![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формальные группы.
Идет ли речь о заседаниях руководства, конференциях специальных команд или комитетов, но время, проведенное в формальных группах, всегда описывалось как пустая трата времени, источник конфузов и дезинформации, попытка индивида, обязанного принять решение, спрятаться за «спиной коллектива». Но, невзирая на мнение широких масс менеджеров, ежедневно «рождаются» все новые и новые комитеты, деятельность которых по-прежнему является важной частью жизни организации. Возникает впечатление, что некоторые комитеты призваны стимулировать конфликты, а не анализировать проблемы, навязывать их членам готовые решения, выставить «дымовую завесу» некомпетентности. Эмоциональное поведение некоторых сотрудников отвлекает внимание членов комитета от важнейших проблем, в то время как формирование эффективных внутригрупповых отношений предполагает проявление понимания. Комитеты. Для создания формальных групп имеется множество оснований — необходимость генерации идей, принятия решения, обсуждения вопросов и оценки ресурсов, мониторинга или конструктивной обратной связи. Комитет — это особого рода совещание группы, на котором ее членам в соответствии с исполняемыми ролями делегированы права (один участник—один голос) для принятия оперативных решений. Таким образом, если в комитет входят начальник и подчиненный, они, как члены группы, наделены равными правами. Более того, в силу имеющегося опыта, интересов или знания проблемы подчиненный может пользоваться большим влиянием. В тех случаях, когда члены комитетов не умеют абстрагироваться от обычно исполняемых ими ролей и рабочих взаимоотношений, в группе возникают специфические межличностные проблемы. Межличностные отношения. Структурные подходы. Совещания членов комитета обычно протекают в форме открытого обсуждения проблемы или вопроса. Кроме того, для достижения определенных целей и обеспечения надлежащего контроля над процессом используются такие альтернативные структуры, как мозговой штурм, номинальные группы, метод Дельфи и диалектическое исследование. Метод мозгового штурма. Основная цель метода мозгового штурма состоит в организации и стимуляции выдвижения и обсуждения креативных идей в небольших группах (до 8 участников). Предполагается, что члены «штурмовой» команды руководствуются следующими правилами: 1. Генерирование максимально возможного числа идей. 2. Проявление изобретательности, сообразительности, смекалки. 3. Активно дополняют выдвигаемые предложения, стремятся использовать все 4. Воздерживаются от какой-либо критики. Успех мозгового штурма зависит от способностей каждого из участников группы, умения воспринимать новые идеи, использовать их для генерации собственных предложений и донести их до коллег. Метод номинальной группы. Участие в номинальной группе предполагает, что до момента принятия решения взаимодействия ее членов в максимальной степени ограничиваются. Обычно работа такой группы осуществляется в соответствии со следующими правилами: 1. Участники группы знакомятся с проблемой на совместном собрании. 2. Каждый из них самостоятельно разрабатывает решение. 3. Предложения членов группы доводятся до коллег в структурированном формате (к примеру, анонимные оценки предложенных вариантов, что исключает 4. Участники получают возможность задать уточняющие вопросы (в течение ограниченного отрезка времени). 5. Решение принимается по результатам суммирования анонимных оценок предложений. Метод номинальной группы предполагает различные степени участия сотрудников в решении проблемы, отсутствие давления на коллег во время дискуссии, жесткий временной контроль. К его недостаткам следует отнести формализацию процедур, что не позволяет воспользоваться выгодами обмена идеями. Метод Дельфи (экспертные оценки). Дельфийский метод предполагает, что для решения проблемы формируется группа из экспертов по данному вопросу или имеющих необходимую информацию сотрудников, руководитель которой распространяет среди участников заранее подготовленные анкеты. Обмен мнениями членов группы обычно происходит в письменной форме. Данный метод широко используется при составлении прогнозов развития рынков или компании (например, оценка объема продаж в ближайшие десять лет). Заключения участников обобщаются и вновь направляются респондентам, которые, используя дополнительную информацию, уточняют свои прогнозы. Данный процесс может повторяться несколько раз до тех пор, пока не будут получены достаточно близкие прогнозы, на основе которых готовится итоговый доклад. Диалектический метод принятия решений. В некоторых случаях группы, деятельность которых основывается на личных взаимодействиях, быстро приходят к одному из решений, упуская из виду более эффективные (в силу неприятия участниками группы заседаний или отсутствия у них желания обсуждать острые вопросы). Один из возможных выходов предлагают сторонники диалектического метода принятия решения (ДМПР), у истоков разработки которого, стояли великие древнегреческие философы Платон и Аристотель. ГРУППОВОЕ МЫШЛЕНИЕ. Один из наиболее страшных «грехов» постоянных участников совещаний и заседаний — склонность к конформизму и неоправданным компромиссам. Как правило, тесно связанные между собой члены небольших групп не рискуют высказывать противоречащие воззрениям большинства мнения либо с готовностью присоединяются к точке зрения наиболее влиятельных (пользующихся авторитетом, доверием или просто упорно отстаивающих свои доводы) ее участников. Данная тенденция получила название группового мышления, или эффекта выравнивания. В отсутствие противодействия она обусловливает существенное снижение качества коллективного «продукта». Симптомы группового мышления: давление на противников; иллюзия неуязвимости; рационализация; самоцензура; уверенность в собственной непогрешимости; иллюзия единодушия; стереотипность мышления; иллюзия соблюдения этических норм. Литература: 1. Корпоративный менеджмент: Учебное пособие. Авторы: Селезнёв В.А., Орехов С.А., Тихомирова Н.В. Издательство: Дашков и К, 2012 г. 2. Организационное поведение: учебник. Автор: Красовский Ю.Д. Издательство: Юнити-Дана, 2010 г. 3.Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учебное пособие. Автор: Персикова Т.Н. Издательство: Логос, 2011 г. 4. Социокультурные основы управления бизнес-организацией: учебное пособие. Автор: Красовский Ю.Д. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. Интернет ресурсы: 1. http//www.wsj.com (Wall Street Journal) 2. http//www.amazon.com 3. http//www.management.com.ua 4. http//www.dewbusiness.ru 5. http//www.cnn.com. Вопросы: 1. В чем состоят различия между механистическими и органическими организациями? Какова роль команд в каждой из них? 2. В чем заключаются основные причины отчуждения рабочих от процесса труда? Какие действия менеджмента позволяют снизить степень отчуждения? 3. Как вы представляете себе механизм функционирования матричной организации? В чем состоят ее преимущества и недостатки? В каких ситуациях матричная структура является наиболее эффективной?
|