![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы развития способностей ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Одним из существенных факторов, оказывающих влияние на развитие одаренности, является социальная среда. В ходе различных исследований по изучению влияния социальной среды на одаренности ученые приходили к неоднозначным, а порой и противоречивым выводам. Однако, можно утверждать, что одним из социальных факторов развития являются социально-экономические условия жизни. Эти условия влияют на развитие одаренности, поскольку ими определяется уровень жизни человека. Чем общество является более экономически развитым, тем более благоприятны условия создаются для развития одаренности человека[11]. Кроме того, очевидно, что крайне важным фактором развития одаренности является специфика семьи и семейных отношений человека, а именно: ¾ структура семьи и ее эмоциональный климат ¾ стиль воспитания и специфика отношений между родителями и детьми ¾ отношение родителей к одаренности ребенка. Более детально изученным является вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые единогласно утверждают, что тоталитарные стили воспитания ребенка, базирующиеся на жестком контроле и силовом давлении со стороны родителей, являются фактором Важным аспектом в развитии способностей является отношения родителей к детской одаренности. Этот фактор является одним из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка. Встречаются следующие типы отношений: ¾ отрицательное ¾ игнорирующее ¾ положительное ¾ гиперсоциализация. При гиперсоциализации родители через одаренность ребенка пытаются самоутвердиться, видя в ней особый престиж, либо возможность реализации своих несбывшихся стремлений и упущенных возможностей[12]. Как было отмечено ранее, способности могут развиваться только в процессе деятельности. Поэтому необходимо как можно раньше включать ребенка в деятельность, к которой у него обнаруживаются специальные способности. Однако, преимущественно одностороннее развитие в одной области может повредить ребенку. Для полноценного развития и расцвета специальных способностей необходимо развитие уровня общих способностей, широкого кругозора, общей культуры. Всестороннее развитие является необходимым для гармоничного развития личности в целом. В случае, если у ребенка в раннем возрасте не проявляются ярко выраженные способности к какой-либо деятельности, его так же необходимо всестороннее развивать, поскольку в процессе обучения он может обнаружить склонности и способности к чему-либо. С поступлением в школу возможности включения ребенка в ту или иную деятельность значительно расширяются. Особая роль здесь принадлежит различным творческим и научным кружкам при школах и учреждениях дополнительного образования. Каждый здоровый в психическом и физическом отношениях ребенок обладает общими способностями, необходимыми для успешного обучения в школе. Каждый ученик способен овладеть умениями и навыками на уровне средней школы. Однако, иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному предмету учебной программы. Это, чаще всего, происходит вследствие недостатка у школьника некоторых знаний и умений, пробелов в знаниях, в некоторых случаях, из-за проявления тех или иных особенностей темперамента. Помимо общих способностей к учению, каждый ребенок обладает и потенциалом развития специальных способностей. Перед родителями и педагогами стоит задача помочь ребенку найти тот вид деятельности, в котором он наиболее успешен, показать ему его возможности. На пути развития способностей огромна роль педагога, ведь именно он помогает ребенку в формировании способностей и талантов учеников. Он должен умело направлять развитие природных задатков в нужное русло. Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет своих способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для проявления и развитая способностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей. Однако не всякая деятельность, в которую включается ребенок, автоматически формирует и развивает его способности к ней. Для того чтобы деятельность оказывала положительное влияние на развитие способностей, она должна удовлетворять следующим условиям:
¾ деятельность должна вызывать у ребенка устойчивые и сильные положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения в процессе занятия данной деятельностью. В этом случаи у ребенка возникает стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься данной деятельностью. У него возникает живая заинтересованность, желание выполнить работу как можно лучше, а не формальное, безразличное отношение к делу. Все эти условия являются необходимыми для того, чтобы процесс деятельности оказывал положительное влияние на развитие способностей. ¾ Деятельность ребенка, по возможности, должна быть творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений, в их детальном разборе. Для музыкальных способностей необходим постоянный слуховой анализ и тренировка в воспроизведении технических музыкальных навыков. Полезными являются специальные экскурсии с выездами на природу с целью развития наблюдательности и эстетического восприятия действительности. ¾ Деятельность должна быть организована таким образом, чтобы перед ребенком возникали цели, на одну или несколько ступеней превосходящие его сегодняшние возможности и уже достигнутый им уровень выполнения деятельности на данный момент. В особенности в постоянном усложнении творческих заданий нуждаются дети, уже определившиеся с выбором деятельности и проявившие наличие незаурядных способностей в ней. Поскольку способности могут принести плоды лишь в сочетании с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, педагогу необходимо активно развивать интерес ребенка, стремиться к тому, чтобы эти интересы не поверхностный характер, а были подкреплены глубоким и устойчивым интересом.
Воспитывая способности детей, нужно развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и ярко выраженные способности не дадут результата. Иногда ребенок, обладающий незаурядными способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях ему необходима поддержка педагога и его помощь в преодолении трудностей.
Заключение
Природа человеческой одаренности вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Является ли одаренность врожденной или формируется прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или талант складывается в результате кропотливой ежедневной работы над собой? На основании изученных материалов, описывающих исследования в области темы способностей можно сделать следующие выводы: ¾ Способности представляют собой комплекс индивидуальных психофизиологических особенностей личности, в которых заложена возможность достижения высоких результатов в какой-либо деятельности ¾ Существуют способности общие, необходимые для осуществления любой деятельности и жизни в обществе, и специальные способности, являющиеся специфическими для конкретной деятельности ¾ Способность может развиться только в процессе деятельности ¾ Наличие задатков к определенному виду деятельности еще не гарантирует достижения успеха в ней, а лишь является предпосылкой для развития способности Проблема способностей, таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Тем не менее, изучение вопросов структуры способностей имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.
Список использованной литературы:
1) Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985г. 2) Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. М.: изд-во Московского Университета, 1982г. 3) Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Политиздат, 1961г. 4) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006г. 5) Психология: Учебник/Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. М.: Учпедгиз, 1988г. 6) Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. М.: Ось-89, 2007г. 7) Дружинина В. Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996г. 8) Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: «Академия», 2006г. 9) Лукацкий М. А. Остренкова М. Е. Психология: Учебник. М.: Эксмо, 2007г. 10) Общая психология/ под редакцией Петровского А.В. М.: Просвещение, 2003г. 11) Слуцкий В.М. Одаренные дети. М.: Прогресс, 1991г. 12) Д.Н. Общая психология. М.: Смысл, 2004г. 13) Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности. М.: Бином, 2011г. 14) Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005г. 15) Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Нова, 2006г. 16) Анастази А. Дифференциальная психология: Психология индивидуальных различий. М: Мысль, 1992г. 17) Узнадзе Д.Н. Общая психология. М.: Смысл, 2004г. 18) Сорокун П.А. Основы психологии: Учеб. пособие. Псков.: ПГПУ, 2005г. 19) Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. М.: Знание, 1998г. 20) Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. М.: Эксмо, 2006г.
[1] Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. М.: Ось-89, 2007г. [2] Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985г. [3] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006г. [4] Дружинина В. Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996г. [5] Лукацкий М. А. Остренкова М. Е. Психология: Учебник. М.: Эксмо, 2007г. [6] Общая психология/ под редакцией Петровского А.В. М.: Просвещение, 2003г. [7] Слуцкий В.М. Одаренные дети. М.: Прогресс, 1991г. [8] Д.Н. Общая психология. М.: Смысл, 2004г. [9] Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности. М.: Бином, 2011г. [10] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Нова, 2006г. [11] Анастази А. Дифференциальная психология: Психология индивидуальных различий. М: Мысль, 1992г. [12] Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. М.: Знание, 1998г.
|