в МРТ, использованию его возможностей относится необходимость решения глобальных проблем человечества совместными усилиями всех стран мира. Формы К основным формам МЭО относят: · мировая торговля · международный рынок капиталов · международная миграция рабочей силы · мировая валютная система
34. Международное разделение труда
Международное разделение труда (сокращенно МРТ) - итог развития процесса разделения труда как внутри страны, так и на международном уровне. Формально международное разделение труда определяется как разделение труда между странами в определенных количественных и качественных соотношениях, опосредствованное обменом между ними товарами услугами и другими результатами общественно полезной деятельности. Производственный процесс расчленяется на отдельные, относительно самостоятельные фазы и стадии, а затем собирается на одной территории (это может быть объединением обособившихся производств в территориально - производственные комплексы, с установлением взаимодействия между странами, задействованными в системе МРТ). На сегодняшний день результатом МРТ является рост производительности труда, в том числе и на международном уровне. Международное разделение труда осуществляется в целях повышения эффективности производства, служит средством экономии затрат общественного труда, выступает средством рационализации общественных производительных сил. Как правило, в большинстве исследований, посвященных проблематике МРТ, исторически и логически выделяются три вида МРТ: 1. Общее МРТ - разделение труда между крупными сферами материального и нематериального производства (промышленность, транспорт, связь и т.п.). (Т.е. отраслевая специализация). С общим МРТ связано деление стран на индустриальные, сырьевые, аграрные. 2. Частное МРТ - разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям, например тяжелая и легкая промышленность, скотоводство и земледелие, и т.п. (т.е. производство на экспорт определенных видов готовой продукции и услуг). Оно связано с предметной специализацией. 3. Единичное МРТ - разделение труда внутри одного предприятия, при этом предприятие трактуется широко, как цикл создания законченного товара. (Специализация на изготовление отдельных узлов, деталей, компонентов).
35. Глобализация экономики Глобализация экономики — значимый элемент в развитии отношений. Профессионалы неоднозначно относятся к такому явлению. Скорее, оно связано с наличием разных мнений по данному вопросу, а также с разными предпосылками на последствия, в которых можно рассмотреть угрозу, ложащуюся на экономическую систему мира. Другие же специалисты, наоборот, рассматривают такое явление как средство для достижения роста. Перспективы глобализации Многие специалисты отмечают, что глобализация включает в себя целый ряд перспектив развития: · Интенсивное протекание процессов; · Открытость экономик отдельных государств другим государствам; · Доступ каждого участника рынка на любой другой рынок без препятствий; · Создание правил, по которым будут осуществляться международные операции, и эти правила должны быть универсальными; · Контроль за рынками и их регулирование; · Создание основных требований к перемещению капитала.
36. Информация и посредники Информация -- редкое благо, у которого имеются свои издержки производства, включающие все издержки, связанные с откладыванием действия. Попросту невыгодно откладывать действие, собирая информацию до бесконечности. Поэтому рациональный продавец будет приобретать информацию лишь до тех пор, пока ожидаемый предельный выигрыш от этого будет больше, чем ожидаемые предельные затраты на приобретение информации. Рациональный покупатель будет вести себя точно так же. Они оба могут выиграть от использования услуг посредника, потому что посредник дает возможность каждому из них дешевле получить дополнительную информацию. Если подумать над этим, то окажется, что в этом и состоит основная функция посредников: дешево производя ценную информацию, они способствуют эффективности и, тем самым, увеличивают богатство. Посредники обеспечивают продавцов и покупателей более хорошими вариантами, предоставляя им дополнительную информацию. Это ценная услуга. Хотя на самом деле при продаже дома посредников " нанимает" только продавец, услуги предоставляются также и покупателям, о чем свидетельствует тот факт, что покупатели обращаются к посредникам и пользуются картотеками. Посредники выполняют следующие основные функции, направленные на обеспечение эффективности торговой деятельности: * установление целевого рынка, т.е. выявление основной группы или групп покупателей, для которых предназначаются предлагаемые товары; * определение ассортимента товаров, наиболее полно учитывающего интересы как самого посредника, так и его покупателей; * оказание наиболее приемлемого набора дополнительных услуг; * установление наиболее приемлемой цены на предлагаемые товары; * обеспечение эффективной политики продвижения товаров на рынок; * установление наилучшего месторасположения торгового места. Кроме того, посредники осуществляют проведение переговоров, занимаются организацией транспортировки и складирования, финансированием и выполняют другие функции. Выбор посредников, которые станут участниками канала распределения, можно рассматривать как независимую область управления каналами распределения. Выбор участников канала изначально состоит из четырех этапов: Разработка критериев отбора. Подбор перспективных участников канала. Оценка отобранных кандидатов по критериям. Убеждение кандидатов стать участниками канала распределения. На первом этапе фирма должна разработать набор критериев для выбора участников канала сбыта в соответствии с поставленными задачами в области сбыта и реализуемой стратегии. При выборе торговых посредников можно руководствоваться следующей системой критериев, представленной в таблице 1. Таблица 1. Критерии выбора торговых посредников
37. Доходы от собственности. Процент
Доходы от собственности — это суммы, выплачиваемые предприятиями за использование экономических ресурсов. Рассмотрим доходы от предоставления фирмам капитала, земли и других природных ресурсов, а также денежных средств Процент — это та цена, которую приходится платить за привлечение денег. Соответственно под процентом понимается сумма, которую должник уплачивает кредитору за определенный период времени без полного или частичного погашения основной суммы долга в форме процента или заранее определенной суммы. Процент является, таким образом, доходом от собственности на денежные средства, который получают владельцы депозитов, облигаций, ценных бумаг (кроме акций), заемных средств и некоторых других аналогичных активов.
38. Себестоимость продукции
Себестоимость — это сумма затрат данного предприятия на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) — стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во сколько предприятию обошлось производство продукции. Себестоимость: § Общая себестоимость — сумма затрат на производство всего объема продукции § Индивидуальная себестоимость — затраты на производство только одного изделия § Средняя себестоимость — определяется делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции
39. Издержки предприятия Издержки производства - это расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. Для предприятия (фирмы) они выступают как оплата приобретенных факторов производства. Частные и общественные издержки Издержки могут рассматриваться с различных позиций. Если они исследуются с точки зрения отдельной фирмы (отдельного производителя), речь идет о частных издержках. Если же издержки анализируются с точки зрения общества в целом, то возникают внешние эффекты и, как следствие, необходимость учета общественных издержек. Уточним понятие внешних эффектов. В условиях рынка между продавцом и покупателем возникают особые отношения купли-продажи. Вместе с тем возникают и отношения, не опосредованные товарной формой, но оказывающие непосредственное влияние на благосостояние людей (положительные и отрицательные внешние эффекты). Пример положительных внешних эффектов — расходы на НИОКР или подготовку специалистов, пример отрицательного внешнего эффекта — компенсация ущерба от загрязнения окружающей среды. Общественные и частные издержки совпадают лишь при отсутствии внешних эффектов, либо при условии равенства нулю их суммарного эффекта. Общественные издержки = Частные издержки + Внешние эффекты Постоянные переменные и общие издержки Постоянные издержки — это такой вид затрат, который несет предприятие в рамках одного производственного цикла. Определяется предприятием самостоятельно. Все эти затраты будут характерны для всех циклов производства товара. Переменные издержки — это такие виды затрат, которые переносятся на готовое изделие в полном объеме. Общие издержки — те затраты, которые несет предприятие в течении одной стадии производства. Общие = Постоянные + Переменные
40. Виды налогов Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются: • по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные); • по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные); • по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц); • по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т.д.); • по целевому назначению налога (общие, специальные). Рассмотрим прежде всего разделение налогов на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других. Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам могут быть отнесены акцизные налоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт), налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности; получения прибыли. Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные - в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги - это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики. Представляется целесообразным относить налоги к прямым или косвенным на основе признака совпадения или несовпадения объекта и источника налогообложения. В соответствии с таким подходом прямые налоги - это такие налоги, для которых источник и объект налогообложения идентичны, а косвенные - те, для которых источник и объект не совпадают. Идентифицируем основные виды налогов, следуя указанным признакам. 1. Налог на доходы физических лиц. Так как источник и объект совпадают непосредственно, то налог - прямой. 2. Налог на прибыль корпораций. И объект и источник - облагаемая прибыль, следовательно, налог является прямым. 3. Налог на доходы от денежных капиталов. Относится к категории прямых налогов, поскольку источник и объект налогообложения один и тот же: дивиденды, проценты от облигаций, проценты по вкладам в банки. 4. Поземельный налог. Исчисление налога на землю практически повсеместно осуществляется в абсолютных суммах, взимаемых с единицы земельной площади. Источником уплаты налога является текущий доход собственника земли, а объектом - земельная площадь в натуральном выражений. Правомерно отнести этот налог к категории косвенных. 5. Поимущественный налог. Объектом налогообложения является имущество юридического или физического лица в стоимостном выражении, то есть овеществленный прошлый доход налогоплательщика, а источником - текущий доход, следовательно, это налог косвенный. 6. Налог с наследств и дарений. Объект налогообложения - имущество, передаваемое в наследство или в дар, а источник уплаты налога - текущий доход субъекта налогообложения. Налог является косвенным. 7. Налог на ценные бумаги. Конструкция налога внутренне противоречива, поскольку он состоит из двух разнородных частей: а) налога на эмиссию акций, облигаций и других ценных бумаг, взимаемого с акционерных компаний; б) налога на биржевые сделки, взимаемого при переходе права собственности на ценные бумаги. В первом случае объектом налогообложения является стоимость ценных бумаг (доход от продажи акций). Источник совпадает с объектом, и налог является прямым. Налог на биржевые сделки - это скорее аналог имущественного налога, уплачиваемого всякий раз при переуступке права собственности. Объектом является стоимость ценных бумаг, а источником - текущий доход субъекта налогообложения. Такой налог является косвенным. 8. Акциз. Представляет собой классический налог на цену товара. Объектом налогообложения является цена или облагаемый оборот. Источник уплаты акцизов - доходы потребителей. Так как источник и объект не совпадают, то акциз является косвенным налогом. 9. Налог с оборота. Объектом налогообложения является облагаемый оборот. Источником могут служить как доходы потребителей, так и доходы производителей. Объект и источник не совпадают, так что налог относится к косвенным. 10. Налог на добавленную стоимость. Объект налогообложения - добавленная стоимость на каждой стадии производства и реализации товаров (работ, услуг). Источником могут быть как доходы потребителя, так и доходы, производителя в зависимости от результатов перераспределения налогового бремени. Налог является косвенным.
41. Монополистические объединения Монополистическое объединение — это образование, представляющее собой организацию крупных предприятий, фирм, компаний, хозяйственных товариществ, которые занимают господствующее позиции на рынке, получают достаточно высокий доход, имеют возможность оказывать серьезное влияние на процесс формирования цен. Формы монополистического объединения Все монополистические объединения делятся на три вида:
коммерческие (синдикаты и картели); финансово-промышленные; производственные (концерны, тресты). Выделяют следующие основные формы объединения монополистического характера:
Картель — это союз нескольких предпринимателей одной области производства. Участники данной формы монополистического объединения сохраняют собственность на производственный продукт, средства производства, коммерческую самостоятельность. Синдикат — образование монополистического характера, при котором его участники являются представителями одной отрасли промышленности. Они сохраняют право собственности на средства изготовления товара, но в то же время не имеют возможности владеть произведенным продуктом. То есть предприятия, входящие в синдикат, обладают предпринимательской самостоятельностью, но коммерческой самостоятельности не имеют. Трест — форма монополистического объединения нескольких предприятий, представляющих разные отрасли промышленности. Становясь участником треста, предприятие теряет право собственности как на средства производства товара, так и на производимый продукт. Концерн — союз десятков (в некоторых случаях и сотен) разных предпринимателей, работающих в самых разнообразных отраслях промышленности, торговли, транспорта, участники которого свое право собственности на средства производства и производимый продукт теряют. Особенностью такого объединения монополистического характера является то, что главная компания осуществляет финансовый контроль над другими участниками данного союза. Конгломерат — монополистический союз, образованный методом поглощения предприятий из разнообразных отраслей, которые не отличаются производственным и техническим единством. Финансовая группа — форма монополистического объединения, во главе которого стоит банковское учреждение, распоряжающееся финансами входящих в нее фирм и компаний, координирующее абсолютно все сферы их деятельности.
|